Литература и нравственное воспитание личности

Разделы: Литература


Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности и ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, коллективу, обществу, Родине, труду, своим обязанностям и к самому себе.

Нравственные качества человека - продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом индивидууме.

Сегодня, когда угрожающий характер приобрела деформация, личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где прекрасное, а где безобразное, и живущего в плену ложных ценностей, как никогда важно обратиться к духовным основам классической литературы и с помощью великих писателей гуманистов дать нравственные ориентиры современному школьнику. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основным назначением литературы — силой слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в побуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника.

Для привития учащимся нравственных качеств на уроках литературы на материале жизни и творчестве писателей представляю основные этапы нравственного становления личности.

В процессе изучения биографии писателя учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы и выполняют задания:

  • Каким человеком вам представляется писатель?
  • Какие чувства остаются в душе после изучения его биографии?
  • Зашипите слова, характеризующие внутренний мир автора (мечтатель, фантазер, неравнодушный, отзывчивый, добрый, справедливый, патриот, с чувством юмора и т.д.)

Благодатным материалом для нравственного воспитания является изучение сказок, где почти всегда побеждает добро, а зло наказывается.

Изучая сказку-быль ММ. Пришвина «Кладовая солнца», детям предлагаю записать слова-ассоциации любой части речи. Они представляют, что такое «я», и что такое «мы»

«Я»

«Мы»

          
          

боль, страх, одиночество,  подозрительность, бояться, скучно, тихо, пустота, грусть, тоска, раздумье и т.д.
легче, радость, смех, дружба, семья, сила, защита, спокойно, любовь и т.д.

Затем ученики подчеркивают в каждой колонке 2 самых важных слова. С этими словами составляются вопросы:

  • Каким должен быть друг?
  • Что такое доверие, понимание, любовь?
  • Как бы ты поступил в такой ситуации? И т.д.

То же самое можно провести со словами:

«Кладовая»

«Солнце»

          
          

ценность, золото, кормилица, тепло, свет, жизнь, любовь, смех, чудо, сердце, жизнь, богатство, лето, мама, ласка, уют, душа, человек

Слова-ассоциации помогают перейти к важным выводам, заставляют задуматься о смысле жизни.

Часто дети получают домашнее задание «Для души». Предлагаю им задуматься о том, как они относятся к папе, маме, сестре, брату, братьям нашим меньшим; говорить друг другу ласковые слова, записывать их в тетрадь, а при проверке выяснить, у кого больше ласковых слов.

Пословица может стать жизненным правилом, наставником, советчиком добрых дел. Уроки «Жить по народной мудрости» дают возможность проследить, изменились ли нравственные ценности людей. Времена меняются, а наставления наших предков с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают.

Уроки доброты помогают не только проверить знания учащихся в области литературы, они делают их добрее, человечнее.

Нравственная оценка становится легче для каждого ученика, если она подкрепляется собственным пониманием добра и зла, его личным отношением к плохому и хорошему. В этом помогают рисунки детей по страницам пройденных произведений.

Мотив дома и семьи заставляет детей проникнуться чувством сострадания, милосердия.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок» бесприютный и бездомный листок, оторвавшийся от ветки дуба, брошенный вихрем в странствия, очень напоминает современных детей, волею судеб расставшихся с родным домом. Крутит их в житейском вихре как сорванные, никому не нужные листья. Куда их вынесет?

Предлагаются нравственные задачи: выбрать правильное решение из двух или нескольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга. Таким путем ученики учатся отстаивать правильную позицию, доказывать ее верность, убеждать в ней других.

Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих в основе их поведения.

Уроки мужества широко и всесторонне исследуют нравственную природу человека, испытывают его войной, любовью, дружбой, интернациональным долгом, готовностью на жертву ради людей. Родины.

На эти уроки приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, участники боевых действий.

По-прежнему в учебном процессе важное место занимает развитие речи, особенно такие виды работ, как изложение, сочинение, стихи собственного сочинения, которые позволяют учителю узнать внутренний мир ученика и, прежде всего, его нравственную направленность.

Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В качестве примера можно привести стихотворение Иванова Николая, выпускника нашей школы, «Я видел Беслан»:

Когда мне сказали, то я поверил,
Подумал, что это какой-то обман.
Подумал, что просто
С экранов
Звери
Втирают нам новую сказку - Беслан.
Я поздно увидел цветы у ограды,
Безумных от горя, в слезах, матерей.
Во имя какого же Бога
Вы,
Гады,
Стреляли в ни в чём неповинных детей?
Непросто сидеть и смотреть, как от стенок
Уносят убитых.
И там никого...
Я чувствовал страшную дрожь у коленок,
И думал: «А как им? А им каково?»
Я этих детей никогда не увижу,
Сейчас они смотрят в тёмную ночь.
Я громко кричу,
Я себя ненавижу
За то, что не мог ничем им помочь.

Стихотворение Барковской Любы, выпускницы Иргейской средней общеобразовательной школы, студентки 1 курса филологического факультета ИГЛУ.

Сибирь! Иркутская Земля,
Широкая, просторная.
Сибирь! О Родина моя,
Снегами занесенная.
Твою не описать красу:
Глаза озер глубокие,
В русоволосую косу
Вплела леса широкие,
Березовый твой нежный стан
Одет в меха пушистые,
А по рябиновым устам
Скользит улыбка чистая.
Вся в золоте лесов осенних,
В топазе голубого льда,
Вся в янтаре дождей весенних,
В сиянье нитей жемчуга.
Тебя, о госпожа Байкала,
Увидев раз, нельзя забыть.
Истоки рек, Земли начала,
Сибирь! Ты будешь вечно жить!

Надо помнить, что важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности, где каждый ученик ощущает себя равноправным членом коллектива, благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников, которые имеют большое значение в нравственном воспитании.