История развития художественной росписи ткани

Разделы: МХК и ИЗО


Цель занятия: расширить знания по истории художественной росписи ткани; её видах, способах, особенностях.

Задачи:

  • дать знания о распространение росписи ткани в Европе и особенностях художественной росписи ткани в России;
  • дать знания о видах и способах работы по художественной росписи ткани;
  • дать знания о художественной росписи ткани как виде современного декоративно – прикладного искусства;
  • научить определять техники которые применяются в настоящие время;
  • закрепить и уточнить различные техники росписи батика;
  • углубить знания и привить любовь к художественной росписи ткани в России, т.к. декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение:

  • столы и стулья по количеству студентов;
  • стенд для показа тканевых изделий-образцов;
  • мел (белый);
  • механический батик-штифт;
  • стеклянная трубочка;
  • платок, выполненный в смешанной технике (соединение холодного батика и свободной росписи);
  • презентация.

Орг. момент.

Здраствуйте. Сегодня мы продолжаем изучать историю развития художественной росписи ткани.

Повторение.

Обратите внимание на доску. На ней написаны вопросы (или 1 слайд презентации). И так первый вопрос

  1. Назовите самую древнюю из известных росписей, которой около двух тысяч лет?  Ответит Виктор. Самой древней из известных росписей, которой около двух тысяч лет, является китайская роспись.
  2. Назовите в какой стране и какой остров считается родиной батика? Родиной батика считается остров Ява в Индонезии.
  3. Расскажите о принципе, который лежит в основе всех разнообразных способов ручной росписи ткани? В основе всех разнообразных способов ручной росписи ткани лежит принцип резервирования, то есть покрытие не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

– Анна, вопрос читайте вслух и отвечайте. Другие слушайте внимательно отвечающего и по возможности дополняйте ее ответ.

  1. Перечислите страны в которых этот принцип был известен? Принцип резервирования был известен в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, в африканских странах, Индонезии.

Вы все прекрасно освоили материал предыдущего урока, а сегодня продолжаем говорить о батике напоминаю, что батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.

Постановка проблемы. В начале XVII века в Индонезию вслед за португальцами попадают голландцы. Именно они открыли батик для Европы. Илья подготовил сообщение о развитии батика в Европе.

Объяснение нового материала. Организация работы.

– Знакомство с батиком сыграло немалую роль в развитии текстильного производства в Европе. В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани - ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску.

Существовало два способа такой печати - краской на полотно и способ кубовой набойки. Чан, в который опускали ткань с нанесенным на неё расплавленным воском, назывался кубом, отсюда и пошло название "кубовая набойка".Один из излюбленных мотивов набойки - называемые огурцы. (Слайд 2)

Европейцы впоследствии модернизировали батик, создали электрические батик - штифт – приборы. Появляются разнообразные химические красители. Настоящий батик с его сложной технологией постепенно забывается. Однако на рубеже XIX-XX веков роспись по ткани получила новое развитие. Европейцы открывают для себя японское искусство. Ширмы, абажуры, гардины, панно и даже люстры в восточном стиле наполняют обыденную жизнь людей произведениями искусства. Также появился иной доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Узелковое крашение в Европе стало известным в этом же веке. В 70-е годы узелковая техника широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Художественная роспись тканей относительно молодой вид традиционного прикладного искусства России. Основой развития в XX веке этого нового направления явилась русская набойка, первоначальными мастерами которой были иконописцы.

Ручная набойка - способ оформления тканей, при котором для нанесения рисунка на ткань используются деревянные доски ("манеры") с вырезанными на них рисунками. Присмотритесь внимательно на сколько тонкой и кропотливой работой занимался мастер при создании этой доски. (слайд 3) Иногда резной рисунок дополняется металлическими насечками для получения более тонких линий и точек. Количество манер соответствует количеству красок в рисунке. Рисунок наносится на ткань путем накладывания на нее смоченной в краске манеры. Для более четкого пропечатывания рисунка манера простукивается деревянным молотком (отсюда термин "набойка"). Из набивной ткани не только шили одежду, но и знамена, шатры, занавесы, церковные облачения. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи.

Существовал в старину еще один интересный способ декорировки ткани, носящий название "бандана". Отдельные части ткани перевязывались и ткань окрашивалась погружением в краску какого-либо светлого тона. Затем, после просушивания узлы или часть их развязывались, перевязывались другие участки ткани, уже окрашенные, и ткань снова погружалась в краску, на этот раз уже более темную. Когда же по окончании окрашивания развязывались все узлы, на ткани обнаруживался двух, трехцветный (в зависимости от количества погружений) звездчатый или зигзагообразный рисунок.

– Назовите технику, которая напоминает способ декорировки ткани, носящий название "бандана"? Техника, которая напоминает способ декорировки ткани, носящий название "бандана" - это узелковая техника. (Слайд 4)

Последовательность работы узелковой техники состоит в том, что: ткань по предварительной схеме складывают определенным образом или по-разному завязывают в узлы; перевязывают прочными нитками; опускают в красительную ванну.

Под нитками, которыми связана ткань остается не прокрашенной. На остальных участках ткань окрашивается неравномерно. Получается растяжка от светлого к темному. Рисунок выполняется один - три цвета. Сначала крашение светлым тоном, затем два, три крашения более темным тоном.

Далее о моде на платки в России подготовила Ирина.

Мода на платки и шали пришла в Россию из Европы. Шали занимали особое место в русском декоративно-прикладном искусстве. В конце XYIII века шали привозили в Россию в больших количествах из Азии и стран Востока. В это же время подобную продукцию изготавливали в России. Первая фабрика была основана в 1745 году ивановским крестьянином Иваном Ишинским. Вслед за фабрикой Ишинского появляются мануфактуры крепостных крестьян графа Шереметева- И. Гарелина, Я. Ямановского, и многих других. С тех пор платки и шали в нашей стране являлись деталью национального костюма. Обратите внимание как с течением времени меняется композиция платков, их декоративные элементы, цвет (слайд 5). Так, на протяжение всего XIX века фабрика Павловского Посада, основанная сыновьями Семена Лабзина, была одной из самых крупных по производству платочно-набивной продукции. Разработкой рисунков занимались до XX века только мужчины. Вообще, русские мастера не копировали восточный орнамент, а предлагали новую трактовку классических, восточных сюжетов. В 1950-е годы Была организована мастерская, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде. Одной из крупных фабрик, занятой в выпуске изделий с росписью ткани, была Мытищенская фабрика. Ныне не существующая.

– Спасибо, Ирина, ты подготовила очень интересное сообщение.

В наши дни слово “батик” стало гораздо более многозначным. Художественная роспись тканей объединяет несколько способов нанесения рисунка на ткань при помощи специально изготовленных красок из анилиновых красителей. Особое внимание сейчас прошу обратить на стенд, где вы увидите ручную роспись ткани - так называемый холодный батик, горячий батик и различные способы свободной росписи. При этих видах росписи применяется несложное оборудование, состоящее из рам- пялец, на которые натягивается ткань, и деревянные стойки, на которые кладется рама.

– А сейчас я Вам расскажу о техниках, которые применяются в настоящие время.

При оформлении изделий в технике холодного батика применяется резервирующий состав, в основе которого имеется резиновый клей. Резервирующий состав наносится на ткань при помощи стеклянной трубочки (слайд 6) замкнутым контуром по шаблону, снятому с заранее подготовленного на бумаге рисунка. Участки ткани в пределах этого контура, так же как и участки фона, в соответствии с проектом заливаются краской. (Слайд 7). При оформлении изделий в технике горячего батика в качестве резервирующего состава применяется разогретый парафин с воском и техническим вазелином. Он наносится на ткань при помощи кистей, штампов, вороночек и специального приспособления, которое вы уже все знаете, батика - штифта. (Слайд 8). Причем краска наносится на ткань поверх резервирующего состава на все полотно сразу в несколько покрытий (от светлого к темному тону). После каждого покрытия краской резервирует новые участки ткани по окрашенной поверхности. (Слайд9). Еще раз внимательно посмотрите на образцы.

Оформление ткани в технике свободной росписи - наиболее творческий процесс.

Суть данного метода заключается в том, что способность краски в большей или меньшей степени растекаться по ткани . Если нужно произвести отработку рисунка более четко то пользуются или предварительным смачиванием ткани водой (так называемая роспись по мокрому), или раствором какого-либо загустителя (сальвитозы, траганта). Также существует соединение двух способов в оформлении тканей - холодного батика и свободной росписи. (Слад 10). В этом случае живописное исполнение рисунка дополняется графическими разработками.

Обратите внимание как интересно можно выполнять рисунок способом аэрографии.

Аэрография - способ оформления тканей, осуществляемый при помощи пульверизаторов и других распылителей. Распыленная краска, осаждаясь на ткани, дает достаточно ровную "точечную" окраску. Отличительной особенностью этого способа оформления тканей является мягкость перехода одного цвета в другой. (Слайд 11).

конецформыначалоформыСуществует еще один вид современной художественной росписи ткани - это фотопечать, который обычно используется на фабриках. Нанесение рисунка на ткань производится при помощи специальных матриц -   деревянныхили металлических рам с туго натянутым на них шелковым или капроновым ситом.

Итог урока (опрос).

  • Расскажите последовательность работы художественной росписи ткани, набойки узелковой техники, с которой вы уже знакомы? Существовало 2 способа такой печати - краской на полотно и способ кубовой набойки. Чан, опускали ткань с нанесенным на неё расплавленным воском, назывался кубом, отсюда и пошло название "кубовая набойка".Один из излюбленных мотивов набойки - называемые огурцы
  • Назовите технику, которая называется “бандана” или узелковая? Суть узелковой техники состоит в том, что: ткань по предварительной схеме складывают определенным образом или по-разному завязывают в узлы; перевязывают прочными нитками; окрашивают в разные цвета в один – три цвета. Сначала крашение светлым тоном, затем два, три крашения более темным тоном. Под нитками, ткань остается не прокрашенной. На остальных участках ткань окрашивается неравномерно. Получается растяжка от светлого к темному.
  • Расскажите о техниках, которые применяются в настоящие время? Это техника холодного батика, техника горячего батика, техника свободной росписи, аэрография и фотопечать.

- В заключение урока я хотела бы узнать, что нового Вы узнали сегодня. Я даю “волшебную палочку”, а Вы ее передаете. Кому она попадает дает ответ в одно предложение. Я задаю вопрос, и передаю палочку, если к кому-то попала “волшебная палочка”, а Вы не можете дать ответ ничего страшного просто передайте палочку следующему.

  • Создание произведения декоративно-прикладного искусства — сложный творческий процесс: где воплощается замысел художника.
  • Основа этого творческого процесса — поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.
  • Ручная роспись тканей, или батик, имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней.
  • Современные художники по текстилю с уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы
  • Интерес к ручной росписи ткани не снижается в наше время.
  • В настоящие время применяются техники: холодного батика, горячего батика, свободной росписи, аэрография и фотопечать. конецформыначалоформы

Домашнее задание.

Посмотрите есть ли у Вас дома изделия выполненные в техниках художественной росписи ткани, набойки. На сколько эти изделия актуальны в настоящие время.

Список используемой литературы.

  1. Аркин Д., Искусство бытовой вещи, М., 1932.
  2. Бесчастнов. Н. П. Изображение растительных мотивов, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2004.
  3. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.
  4. Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66.гг.
  5. Гегель Г.В.Ф., Эстетика, Т. 1. М., 1968.
  6. Каган М., О прикладном искусстве, Л., 1961.
  7. Казанская Н.Р. Материаловедение и технология производства /художественная роспись тканей/. Программа курса для средних специальных учебных заведений. Специальности 0515. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы, М., 2000.
  8. Ковригина В.М. Основы экономики: Учебное пособие. - СПб., 2005- 72с.
  9. Козлов. В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий Легкая и пищевая промышленность, М., 1981.
  10. Макаровская Г. А. Русские шали, Альбом, М., 1986.
  11. Максимович. В.Ф. Народное декоративно-прикладное искусство: учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства в 2-х частях/часть 1., печатается по решению Ученого Совета института художестенного образования РАО, М., 1999.
  12. Мишель Виар. Цветы мира. Интербук - бизнес, М., 2001.
  13. Немов. Р.С. Психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./ 5-е изд.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.- Кн.1. Общие основы психологии.-687с.
  14. Роспись по шелку, №1. Лицензионный журнал Издательского Дома ОВА ПРЕСС, М., 1995.
  15. Танкус О. В., Гороховская Л. М. - и др., Технология росписи тканей, М., 1969.
  16. Хансен. Б, Роспись по шелку, М., 1997
  17. Харламов. И. Ф. Педагогика, М., 1997.
  18. Чекалов А. К., Основы понимания декоративно- прикладного искусства, М., 1962.
  19. Шумяцкая Н. Как создаются рисунки для тканей. — Декоративное искусство СССР. 19,58, №8.