"Приглашает богиня Деметра". Урок биологии в 7-м классе по теме "Роль покрытосеменных в развитии земледелия"

Разделы:


Если человек зависит от природы, то и она от него зависит:
она его сделала, он её переделывает.

А.Франс.

Цель урока:

  1. Обобщить и расширить материал о покрытосеменных растениях, определить их роль в развитии земледелия, в т. ч. в хлеборобстве и овощеводстве.
  2. Познакомить с селекцией - наукой о создании сортов растений, хозяйственноценными признаками и разнообразием сельскохозяйственных культур на примере капусты и пшеницы.
  3. Осуществлять профориентационную работу на местном краеведческом материале.

Ход урока

При входе в класс ребята делятся на несколько команд, рассаживаясь за столы согласно цвету выбранного листочка бумаги.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня, после того, как мы почти завершили знакомство с темой «Растения – производители органического вещества», нас приглашают в путешествие. Куда?

Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами …

(И.С.Тургенев).

Кто? Посмотрите на слайд. (Слайд 2) Это Деметра – в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. В созвездии олимпийских богов эта богиня с волосами цвета спелой пшеницы - помощница в крестьянских трудах. Деметра – прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами.

А что такое, по-вашему, земледелие? Давайте выслушаем ваши определения и сравним их с определениями в электронном учебнике. Самое полное и точное определение, как всегда, оценивается плюсом на полях вашей рабочей тетради. (Сравниваем определение с выведенным на экран определением электронного учебника, оцениваем.)

В местах своего первоначального расселения люди стали заниматься сбором полезных плодов, овощей и злаков, посевом, а потом и отбором лучших из них. (Слайд 3) Скорее всего, это было около15 тыс. лет назад. Так и началось земледелие. (Учитель озвучивает цели урока.) (Слайд 4)

Далеко уходит в глубь истории потребность людей в изучении и отборе полезных растений. А что такое отбор лучших семян, плодов и других частей растения? По латыни selecto – отбор, отсюда и название науки – селекция. (Слайд 5) Сейчас это понятие шире, например, предпочтительным является получение гибридов, которые являются результатом скрещивания растений, особенно травянистых. Подробно с этим способом мы познакомимся при изучении науки о передаче признаков от родителей к потомству - генетики, которая служит теоретической основой селекции. Перед вами результаты селекции. (Слайд 6) Итак, что же это за наука? (Сравниваем определение с выведенным на экран определением электронного учебника, оцениваем.)

«…Земледельческая культура возникла самостоятельно в нескольких отдаленных одна от другой странах, которые и стали первичными центрами земледелия». /Из книги В.Л. Комаровой «Происхождение растений»./ Учение о центрах происхождения культурных растений было создано величайшим ученым нашего времени Н.И. Вавиловым. (Слайд 7) При просмотре анимации электронного учебника «Центры происхождения культурных растений» обратите внимание на происхождение капусты. (Демонстрируется анимация электронного учебника.)

Так откуда же родом капуста? Правильно, «…в Европе мы находим свой важнейший центр земледелия. Это побережье Средиземного моря, где возникла самостоятельно культура твердых пшениц, льна, оливки, свеклы, капусты и многие другие … /Из книги В.Л. Комаровой «Происхождение растений»./

Знания о центре происхождения культурного растения необходимы для ухода за ним, создания тех условий, к которым оно приспособлено эволюцией. Запомните, что капусты и твердые пшеницы пришли к нам из теплого и влажного Средиземноморья. Мягкая пшеница – родом из Афганистана и Грузии, где условия не столь благоприятны.

Как вы думаете, почему мы обратили внимание в первую очередь на капусту и пшеницу? Им нет равных в земледелии. А почему? Вот это мы сейчас и узнаем, а помогут нам в этом служители богини Деметры – специалисты сельского хозяйства, профессия которых - агроном. (Роль агрономов исполняют сильные учащиеся класса, которые одновременно оценивают правильность ответов команд и помогают учитывать количество набранных ими баллов.)

Выступление агронома-полевода: На полях выращивают немало культур, но основные из них – хлебные злаки. Пшеница - важнейшая продовольственная культура, она является продуктом питания у половины населения земного шара. Ценится она за состав зерновок, которые содержат следующие вещества. (Демонстрирует анимацию «Пищевая ценность зерновых культур».)

Пшеница древностью гордится:
Уж десять тысяч лет пшеница
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.

На долю этой хлебной культуры приходится 1/3 мирового производства зерна. Представлена пшеница 30 видами и более чем 4 тыс. сортов, из них в России возделывается около 180 сортов. А теперь команды должны ответить на мои вопросы и выполнить задания:

1. Дайте систематическую характеристику этого растения. (Слайд 8) К какому классу покрытосеменных растений относится пшеница? Докажите свою точку зрения. Какие признаки позволяют отличать растения семейства злаки от других растений? (Задания выполняются командой на время (1 минута) включен таймер интерактивной доски.)

А теперь познакомьтесь с многообразием пшениц. (Слайд 9)

2. Одна из увиденных вами пшениц упоминается в сказке А.С. Пушкина. Что это за пшеница и как называется эта сказка?

Ответ. В «Сказке о попе и работнике его Балде» упоминается полба.

Полба – одна из наиболее древних культурных пшениц. В Древнем Египте и Месопотамии ее называли основным «хлебом», варили из нее вкусную кашу. Полба хорошо переносит засуху, но низкоурожайна.

Наибольшее значение из всего многообразия пшениц в настоящее время имеют пшеницы твердая и мягкая. (Слайд 10) Зерновка твердой пшеницы плотная, на разрезе блестящая, как стекло. Почти на четверть эндосперм зерна твердой пшеницы состоит из белка - клейковины. Обилие клейковины ценится в хлебопечении, особенно при изготовлении макарон. Высевают твердую пшеницу ранней весной. Она очень требовательна к почве и климату, поэтому разводят ее главным образом в южных районах нашей страны.

Эндосперм в зерновках мягкой пшеницы рыхлый, мучнистый, менее богатый белками. Но мягкая пшеница менее требовательна к почве и теплу – помните, откуда она происходит? На ее родине условия ее не баловали, поэтому она распространена почти повсеместно.

В нашей стране возделывают пшеницу озимую и яровую. (Слайд 11) Прочитав материал параграфа, обозначьте на рисунке слайда особенности этих пшениц, используя перо интерактивной доски. (С помощью пера на рисунке слайда учащиеся разным цветом обозначают сроки развития озимой и яровой пшениц. Ответ оценивается индивидуально.)

3. Как называется отрасль земледелия, с которой связана моя профессия? Ответ найдите в учебнике. (Сравниваем определение с выведенным на экран определением электронного учебника, оцениваем.)

4. Многие культурные растения – результат не просто многовекового отбора лучших форм, но и научных исследований и экспериментов. Так, путем искусственного скрещивания пшеницы (тритикум) и ржи (секале) ученые создали новый вид злаковых растений. Такая гибридизация называется отдаленной. Как бы вы назвали этот новый вид – гибрид?

Ответ. Название гибрида – тритикале – сочетает в себе родовые названия пшеницы и ржи.

5. Определите с помощью определительных карточек предложенные вам растения семейства злаки. (Это овес, пшеница и ячмень - агроном оценивает правильность и быстроту определения.)

6. Послушайте спор определенных вами хлебных злаков, который услышал С.Щипачев:

Овес, пшеница и ячмень
Заспорили в июльский день.
Нахохлил перышки овес:
«Кто на войне из нас важней?
При солнце и при свете звезд
Мне горячить в бою коней!
Бойцов спросите – скажут все,
Что сила конская в овсе».
Твердит пшеница: «Кто не слеп,
Тот знает – я права вдвойне:
Бывает черствым, мерзлым хлеб,
А все ж он сладок на войне».
Качает головой ячмень:
«А чем же, кончив воевать,
Победу будут запивать?
Не обойтись без ячменя:
Чтоб веселее был тот день,
Наварят пива из меня».

О чем спор злаковых культур? Как вы опишете значение и применение известных вам культурных злаков? Пусть вам поможет представленная в электронном учебнике анимация «Использование зерновых культур». (Просмотр анимации с поочередными комментариями членов команд.)

А теперь выполните такое задание: укажите соответствие между злаком и производимой из него продукцией. (Слайд 12) (Учащиеся выполняют задание на местах. Автор первого правильного ответа работает с интерактивной доской.)

  • 1 – пшеница;
  • 2 – рожь;
  • 3 – овес;
  • 4 – просо;
  • 5 – ячмень.
  • А – пшено;
  • Б – толокно;
  • В – крупа ячневая;
  • Г – хлеб черный;
  • Д – крупа манная;
  • Е – «Геркулес»;
  • Ж – хлеб белый;
  • З – крупа перловая.

Ответ. А – 4; Б – 3; В – 5; Г – 2; Д – 1; Е – 3; Ж – 1; З – 5.

Учитель: Ребята, вы неплохо отвечали на вопросы, работая под руководством агронома-полевода. А теперь вас ждет встреча с другим специалистом сельского хозяйства. А чтобы узнать его специализацию, вы должны выполнить очередное задание. Вот перед вами список злаков, с которыми, как выяснилось, вы неплохо знакомы. Несколько растений включено в список злаков ошибочно. Найди ошибки и укажи семейства, к которым действительно относятся эти растения (Слайд 13):

  • Мятлик луговой.
  • Горох посевной.
  • Паслен клубненосный.
  • Рожь посевная.
  • Пырей ползучий.
  • Костер безостый.
  • Тимофеевка луговая.
  • Редис посевной.

Ответ.

  • Горох посевной – семейство Бобовые.
  • Баклажан синий – семейство Пасленовые.
  • Редис посевной –семейство Крестоцветные (Капустные).

- Что объединяет выбранные вами растения? Какая отрасль земледелия занимается возделыванием этих растений? Нужна подсказка? Посмотрите анимацию «Отрасли земледелия». Дайте определение термину. (Сравниваем определение с выведенным на экран определением электронного учебника, оцениваем.)

Человек ценит овощи за то, что они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами – веществами, без которых нет здоровья. Послушаем, что скажет нам агроном – овощевод.

Выступление агронома-овощевода:

С листами, а не книжка
Кругла, а не пышка

С водой, а не болото
Скрипит, а не ворота. Что это?

Правильно, это самая известная овощная культура – капуста. (Слайд 14)

1. Дайте систематическую характеристику растения. К какому классу покрытосеменных растений вы отнесете капусту? На каком основании? Вспомните признаки целого семейства, название которому дала капуста. (Задания выполняются командой на время (1 минута) включен таймер интерактивной доски.)

2. Задание для внимательных учеников: найдите в учебнике ответ на вопрос о том, что означает название – капуста? (Ответ оценивается индивидуально – плюсом на полях тетради (1 минута) включен таймер интерактивной доски.)

Род капуста содержит более 100 видов. К роду капуста относятся также рапс, репа и брюква. Дикие виды капусты распространены в Евразии. Большинство видов происходит из Средиземноморья и Китая. Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Славяне выращивают капусту с XI в. С тех самых пор она – основа русских национальных блюд. В этом овоще много витамина С, который прекрасно сохраняется зимой в квашеной капусте, в капустном соке обнаружен витамин U, излечивающий язву желудка. Раньше капусту считали лекарственным растением, помогающим от ожогов, язв, нарывов.

Существует множество разновидностей капусты огородной: капуста листовая, кочанная, брюссельская, цветная, кольраби. (Слайд 15) Одной из важнейших овощных культур все же остается капуста белокочанная. Кочанные формы произошли от культурной листовой капусты. (Слайд 16) В пищу у них употребляется кочан. (Слайд 17)

Поглядите - вот сюда.
Вот кочан капусты.
Сто одежек и тюрбан
И внутри не пусто
Хоть варите, хоть солите
Поступайте, как хотите
Он хрустящ и очень свеж -
Режь ножом его и ешь!

3. Чем является с точки зрения ботаника кочан капусты? Дайте доказательный ответ.

Ответ. Кочан - гигантски разросшаяся верхушечная почка на стебле высотой 15—20 см, который в средней части утолщается, образуя кочерыгу.

4. А теперь вспомним другие овощные культуры. Какие из них спрятаны здесь? (Слайд 18) (Листочки с головоломками раздаются на столы, ученик, выполнивший задание быстро и правильно выходит к интерактивной доске.)

5. Получилось? А теперь попытайтесь сгруппировать эти растения, а по какому признаку – догадайтесь сами. Нужна подсказка? Посмотрите анимацию «Разнообразие овощных культур по продолжительности жизни». К каким культурам по этой классификации относится капуста? Как происходит ее развитие? Сколько лет ждать селекционеру, чтобы получить семена капусты? Если нужно, посмотрите слайд-шоу «Жизненный цикл капусты». (Ответы оцениваются индивидуально.)

Учитель: В нашем совхозе выращивали капусту на значительных площадях. У многих из вас родители, бабушки или дедушки тоже занимались этим. Сейчас я хочу проверить, как работали наши журналисты, выполняя домашнее задание. Что вы узнали о сортах капусты, выращиваемых на наших полях. (Выступления учащихся оцениваются индивидуально.) (Слайды 19-21)

В нашей беседе несколько раз звучало слово «сорт». Надеюсь, вы поняли его значение. Дайте определение сорта. (Сравниваем определение с выведенным на экран определением электронного учебника, оцениваем.)

С давних времен люди испытывали к растениям не только утилитарный интерес: им поклонялись, их воспевали как олицетворение красоты природы. Перед вами портрет работы художника Джузеппе Арчимбольдо. Это Вертумн – этрусское божество земледелия. Вот уже более четырехсот столетий завораживают зрителя образы, составленные изображениями колосьев, фруктов, цветов и овощей. Каждый из плодов, составляющих лицо – аллегория индивидуальных черт изображенного. Узнали среди них культуры, о которых мы говорили сегодня? Интересно, а что символизируют они? К сожалению, ключ к этому старинному шифру утрачен. (Слайд 22)

Пришла пора подвести итоги урока. Вспомните понятия, с которыми познакомились, дайте им определения. Сформулируйте выводы урока, исходя из его темы. Кто уверен в своих силах, сделайте это самостоятельно письменно в тетради. Кто не совсем уверен – работаем вместе на интерактивной доске. (Работа на интерактивной доске – «Собери рассыпанные предложения».)

  1. Покрытосеменные растения – основа земледелия.
  2. Земледелием называется выращивание растений с целью получения урожая.
  3. Наука, занимающаяся выведением новых сортов - селекция.
  4. Сорт это совокупность особей одного вида, созданная человеком.
  5. Яровую пшеницу высевают весной, озимую – осенью.
  6. Эндосперм твердой пшеницы содержит много белка, из нее получают муку высшего сорта.
  7. Капуста родом из Средиземноморья, поэтому требовательна к почве и влаге.

Ответьте на вопросы теста. (Работа на интерактивной доске с контрольными заданиями электронного учебника – вызываются слабые ученики, т.к. есть возможность повтора, работы над ошибками. На местах ребята работают с распечатанными вопросами теста.)

1. Основным хлебным злаком является:

а) пшеница, б) овес, в) рожь.

2. Укажите однолетние овощи:

а) капуста, б) хрен, в) огурец, г) томат, д) свекла, е) морковь, ж) ревень.

3. Укажите двулетние овощи:

а) капуста, б) хрен, в) огурец, г) томат, д) свекла, е) морковь, ж) ревень.

4. Укажите многолетние овощи:

а) капуста, б) хрен, в) огурец, г) томат, д) свекла, е) морковь, ж) ревень.

5. Укажите сорт капусты:

а) Антоновка, б) Витаминная, в) Слава.

Учитель (Слайд 24): Тем, кого заинтересовал материал сегодняшнего урока и кто, возможно, кто захочет связать свою будущую профессию с земледелием, такую возможность предоставит РГАУ МСХА имени К.А.Тимирязева. Обучаясь там, вы получите специальность ученого агронома. Сейчас среди студентов этого ВУЗа есть и выпускники нашей школы – дорожка проторена. Богиня Деметра приглашает и ждет вас.

Чему научил вас этот урок? Где пригодятся полученные знания? Что нового вы узнали о земледелии? А о себе и о своих товарищах? Какие пожелания и замечания будут у вас? Спасибо за сотрудничество.

Домашнее задание.

Вспомните все, что вам известно о животных и ответьте на вопрос: что связывает растения и животных в природных сообществах?

Использованные материалы:

  1. Дьяков Л. Этот странный Арчимбольдо.// В мире растений . №11 2000.
  2. Еремина Л.А. Знакомьтесь – мир злаков // Биология ИД Первое сентября № 3-4 2004.
  3. Пальман В. И. Улыбка богини Деметры. – М.: Детская литература, 1986.
  4. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  5. Каталог овощных семян. М.: Колос, 1965.
  6. УМК «Сферы» «Биология. Разнообразие живых организмов».
    • http://images.yandex.ru
    • http://ru.wikipedia.org.
    • http://ancientrome.ru.