В начале этого века перед администрацией муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов" стал вопрос: “Как сделать управление в школе эффективным, чтобы оно было направлено на улучшение учебно-воспитательного процесса и удовлетворяло требованиям перехода к новой образовательной парадигме: профильному обучению?», «Как добиться конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг в городе и регионе?”
Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой.
Опираясь на накопленный опыт педагогической науки и практическую работу учителей, мы пришли к выводу, что через индивидуализацию и профилизацию обучения педагогический коллектив способен повысить качество образования в школе, придать ему вариативный характер. Родители и учащиеся поддержали это начинание и стали его активными помощниками и участниками.
Современная школа не в полной мере решает задачи профилизации обучения, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замирание процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить профильная школа.
Именно поэтому педагогический коллектив школы направляет все усилия на построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Для достижения целей образования школа выбрала стратегическую идею – овладение учащимися ключевыми и профильными компетенциями, способность осознанно выбрать профессию, приобрести навыки самообразования, высокую конкурентоспособность на рынке занятости и предлагает следующую модель профильной школы: «Многопрофильная школа с углубленным изучением отдельных предметов».
Школа на сегодня уже имеет определенный опыт профилизации. В этом году мы выпускаем первых учеников профильных классов, их 91 человек. Это учащиеся, закончившие социально-гуманитарный класс (24 человека), информационно-технологический – (30 человек), химико-биологический – (26 человек) и универсальный профили.
Однако в том виде, как существуют на сегодня профили нас не устраивает, поэтому с 2008-2009 учебного года мы внесли некоторые коррективы в нашу модель, особое внимание уделить выработке необходимых компетенций. (Приложение 5)
Общее описание модели
Согласно существующей классификации профильных школ МОУ СОШ №12 определяется как:
- Массовая школа – по контингенту учащихся.
- Школа с углубленным изучением отдельных предметов – по уровню сложности и качества используемых образовательных программ.
- Полная общеобразовательная школа, обеспечивающая многопрофильную подготовку.
- Автономная (базовая) школа, готовая к интеграции в муниципальную, региональную и федеральную профильные сети.
Выбор профилей и содержания обучения в школе обусловлен:
- анализом выбора курсов предпрофильной подготовки учащимися 8 классов,
- результатами диагностики 9-классников по профессиональной ориентации и самоопределению учащихся,
- уровнем кадрового потенциала, возможностью привлечения преподавателей высшей школы, внешкольных учреждений.
- анализом социального заказа родителей учащихся,
- анализом стратегических изменений на рынке труда Белгородской области.
Описание модулей:
Каждый модуль рассматривается с трех позиций:
- содержание интеллектуально-познавательной деятельности,
- ожидаемый результат;
- условия, обеспечивающие существование этой модели.
Модуль № 1 (5-7, 8-9 классы)
- общие учебные навыки, соответствующие требованиям Федерального компонента государственного стандарта РФ .
- прочные, глубокие знания
- основы гражданского мировоззрения
- ключевые компетенции, сформированные через социальные пробы и роли
- переход от мотива интереса к мотиву достижения цели
- осознанный выбор профиля обучения
Модуль №2 (10-11 классы)
- освоение содержания выбранного профиля обучения на уровне гарантирующего поступление в высшее учебное заведение
- система мыслительных навыков, культура интеллектуальной деятельности
- понимание собственной значимости, как активного преобразователя окружающего мира
- многофункциональные компетенции, реализованные в социальных практиках
- мотив достижения цели как определяющая доминанта жизненных приоритетов
- поступление в вуз по профилю обучения
Условия, обеспечивающие достижение ожидаемого результата
Личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии
- личностно-ориентированные, развивающие творческие начала личности через систему социальных отношений в формате профильного обучения;
- информационно-коммуникационные, позволяющие расширить ключевые компетенции до многофункциональных;
- здоровьесберегающие, формирующие терминальные ценности здорового образа жизни и экологической безопасности.
Социокультурное пространство, обеспечивающее профессиональное самоопределение, через
- формирование нравственно-эмоциональной благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности ученика и учителя;
- участие в органах самоуправления с целью приобретения новых компетенций;
- организация социальных практик, для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации и творческого развития личности;
- внедрение интерактивных форм общественной и досуговой деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение включает
- отслеживание особенностей психологического развития учащихся,
- создание в педагогической среде психологических условий для развития и успешного обучения учащихся,
- создание специальных социально-психологических условий для успешного перехода от предпрофильного обучения к профильному, определение терминальных ценностей и профессионального самоопределения выпускников.
Модуль №3 (педагогические кадры)
Содержание:
- профессиональная педагогическая деятельность, основанная на новой философии и методологии образования;
- культура межличностных отношений.
Ожидаемый результат:
- новые компетенции педагогов;
- система профессиональных достижений педагогов;
- качество образовательных услуг.
Условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов:
- КПК по базовым и профильным предметам;
- спецсеминары и проблемно-тематические курсы;
- самообразование участие в научно-методической деятельности участие в профессиональных конкурсах, смотрах, фестивалях;
- внедрение матричной системы мониторинга в управленческую деятельность.
Какая же получилась структура профильного и предпрофильного обучения в школе. (Приложение 1, Приложение 2)
Предложенная модель позволяет
- сохранить преемственность между предпрофильной и профильной школой,
- удовлетворить выбор каждого учащегося в профильных и элективных учебных предметах,
- организовать занятия в рамках одной смены
- соблюсти паритет между интеллектуальным и творческим трудом,
- стимулировать учителей, классных руководителей к работе в режиме развития.
Результативность выбранной модели:
Количество победителей и призеров городских олимпиад выросло с 2004-2005 учебного года на 48%, а областных олимпиад – на 100%.
Участие в конкурсах
В 2005-2006 году ученик 11 класса Бабухин Е. стал победителем областного тура конкурса экологических проектов. В этом же году выпускники школы (Поляков А., Мерзликина Д.) принимали участие в Российском лингвистическом турнире в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и стали лауреатами. В 2006 году количество участников в данной программе составило 27 учащихся школы по русскому языку, английскому языку, информатике и в начальной школе, из них 22 – стали лауреатами. Ученица 9 класса Сальникова Е. – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Урок письма-2005» (номинация «Письмо ветерану»), а ученица 10 класса Солдатова А. стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». В 2005 году учащийся 11 класса Поляков А. принимал участие в Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее», где стал обладателем диплома третьей степени.
2007-2008 учебный год обучающиеся школы стали победителями областного конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее» (Черкасских М – 8б, Меньшикова Елена – 10в), а Меньшикова Елена принимала участие во Всероссийском молодежном научном форуме «Шаг в будущее» и включена в Национальную делегацию Российской Федерации для участия в Тайваньской научной выставке, награждена дипломом первой степени во Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура». 52 обучающихся 2-4 классов стали лауреатами Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Результаты единого государственного экзамена
В 2005-2006 уч.гг. 71 % всех выпускников подтвердили
годовую отметку «4» и «5» по русскому языку.
Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 50,9, по
математике – 52,2 балла.
В 2006-2007 уч.гг. выпускники 11 б класса с углубленным
изучением физики подтвердили годовую отметку «4»
и «5» по русскому языку (72%) и математике (61%).
Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 52, по
математике – 54 балла.
В 2007-2008 учебном году выпускники 11 а класса
соцально-гуманитарного профиля, подтвердили
годовую отметку «4» и «5» по русскому языку (78%).
Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 56.
Результаты информационно-технологического
класса по математике – 62%, по информатике – 77%.
Таким образом, очевиден рост качества подготовки
выпускников школы в разрезе ЕГЭ. В связи с такой
структурой профильного обучения продумывается
модель выпускника школы №12. (Приложение
3, Приложение 4)
Выступления в печати:
- Управление школой №6–2007г, с 33-39 (Лазарева М.В., Лазарева О.Н. – Развитие по программе. Организационно-педагогический механизм управления инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса при переходе школы к профильному обучению).
- Сборник материалов из опыта работы общеобразовательных учреждений Белгородской области. Белгород, 2005. – 74 с.// С.69-74. (Лазарева М.В., Лазарева О.Н. Некоторые аспекты реализации экспериментальной работы по теме: «Совершенствование структуры и содержания общего образования» в деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов».
- Лазарева О.Н., Маликова Л.А. Переход субъектов образовательного процесса к профильному обучению (на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области). Сборник статей. Москва АНО «Образовательный форум»; стр 60.
- участие в Интернет конференции «Образование для юношества» на сайте www.forumobr.ru; участие в муниципальном конкурсе по введению в школе профильного обучения.
- Лазарева О.Н – участие в работе круглого стола по теме: «Использование инновационных технологий в профильном обучении»; участие в Региональной ярмарке социально-педагогических инноваций по теме « Использование информационной среды для формирования ключевых компетенций субъектов образовательного процесса при переходе школы к профильному обучению».
- Куприянова С.А. «Метод проектов как средство развития исследовательских и творческих способностей обучающихся» Сборник статей. Учитель – учителю.Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск №3 г.Белгород,ИПЦ «Политерра», 2008 – 464 с.
Библиографический список:
- Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение. //Воспитание школьников – 2004 – 1 – с.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – М.– Белгород, 1995. – 251 с.
- Зильберберг Н. Модели профильного обучения// Профильная школа. – 2003 – 2 – с. 39.
- Лернер П. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. //Школьные технологии. – 2003 – 4 – с. 50.
- Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). – М.: Сентябрь, 2005. – 160 с.
- Пинский А. Модели портфеля образовательных достижений школьников. //Профильная школа. – 2003 – 3 – с. 9.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
- Чечель И. Подготовка педагогического и управленческого персонала к введению профильного обучения. //Профильная школа. – 2003 – 2 – с.17.
- Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 . – 160 с.