"Наши чувства. Как я справляюсь со своим гневом"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: Учиться отличать чувство гнева от других чувств. Учиться справляться с возникающим чувством гнева приемлемыми для себя и не мешающими окружающим способами.

Оборудование: коллаж «Солнце и туча»; карточки с заданиями для коллажа «ГНЕВ»; Г.Б.Монина, Е.К. Лютова – Робертс Набор плакатов «Как я справляюсь со своим гневом» с методическими рекомендациями.

Ход урока

Желательно присутствие на уроке кроме учителя ещё одного взрослого – психолога или воспитателя, для оказания помощи детям в групповой работе.

1. Организационный момент.

2. Что такое гнев?

- Посмотрите на коллаж «Солнце и туча» (коллаж изготовлен совместно с детьми на предыдущем уроке по теме «Наши чувства») и назовите те чувства, которые вы часто испытываете.

- Вы назвали разные чувства: и приятные и не очень. Независимо от того, нравятся нам эти чувства или нет, мы их всё равно испытываем. Например: гнев.

- Помогает нам гнев или мешает? Можно ли обойтись без чувства гнева?

Беседа с детьми ведётся по этим двум направлениям. Выслушиваются ответы детей, ведётся дискуссия и делается вывод.

Гнев – это сигнал для окружающих, что человек недоволен ситуацией и готов постоять за себя.

- Как узнать гневается человек или нет? (По выражению лица, по мимике, по жестам, по поведению) Сейчас вы попробуете по мимике и высказываниям отличить чувство гнева от других чувств.

3. Создание коллажа «Гнев»

Дети делятся на две группы. Каждая группа получает задание, самостоятельно знакомиться с ним. Затем детей инструктирует учитель, отвечает на вопросы детей.

Задание для 1 группы

Задание для 2 группы

Найдите среди иллюстраций те, которые изображают ГНЕВ и расположите их на коллаже.

Прочитайте ответы детей на вопросы, выберите те, которые касаются ГНЕВА и расположите их на коллаже.

- Когда тебя ругают или обзывают, а тебе в ответ не разрешают ничего сказать.

- Хочется на кого -то накричать, даже на любимого кота.

- Когда хочется всем дарить цветы и говорить приятные слова.

- Когда дерёшься и не хочешь остановиться.

- Взрыв чувств внутри человека.

- Когда хвалят.

- Когда на душе светло и приятно.

Иллюстрации и детские ответы, выбранные обеими группами, размещаются на заранее заготовленный мольберт «ГНЕВ».

Вместе с детьми обсуждаем, соответствуют ли иллюстрации и высказывания гневу. Убираем лишнее и добавляем недостающее.

4. Как я справляюсь с гневом. Работа в группах

- Мы с вами решили, что без гнева в жизни не обойтись, но всё же это не самое приятное чувство. Закройте глаза на одну минуту и вспомните, как это чувство возникало у вас. Расскажите нам о том, что вспомнили.

Несколько человек рассказывают.

- А теперь вспомните, почему чувство гнева у вас прошло. Оно прошло само по себе или вы что-то для этого делали? Дети высказываются.

- Выполняя следующее задание, вы должны будете опираться на свой опыт, вспоминать случаи из своей жизни.

(Каждой группе даётся набор карточек с надписями и иллюстрациями и плакат с «пустыми окошками», которые детям предстоит заполнить)

- У каждой группы карточки с надписями и картинки, которые изображают, как справляться со своим гневом. Выберете те из них, которые используете ВЫ в жизни и поместите на плакат «Как я справляюсь со своим гневом». Затем в группе все вместе обсудите эти способы и оставьте только те, которые соответствуют правилу:

(Правило вывешивается на доску)

- По окончании работы вам нужно будет провести презентацию, т.е. рассказать о том, что вы делали и к какому выводу все вместе пришли.

Работу в группах желательно организовать не за партами, а в игровой зоне. Плакаты можно разместить на двух мольбертах, установив их так, чтобы дети не видели мольберт другой группы и полностью сосредоточились на своей работе. Учитель помогает работе групп, направляет, корректирует в зависимости от необходимости.

5. Презентация групповой работы

Группы, выбрав выступающего или по очереди, рассказывают о своих выводах. Все вместе обсуждаем способы борьбы с гневом и соответствие этих способов установленному правилу: СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ Я НЕ ДОЛЖЕН МЕШАТЬ ОКРУЖАЮЩИМ. Выбираем наиболее приемлемые способы.

6. Драматизация. Групповая работа

Предложить детям из каждой группы выбрать один из способов, как справиться с гневом, и продемонстрировать его всем вместе, чтобы другая группа смогла отгадать этот способ. На подготовку даётся не более 5 минут.

При выполнении этого задания необходима помощь взрослых.

7. Самооценивание

- Вы сегодня замечательно поработали, обсуждая очень серьёзную тему.

А теперь с помощью стикеров со своими именами оцените, был ли полезен и интересен для вас этот урок?

Оценивание проходит с помощью «Светофора», на который дети приклеивают стикеры со своими именами.

Красный цвет - урок не полезен и не интересен.
Жёлтый цвет – не очень полезен и интересен.
Зелёный цвет – полезен и интересен.