В современных условиях перед школьным образованием стоят задачи формирования у школьников активной жизненной позиции, оказания молодым людям помощи в выборе успешного жизненного пути, подготовки учащихся к выполнению различных социальных ролей. Решение их сегодня невозможно без использования информационно-коммуникативных технологий.
Созданное в нашей школе единое информационное пространство позволяет всем субъектам образовательного процесса пользоваться информационными ресурсами, в том числе и Интернетом. Это способствует обогащению образовательной и воспитательной среды новыми формами и методами работы, эффективному сочетанию базового школьного образования с дополнительным образованием. Результатом явилась успешная самореализация учащихся, формирование творческой личности с активной жизненной позицией, что отразилось в достижениях школы.
В школе есть оборудованные предметные кабинеты, в которых эффективно используются информационно-коммуникативные технологии в предметном образовании, есть видеозал, несколько специализированных кабинетов для преподавания информатики. Единое информационное пространство школы позволяет вести электронный журнал, работать на школьном сайте, использовать активный экран. Но оборудованные оргтехникой предметные кабинеты используются в течение всего дня по школьному расписанию. Это ограничивает время дополнительного использования информационного пространства учителями и учениками. Поэтому мы создали медиацентр, имеющий практическую ценность для всех субъектов образовательного процесса школы. Использование Интернета по необходимости, а не по расписанию расширило границы доступа к разнообразной информации, предоставило максимальную свободу выбора форм и методов самореализации и творчества. Сосредоточение всех технических и цифровых образовательных ресурсов в одном месте, возможность получения при этом квалифицированной методической и технической помощи способствует эффективному использованию информационно-коммуникативных технологий. Усилился творческий характер самообразовательной деятельности участников образовательного процесса, так как стало возможным создание интеллектуального продукта, копирование и тиражирование его, оформление для участия в различных конкурсах.
Медиацентр не только способствует продуктивному использованию единого информационного образовательного пространства, современных технических средств, но и является центром деятельности творческих образований учителей и учащихся (Приложение 1).
Пресс-центр решает задачи:
- Информационная – обеспечение полноты, достоверности и своевременности актуальной для аудитории школы информации;
- Обучающая – знакомство учащихся с основными жанрами публицистики, историей журналистики, телевизионного творчества;
- Развивающая – развитие умения создавать публицистические тесты, теле- радиопередачи разных жанров; формирование у учащихся навыков редактирования;
- Совершенствование умения добиваться успешной коммуникации с представителями разных возрастных групп;
- Воспитывающая – формирование у учащихся активной жизненной позиции; приобщение учащихся к работе в команде;
- Профориентационная – знакомство учащихся с особенностями работы редакции, газеты, теле, радио редакции, ориентация учащихся на журналистскую специальность.
Участие в работе школьного пресс-центра позволяет учащимся повысить социальную активность, формирует положительные социальные установки, дает возможности творчески самореализовываться и примерить на себя интересную им профессию. В рамках пресс-центра осуществляются проекты (средства массовой информации):
- “Школьное телевидение” – предполагает периодичность выхода от одного раза в месяц в начале проекта до ежедневного эфира (новости, видеосюжеты, презентации);
- “Школьное радио” – служит доступным информационным каналом, который позволяет охватить широкий круг аудитории. Передачи выходят два раза в неделю. Совокупность рубрик раз ёличной тематики для разновозрастной аудитории с учетом их психического и интеллектуального развития, социальных и культурных интересов делает школьное радио интересным для всех.
- “Школьный сайт” – свои репортажи и публикации корреспонденты школьного пресс-центра публикуют в новостной ленте школьного сайта.
- “Школьная газета” – публикует новости, интервью с участниками событий, экспресс-опросы, творческие работы учащихся. Расширяет круг охвата участвующих в работе медиа-центра.
Студия проектов организует творческую интерактивную среду для обучения и воспитания, апробирует новые формы участия школьников в реализации социальных проектов, способствует освоению технологии социального партнерства и сетевого взаимодействия. Здесь создаются предметные проекты, воспитательные, социальные. Эта студия ярко демонстрирует сотрудничество всех субъектов образовательного пространства школы, так как участвуют в ее работе ученики, учителя, родители и представители местного сообщества – жители микрорайона школы.
Медиа-школа работает в период осенних, весенних и летних каникул. Основная идея – трансформирование основного содержание учебной программы и ориентация его на отдельные группы школьников, стремящихся к участию в управлении школой, вступлению в общественные организации или к созданию своих союзов, клубов и других неформальных сообществ. В рамках медиа-школы организовываются разновозрастные группы для реализации комплексных коммуникативных проектов. Здесь обучающая программа переплетается с наработкой опыта организаторской деятельности, работы в команде менеджеров проекта, в группе разработчиков новой технологии и т.д. В медиа-школу приглашаются учащиеся других школ микрорайона, а также педагоги, заинтересованные в развитии самоуправления в своих школьных сообществах.
Малая ученическая академия выявляет и поддерживает способных учащихся, учащихся с высоким уровнем познавательной активности, развивает личность, способную к самоактивизации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях, содействует профессиональной ориентации. Ученики под руководством учителей или родителей участвуют в исследовательской деятельности. Проектируют исследование, организуют эксперимент, оформляют результаты, выступают с результатами на школьной или районной научно-практической конференции.
Для современной школы требуется не только учитель – носитель информации, а учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Использование информационно-коммуникативных технологий открывает перед учителем новые неограниченные возможности в реализации своих творческих возможностей и совершенствовании профессионального мастерства.
Студия педагогического творчества создает условия для расширения пространства профессионального развития педагогов.
Направления деятельности студии:
- организационно-методическое, консультативное – информация педагогов о возможностях информационного пространства школы и Интернета для удовлетворения их профессиональных потребностей, консультации об особенностях работы с ним;
- информационно-методическое – координация конкурсного и выставочного профессионального движения, помощь в организации мониторинга образовательного процесса, осуществлении его проблемно-ориентированного анализа и оформлении необходимой документации;
- социально-педагогическое – организация социально-педагогических и психологических исследований учебно-воспитательного процесса, создание и реализация образовательных и социальных проектов;
- научно-методическое – развитие инновационных процессов, выявление, обобщение и тиражирование передового педагогического опыта, как в школе, так и за ее пределами; организация дистанционного обучения педагогов.
В рамках студии работают временные творческие коллективы (творческие и проектные группы), педагогические мастерские и педагогические лаборатории. Создаются условия для самообразовательной профессиональной деятельности учителя: постановка педагогического эксперимента, создание методического пособия, разработка индивидуальной методической темы, работа с коллекцией цифровых образовательных ресурсов.
Активное участие в проектах медиа-центра привело к положительным изменениям в деятельности всех субъектов образовательного процесса. Ученики приобретают созидательный опыт, могут управлять своей образовательной деятельностью. Учителя успешнее реализуют личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися, повышают свою профессиональную компетентность, успешно внедряют новые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс. Школа обобщает опыт использования ИКТ и демонстрирует его на уровне муниципального и регионального профессионального сообщества, успешно привлекает родителей к решению общих задач обучения и воспитания.
В результате повысилось качество обучения и удовлетворенность родителей и учеников в предоставляемых образовательных услугах.