Структура модели профильной школы "Многопрофильная школа с углубленным изучением отдельных предметов"

Разделы: Администрирование школы


В начале этого века перед администрацией муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов" стал вопрос: “Как сделать управление в школе эффективным, чтобы оно было направлено на улучшение учебно-воспитательного процесса и удовлетворяло требованиям перехода к новой образовательной парадигме: профильному обучению?», «Как добиться конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг в городе и регионе?”

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой.

Опираясь на накопленный опыт педагогической науки и практическую работу учителей, мы пришли к выводу, что через индивидуализацию и профилизацию обучения педагогический коллектив способен повысить качество образования в школе, придать ему вариативный характер. Родители и учащиеся поддержали это начинание и стали его активными помощниками и участниками.

Современная школа не в полной мере решает задачи профилизации обучения, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замирание процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить профильная школа.

Именно поэтому педагогический коллектив школы направляет все усилия на построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Для достижения целей образования школа выбрала стратегическую идею – овладение учащимися ключевыми и профильными компетенциями, способность осознанно выбрать профессию, приобрести навыки самообразования, высокую конкурентоспособность на рынке занятости и предлагает следующую модель профильной школы: «Многопрофильная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Школа на сегодня уже имеет определенный опыт профилизации. В этом году мы выпускаем первых учеников профильных классов, их 91 человек. Это учащиеся, закончившие социально-гуманитарный класс (24 человека), информационно-технологический – (30 человек), химико-биологический – (26 человек) и универсальный профили.

Однако в том виде, как существуют на сегодня профили нас не устраивает, поэтому с 2008-2009 учебного года мы внесли некоторые коррективы в нашу модель, особое внимание уделить выработке необходимых компетенций. (Приложение 5)

Общее описание модели

Согласно существующей классификации профильных школ МОУ СОШ №12 определяется как:

  • Массовая школа – по контингенту учащихся.
  • Школа с углубленным изучением отдельных предметов – по уровню сложности и качества используемых образовательных программ.
  • Полная общеобразовательная школа, обеспечивающая многопрофильную подготовку.
  • Автономная (базовая) школа, готовая к интеграции в муниципальную, региональную и федеральную профильные сети.

Выбор профилей и содержания обучения в школе обусловлен:

  • анализом выбора курсов предпрофильной подготовки учащимися 8 классов,
  • результатами диагностики 9-классников по профессиональной ориентации и самоопределению учащихся,
  • уровнем кадрового потенциала, возможностью привлечения преподавателей высшей школы, внешкольных учреждений.
  • анализом социального заказа родителей учащихся,
  • анализом стратегических изменений на рынке труда Белгородской области.

Описание модулей:

Каждый модуль рассматривается с трех позиций:

  • содержание интеллектуально-познавательной деятельности,
  • ожидаемый результат;
  • условия, обеспечивающие существование этой модели.

Модуль № 1 (5-7, 8-9 классы)

  • общие учебные навыки, соответствующие требованиям Федерального компонента государственного стандарта РФ .
  • прочные, глубокие знания
  • основы гражданского мировоззрения
  • ключевые компетенции, сформированные через социальные пробы и роли
  • переход от мотива интереса к мотиву достижения цели
  • осознанный выбор профиля обучения

Модуль №2 (10-11 классы)

  • освоение содержания выбранного профиля обучения на уровне гарантирующего поступление в высшее учебное заведение
  • система мыслительных навыков, культура интеллектуальной деятельности
  • понимание собственной значимости, как активного преобразователя окружающего мира
  • многофункциональные компетенции, реализованные в социальных практиках
  • мотив достижения цели как определяющая доминанта жизненных приоритетов
  • поступление в вуз по профилю обучения

Условия, обеспечивающие достижение ожидаемого результата

Личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии

  • личностно-ориентированные, развивающие творческие начала личности через систему социальных отношений в формате профильного обучения;
  • информационно-коммуникационные, позволяющие расширить ключевые компетенции до многофункциональных;
  • здоровьесберегающие, формирующие терминальные ценности здорового образа жизни и экологической безопасности.

Социокультурное пространство, обеспечивающее профессиональное самоопределение, через

  • формирование нравственно-эмоциональной благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности ученика и учителя;
  • участие в органах самоуправления с целью приобретения новых компетенций;
  • организация социальных практик, для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации и творческого развития личности;
  • внедрение интерактивных форм общественной и досуговой деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение включает

  • отслеживание особенностей психологического развития учащихся,
  • создание в педагогической среде психологических условий для развития и успешного обучения учащихся,
  • создание специальных социально-психологических условий для успешного перехода от предпрофильного обучения к профильному, определение терминальных ценностей и профессионального самоопределения выпускников.

Модуль №3 (педагогические кадры)

Содержание:

  • профессиональная педагогическая деятельность, основанная на новой философии и методологии образования;
  • культура межличностных отношений.

Ожидаемый результат:

  • новые компетенции педагогов;
  • система профессиональных достижений педагогов;
  • качество образовательных услуг.

Условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов:

  • КПК по базовым и профильным предметам;
  • спецсеминары и проблемно-тематические курсы;
  • самообразование участие в научно-методической деятельности участие в профессиональных конкурсах, смотрах, фестивалях;
  • внедрение матричной системы мониторинга в управленческую деятельность.

Какая же получилась структура профильного и предпрофильного обучения в школе. (Приложение 1, Приложение 2)

Предложенная модель позволяет

  • сохранить преемственность между предпрофильной и профильной школой,
  • удовлетворить выбор каждого учащегося в профильных и элективных учебных предметах,
  • организовать занятия в рамках одной смены
  • соблюсти паритет между интеллектуальным и творческим трудом,
  • стимулировать учителей, классных руководителей к работе в режиме развития.

Результативность выбранной модели:

Количество победителей и призеров городских олимпиад выросло с 2004-2005 учебного года на 48%, а областных олимпиад – на 100%.

Участие в конкурсах

В 2005-2006 году ученик 11 класса Бабухин Е. стал победителем областного тура конкурса экологических проектов. В этом же году выпускники школы (Поляков А., Мерзликина Д.) принимали участие в Российском лингвистическом турнире в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и стали лауреатами. В 2006 году количество участников в данной программе составило 27 учащихся школы по русскому языку, английскому языку, информатике и в начальной школе, из них 22 – стали лауреатами. Ученица 9 класса Сальникова Е. – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Урок письма-2005» (номинация «Письмо ветерану»), а ученица 10 класса Солдатова А. стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». В 2005 году учащийся 11 класса Поляков А. принимал участие в Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее», где стал обладателем диплома третьей степени.

2007-2008 учебный год обучающиеся школы стали победителями областного конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее» (Черкасских М – 8б, Меньшикова Елена – 10в), а Меньшикова Елена принимала участие во Всероссийском молодежном научном форуме «Шаг в будущее» и включена в Национальную делегацию Российской Федерации для участия в Тайваньской научной выставке, награждена дипломом первой степени во Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура». 52 обучающихся 2-4 классов стали лауреатами Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Результаты единого государственного экзамена

В 2005-2006 уч.гг. 71 % всех выпускников подтвердили годовую отметку «4» и «5» по русскому языку. Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 50,9, по математике – 52,2 балла.
В 2006-2007 уч.гг. выпускники 11 б класса с углубленным изучением физики подтвердили годовую отметку «4» и «5» по русскому языку (72%) и математике (61%). Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 52, по математике – 54 балла.
В 2007-2008 учебном году выпускники 11 а класса соцально-гуманитарного профиля, подтвердили годовую отметку «4» и «5» по русскому языку (78%). Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 56. Результаты информационно-технологического класса по математике – 62%, по информатике – 77%.
Таким образом, очевиден рост качества подготовки выпускников школы в разрезе ЕГЭ. В связи с такой структурой профильного обучения продумывается модель выпускника школы №12. (Приложение 3, Приложение 4)

Выступления в печати:

  1. Управление школой №6–2007г, с 33-39 (Лазарева М.В., Лазарева О.Н. – Развитие по программе. Организационно-педагогический механизм управления инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса при переходе школы к профильному обучению).
  2. Сборник материалов из опыта работы общеобразовательных учреждений Белгородской области. Белгород, 2005. – 74 с.// С.69-74. (Лазарева М.В., Лазарева О.Н. Некоторые аспекты реализации экспериментальной работы по теме: «Совершенствование структуры и содержания общего образования» в деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов».
  3. Лазарева О.Н., Маликова Л.А. Переход субъектов образовательного процесса к профильному обучению (на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области). Сборник статей. Москва АНО «Образовательный форум»; стр 60.
  4. участие в Интернет конференции «Образование для юношества» на сайте www.forumobr.ru; участие в муниципальном конкурсе по введению в школе профильного обучения.
  5. Лазарева О.Н – участие в работе круглого стола по теме: «Использование инновационных технологий в профильном обучении»; участие в Региональной ярмарке социально-педагогических инноваций по теме « Использование информационной среды для формирования ключевых компетенций субъектов образовательного процесса при переходе школы к профильному обучению».
  6. Куприянова С.А. «Метод проектов как средство развития исследовательских и творческих способностей обучающихся» Сборник статей. Учитель – учителю.Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск №3 г.Белгород,ИПЦ «Политерра», 2008 – 464 с.

Библиографический список:

  1. Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение. //Воспитание школьников – 2004 – 1 – с.
  2. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – М.– Белгород, 1995. – 251 с.
  3. Зильберберг Н. Модели профильного обучения// Профильная школа. – 2003 – 2 – с. 39.
  4. Лернер П. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. //Школьные технологии. – 2003 – 4 – с. 50.
  5. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). – М.: Сентябрь, 2005. – 160 с.
  6. Пинский А. Модели портфеля образовательных достижений школьников. //Профильная школа. – 2003 – 3 – с. 9.
  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
  8. Чечель И. Подготовка педагогического и управленческого персонала к введению профильного обучения. //Профильная школа. – 2003 – 2 – с.17.
  9. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 . – 160 с.