Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цель: Систематизировать изученный материал по теме: “Односоставные предложения” проверить его усвоение; повторение грамматической основы предложения; тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, подбор материала к сочинению о природе родного края; привитие детям чувства уважения к лесным богатствам нашей страны, чувства ощущения прекрасного в природе, чувства ответственности за будущее.

Оборудование:

а) таблица:

б) заранее написанный текст для самостоятельной работы (см.ниже)

Ход урока

I. Сообщение цели урока

II. Фронтальный опрос

  1. По какому признаку односоставные предложения отграничиваются от двусоставных предложений?
  2. По какому признаку односоставные предложения делятся на 2 группы?
  3. На какие группы делятся предложения с одним главным членом – сказуемым?
  4. Назовите предложения с одним главным членом – подлежащим. (в течение ответов на магнитной доске учитель выстраивает таблицу (см.оборудование).

III. Задание на дом

Упр. 208 (по таблице)

IV. Повторение

1. Диктант (комментированный) с грамматическим заданием:

а) выделить грамматическую основу;
б) указать, чем выражена;
в) определить вид предложения по составу (ОП или ДП)

Богата лесами наша страна.
Лес – достояние не одного поколения

Словарная работа

Лес – это кладовые природы. Человеку всегда будет не хватать звона воды в лесном ручье, шелеста листьев над головой.

R.S. Повторение

Какое пунктуационное правило мы повторили? (тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным)

Повторение

2. Безличные предложения.

Свободный диктант с грамматическим заданием:

а) Чтение текста учителем.
б) Записывают текст по предложению. Предложения читается один раз.
в) Безличные предложения подчеркнуть одной чертой.
г) один учащийся выполняет индивидуальную работу (см.ниже)

Текст для свободного диктанта:

Лес был густой и высокий. Огромные спокойные старые березы отсвечивали по верху яркой, свежей зеленью. Внизу было прохладно и сумрачно. Дикие пчелы с однотонным жужжанием кружились возле дупла полусгнившей, покрытой наростами осины. Пахло грибами, прелой листвой и сыростью распластавшегося неподалеку болотца. (А.Гайдар)

Карточка для индивидуальной работы:

Задание: выписать безличные предложения, дать определение.

А летнее, июльское утро!

Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст. Вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. Воздух весь наполнен свежей горечью полыни, медом и “кашки”. Еще свежо. Но уже чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца. Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха…

Солнце все выше и выше. Вот уже жарко стало. (И.С.Тургенев)

3. Ответ учащегося у доски по карточке. Определение безличных предложений

4. Повторение  Неопределенно-личные предложения. Творческая работа.

(Переделать безличные предложения в неопределенно-личные.)

Клумбу засыпало песком. –
– Клумбу засыпали песком.
Огнем выжгло траву. –
– Огнем выжгли траву.
Взрывом раздробило скалу.
– Взрывом раздробили скалу.

5. Устное обобщение.

а) Основной признак неопределенно-личностных предложений.
б) Чем отличаются неопределенно- личные от определенно-личных предложений.

6. Повторение.

Определенно-личные предложения. Выборочный диктант.

Упражнение 198.

Задание: выписать только определенно-личные предложения.

R.S. Пояснение учителя. Обратить внимание на то, что односоставные предложения очень часто являются частью сложного предложения.

7. Повторение. Назывные предложения.

а) Вопросы:

  • О каких предложениях мы сегодня не вели речь?
  • Какие предложения называются односоставными?

V. Итог урока

Самостоятельная работа. Осложненное списывание с доски текста с грамматическим заданием:

а) вставить пропущенные буквы,
б) определить вид предложения по составу,
в) выделить грамматическую основу.

Утро. И завтрашн… п…к…ление обязательно захочет в нем увидеть п…лет белых лебедей, ощ…тить запахи леса, побр…дить по степи. Давайте же сбереж…м для него земные щедроты природы. (По В. Закруткину.)