Урок психологии для младших подростков по теме "Навыки, стиль и манера общения"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


1. Цель урока: сформировать понятия навыков, стиля и манеры общения, помочь школьникам осознать свои коммуникативные способности, умения и навыки общения.

2. План урока.
Основная часть – 30 мин.
(материал дается с опорой на презентацию, в которой отражены основные понятия, построены схемы, представлены задания):
введение понятий «навыки общения», «стиль общения», работа учеников в тетрадях;
классификация и характеристика стилей общения (в форме «вопрос-ответ»);
выполнение задания № 1 (выслушав предложенные диалоги, определить, какой стиль общения в них представлен);
выполнение задания № 2 (разбившись на группы, заполнить таблицу)
введение понятия «манера общения», выделение его особенностей,
классификация манер общения;
выполнение задания № 3 (просмотрев видеофрагменты, определить, какая манера общения в них представлена);
Подведение итогов – 5 мин.

3. Оборудование:
тетради для записи темы урока и основных понятий;
Психология: Учебное пособие. VI,  класс / Под ред. И.В. Дубровиной;
презентация к уроку (Приложение №1);
карточки с диалогами;
таблицы со стилями общения (Приложение №2);
оборудование для мультимедийного сопровождения урока.

4. Содержание и методика проведения.
Тема нашего урока «Навыки, стиль и манера общения». Сегодня мы узнаем, что такое манера общения, какие бывают стили общения, потренируемся определять их и поговорим, где полученные знания можно применять.
Каждый день мы с вами общаемся с различными людьми. Но у разных людей способности к общению не одинаковы. Они  проявляются в умении общаться: Вопрос: что вы понимаете под умением общаться? ( Умение устанавливать и развивать контакты с людьми, делать общение ярким, приятным, содержательным).
Умение общаться включает в себя много конкретных навыков общения. Давайте посмотрим на экран. Навык общения – это привычный для человека способ или действие общения. Чтобы вам стало понятно, что такое навыки общения, я приведу примеры. Протянуть руку в ответ на приветствие друга, помахать рукой на прощание, сказать «Привет» или «Здравствуйте», произнести «Алло!» или «Слушаю»», подняв телефонную трубку. Вопрос: какие еще навыки общения вы можете назвать?
Поговорим теперь о стиле общения. Это сочетание привычных, прочно усвоенных человеком способов (навыков) общения с другими людьми.
Можно назвать несколько стилей общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим  каждый из этих стилей.
Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. Вопрос: Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие)
Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему. Вопрос: Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик).
Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час. Вопрос: Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане).
Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов. Вопрос:  Какие чувства и эмоции испытывает человек, с которым общаются в подавляющем стиле? (Отрицательные эмоции: обида, злость, неприязнь).
Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от ситуации люди используют различные стили общения, чередуют их. Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому. Важно понимать, когда и какой стиль общения уместен.
Давайте выполним задание №1. Сейчас двое ребят выйдут к доске, прочитают диалог, а все остальные внимательно выслушают их и затем ответят на вопрос, какой стиль общения использует каждый из участников диалога.
Диалог 1.
- Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку!
- Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки.
- А на автобусе я смогу туда добраться?
- Да, вам нужен третий номер.
- Спасибо!        (отстраненный стиль общения)
Диалог 2.
- Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?
- Что-то не очень хочется.
- А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!
- Ну хорошо, уговорил     (дружеский стиль общения)
Диалог 3.
- Почему ты не вымыл посуду?
- Я опаздываю на тренировку.
- Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу!
(подавляющий стиль общения)
      Диалог 4.
- Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило.
- Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение.
- Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?
- Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!
(деловой, дружеский стили общения)
Вопрос: как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому).
Теперь мы перейдем к следующему заданию. Разбиваемся на 4 команды. Каждой будет выдана карточка с примером стиля общения, участники должны придумать ситуацию, в которой этот стиль уместен, описать мимику, жесты участников общения и чувства, которые оно вызывает и заполнить таблицу. После выполнения задания все садятся на свои места, а ко мне выходят по одному представителю от команды и зачитывают  ответы. Время выполнения задания - 5 минут.

Рассмотрим понятие «манера общения». Это такое сочетание навыков общения, которое передает определенное внутреннее состояние человека.
Как мы видим из схемы, манера общения проявляется в некоторых его особенностях:
в тоне общения (взволнованный, спокойный, властный);
в поведении (то, как человек себя ведет в общении: сдержанный, беспокойный, напористый);
в том, как человек чувствует себя в общении (уверенно, неуверенно, доверчиво, настороженно);
в словах, которые использует человек для выражения своих мыслей и чувств.
Манеры общения разнообразны. Назовем некоторые, наиболее часто встречающиеся в жизни: уверенная, неуверенная, грубая, безучастная.
Уверенная. Тон общения: спокойный. Слова, которые использует человек, точно ясно выражают его мысли и чувства. При такой манере общения используются и «волшебные слова» вежливости — «Спасибо», «Пожалуйста». Они выражают спокойное, уважительное отношение к собеседнику. Поза человека выражает спокойствие.
Неуверенная. Тон общения: взволнованный. Поведение — суетливо-беспокойное. Слова общения показывают, что человек сомневается в том, что говорит, даже если на самом деле он прав: «Может быть...», «Не знаю, наверно...». Поза — вялая, спина сутуловатая, плечи повернуты вперед.
Грубая. Тон общения — не терпящий возражений. Поведение — резкое, напористое. В словах — обвинение или оскорбление другого человека, Поза угрожающая — «руки в боки», голова наклонена вперед, взгляд тяжелый, исподлобья.
Безучастная. Тон общения: невыразительный, в словах мало определенности — «С одной стороны.., с другой стороны». Жесты невыразительные, вялые. Взгляд «витающий в облаках» или направленный на собеседника, но не сфокусированный на нем. Поза выражает спокойствие и одновременно отстраненность — туловище наклонено назад, в сторону от собеседника.
А теперь давайте посмотрим следующие видеофрагменты и определим манеру общения главных героев.
Вопрос: какая манера общения является наиболее универсальной, то есть подходит «на все случаи жизни»? (Уверенная).
Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с новыми понятиями: «навыки общения», «стиль общения» и «манера общения». Мы узнали, что у каждого человека есть способности к общению, но проявляются они у каждого человека по-своему. Мы узнали, что существуют различные стили общения, рассмотрели довольно подробно 4 из них: дружеский, деловой, отстраненный и подавляющий. Для лучшего общения необходимо владеть разными стилями и выбирать тот, который больше всего подходит в данной ситуации. Мы также назвали манеры общения: уверенная, неуверенная, грубая и безучастная и решили, что наиболее универсальной и подходящей на все случаи жизни является уверенная манера общения.