Использование обучающего, воспитывающего, развивающего потенциала математического образования, основываясь на принципах народной педагогики

Разделы: Математика


«Человеку, если он должен стать человеком,
необходимо получить образование».

(Ян Амос Коменский).

Будущее нашей страны зависит от того, какого класса специалистов придут в экономику, производство, управление, насколько они будут компетентны и готовы будут решать разного рода задач, насколько будут готовы работать.

«За период с 1952 по 2008 год число часов на преподавании математики в начальной школе сократилось с 7 до 4 в неделю, а в средней – с 6 до 5 часов. Аналитические исследования, результаты ЕГЭ в 2008 году свидетельствуют о тенденции к снижению уровня знаний школьников по математическим дисциплинам» («У.Г.» № 40–2008). Академик РАН Владимир Бабешко говорил о возрастающей роли математических дисциплин в инновационном развитии и укреплении военно-промышленного потенциала России, о том, что наиболее динамично развивающиеся страны предпринимают дополнительные меры для подъема математического образования на всех ступенях обучения. Математика должна быть «каждодневной и достаточной зарядкой для мозгов», но в то же время понятной для массового ученика, а не только для одаренных и талантливых. («У.Г.» № 40–2008).

Необходимые и достаточные условия получения образования можно сформировать довольно легко: желание и возможность учиться. Желание ученика учиться и возможность общества учить. Отсутствия желания учиться при наличии возможности дает тот же результат, что и ситуация наличия тяги к знаниям при невозможности реализовать эту тягу. Снижения интереса не может быть в полной мере компенсировано большими возможностями. Условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Количество детей желающих учиться, стабильно уменьшается с 1-го по 9-й классы. Потеря интереса к учебе обусловлена многими факторами, в числе которых на первом месте называется необъятный материал, утомляемость. Математика часто выглядит в глазах учащихся, как оперативная наука, не связанная с жизнью и оторванная от других дисциплин. Она должна учить мыслить, обеспечивать подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире.

Почему дети не усваивают предметный материал, испытывают трудности в общении, иногда агрессивны, ленивы, медлительны , всегда ли нужно вмешиваться в естественный ход событий – эти и многие другие вопросы постоянно волнуют педагогов и родителей.

Анализ состояния учебной деятельности учащихся показывает, что дети не всегда опираются на существенные условия учебной задачи, т.е. не все необходимые и достаточные свойства исследуемых объектов входят в их ориентировку. В результате этого дети решая геометрические задачи, они работают с числами, которые оказываются независимыми от математической реальности.

Собственно психологический анализ мыслительных операций предполагает поиск причин испытываемых ребенком трудностей. Глобальную причину такого рода трудностей П.Я.Гальперин видел в систематической подмене предмета науки изложением конкретных событий или описанием наглядных свойств вещей, что «лишает учащихся возможности разумно ориентироваться в материале. Нельзя учить разумно, если сам предмет представлен неразумно».

Я думаю, главная проблема школьного обучения – формирование познавательной мотивации. В связи с этим нелишне напомнить слова П.Я. Гальперина: «влияние мотивации – это вещь деликатная, легко не обнаруживается, но в конце концов дающая о себе знать роковым образом». По мнению П.Я. Гальперина, «первое и главное в III типе учения – это возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие собственно познавательного интереса».

В современном образовании перед учителем ставится задача поиска так называемых мотивированных детей. Эту задачу следовало бы сформулировать иначе: не поиск, а создание познавательной мотивации. Нет иного пути формирования подлинно внутренней учебной мотивации, кроме как через грамотно построенное содержание обучения – то, которое современные психологи называют экологичным, т.е. максимально полно учитывающим особенности усвоения и не оказывающим тормозящего влияния на ход психического развития.

Родители часто жалуются на то, что подростки не желают их слушать, отвечать за свои поступки, стремясь решать свои проблемы силой, примерно так, как их почти ежедневно учит наше телевидение с его бесконечными боевиками и страшилками. По мере того как прошлое все более и более отдаляется от настоящего и происходят социальные перемены, все больше отличаются стандарты поведения и образ жизни современных подростков от их сверстников прошлых лет. У сегодняшних парней и девчат появляется чувство, что все старое «якобы» нежизнеспособно, не соответствует современным нормам поведения. В этом калейдоскопе мыслей и мнений имеется позитивное и негативное. Позитивно то, что сегодня идеал молодежи – инициатива, деловитость, практическое умение в делах, расчетливость, бережливость, личная ответственность, и то, что значимым становится крепкое здоровье, материальная обеспеченность, высокие доходы. Вместе с тем наблюдается уход некоторой части молодежи в сферу личных интересов. В их сознании доминирует индивидуальная жизненная выгода. Трудолюбие, профессиональные знания уходят на второй план. Характерно, что трудовая деятельность не связывается молодежью с любимой работой и развитием собственных способностей. Преследуя материальные выгоды, они не считаются с общенациональными интересами, духовно-нравственными идеалами, этнокультурными традициями народа. Такая ситуация взросления может выйти из-под контроля общества, что нанесет огромный ущерб воспитанию молодежи.

Необходимо иметь в виду психофизиологические особенности того или иного возрастного контингента учащихся, специфику изучаемых предметов и той научной области, которую тот ил и иной учебный предмет отражает, уровень и тип учебного заведения, особенности национально-региональных традиций среды, в которой функционирует учебное заведение и т.п.

«Каждая национальная культура и каждый тип культуры бесценны», – писал Д.С.Лихачев. Поэтому процессы возрождения этнического своеобразия даже самых малочисленных народов должны находиться под неусыпным контролем государственной и международной политики современности. Любой естественный этнос настолько приспособлен к своей географической среде, что его работа в мастерской природы приносит ему пользу, не разрушая в то же время среду обитания в процессе своего исторического развития. Этнос вырабатывает элементы категорического экологического императива во всех указанных трех областях бытия с точки зрения географического регионализма может дать обширный материал для решения междисциплинарной проблемы оптимизации природопользования» (Веселовский Ю.В.). «Главной задачей дня является вхождение северных этносов в современную техническую цивилизацию с максимальным сохранением традиционной материальной и духовной культуры» (Максимов Г.Н.). «Все процессы, связанные с личностным проявлением человека в обществе, как писал немецкий социолог М. Вебер, можно считать осмысленными только лишь с учетом системы ценностей, т.е. с учетом положительных или отрицательных определений объектов окружающего мира» (Веселовский Ю.В.).

Мы все хотим жить в нормальном обществе. Чтобы были вокруг граждане, которые уважают общественную мораль, которые живут по своим правилам, но при этом уважают окружающих. Чтобы были люди, которые хотят воспитать нормальных детей.

Задачи воспитания обучение и совершенствование личности на национально- региональном материале в процессе обучения математике считаю актуальным.

Тема исследования: «Использование обучающего, воспитывающего, развивающего потенциала математического образования, основываясь на принципы народной педагогики».

Цель работы выявить организационно-педагогические условия развития математических способностей учащихся, основываясь на принципы народной педагогики.

Задачи:

  •  изучить психолого-педагогические, методические основы проблемы;
  • определить эффективные формы и методы развития творческих способностей школьников на занятиях кружка, элективного курса по математике, занятиях НОУ;
  •  отбор содержательного материала на основе внедрения методов активного обучения, опираясь на традиции народа, семьи;
  •  ускорение темпов обучения за счет приближения к ребенку исторических истоков развития математических знаний народа;
  •  организация самостоятельной и индивидуальной, исследовательской работы учащихся с применением этнического материала.

Cхема. Приложение 1

Формы и методы использования народно-педагогических идей воспитания и обучения с опорой на народные традиции во внеклассных занятиях при преподавании математики.

В моей работе опорой являются принципы народной педагогики академика Российской педагогической науки, этнопедагога, основателя музея этнопедагогики в Верхневилюйске в селе Оросу, выдающегося педагога нашего времени Константина Спиридоновича Чиряева, а также программа развития личности ребенка «Эркээйи» Анастасии Петровны Оконешниковой.

Широко использую воспитывающий, обучающий развивающий потенциал математики во внеклассной работе: работа кружка «Занимательной математики», недели математики, олимпиады, элективные курсы, исследовательские работа и их защита. Кружковая работа ведется каждый год. Тема: «Математика в жизни моего народа».

В работе кружка использую такие этнопедагогические элементы, как:

  • старинные меры длины, измерение расстояние, площадей;
  • орнаменты, основанные на треугольниках, квадратах, круге, элементах круга;
  • примеры на сравнение из сказок, легенд, олонхо, пословиц и поговорок;
  • числа, имеющие особое значение для народа саха;
  • задачи на отношения и пропорции;
  • примеры на применение эмпирических формул (вес скота, удой молока, стог сена);
  • задачи на традиционные занятия народа саха;
  • построение графиков и диаграмм;
  • орнаменты основанные на геометрических фигурах;
  • практическая работа на составление орнаментов, на применение свойств равнобедренного треугольника;
  • применение «золотого сечения» при постройках мастеров зодчество народов саха.

На занятиях кружка идет работа по развитию творчества учащихся. Задачи, связанные с национальным укладом жизни, бытом и средой обитания народы региональным своеобразием, оказались плодотворным средством формирования образного мышления. Задачи с практическим содержанием имеют познавательную ценность, доступны, реальность описываемых ситуаций и постановка вопроса, получения ответа понятны каждому ученику; они сами составляют задачи, кроссворды опираясь на этнический, местный материал. Учащиеся убеждаются, что нужны и знания, и смекалка, и сноровка, и внимание. Традиционно каждый год проводится с большим подъемом неделя математики и физики, где подводим итоги работы кружка, элективных курсов, олимпиад. Проводим разнообразные конкурсы, ребята составляют кроссворды, занимательные задачи и традиционный Матбой.

С целью приобщения идеи народной философии применяю загадки, поговорки, пословицы, которые воспитывают лучшим традициям народа. Проводим различные конкурсы, соответствующие теме недели. Очень интересно были проведены конкурсы:

«Знаете ли вы своих предков?»

Цель работы: исследовать, узнать корни своих предков; сколько девочек и мальчиков рождались в поколениях и сделать анализ, связывая полученные данные с математикой. Гипотеза: наблюдается математическая закономерность.

«Человек – дитя природы, природа – жилище человека» Цель: изучить народные приметы о природе, отражающие отношения народа к природе, и объяснить их смысл, применения знания по математике и физике.

Ведение экономики индивидуального хозяйства современной сельской семьи. Сельские жители занимаются традиционным занятием предков: скотоводством, рыболовством, охотой. Все семьи имеют крепкие индивидуальные хозяйства, занимаются охотой в озере Ниджили.

Цель работы: знать и помогать родителям в ведении хозяйства; уметь производить расчеты по определении расходов и доходов семьи.

Учащиеся активно участвуют в этих работах, так как темы работы им понятны, интересны.

Стало традиционным проведение Матбоя. Тема Матбоя соответствует теме недели. Матбой проводится в игровой форме. В играх они свободно получают различные знания и новые сведения. Здесь интерес и удовольствие являются важными психологическими показателями игры. Назначение игр:

  • развитие познавательных процессов у учащихся (восприятие, внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках и внеклассных занятиях;
  • обучающий характер решения различных задач;
  • игровое действие- воспитательное влияние.

Игра приобретает особенное значение, так как привлекает не только друзей математики, сколько ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению, значит и к знаниям. Из опыта проведения тематических игр я делаю следующие выводы:

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся. Ученики относятся к своим обязанностям серьезно, с чувством большой ответственности;
  • игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры- достижимой, а оформление- красочным и разнообразным;
  • обязательный элемент игры – эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение;
  • обязателен элемент соревнования между командами. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению правил и к активизации учащихся.

Успехи в обучении математике во многом зависят от развития у учащихся устойчивого интереса к предмету. С этой целью я разработала программы и веду элективные курсы.

5-й класс – «Открываем новое».

6-й класс – «Этот загадочный мир процента, графиков и движений».

Цель курса – выявление в младших классах детей с математическими способностями и развитие их творческих способностей.

Задачи:

  • обучение различным методом и приемам решения нестандартных задач, которые способствуют развитию логического мышления, интуиции и смекалки;
  • привитие навыков исследовательской деятельности с использованием местного материала.

7-й класс – «Олонхо и математика».

Цель курса – использовать обучающий, воспитывающий, развивающий потенциал математического образования на основе внедрения методов активного обучения.

Задачи:

  • Отбор содержательного материала на основе внедрения методов активного обучения по теме олонхо.
  • Формирование таких качеств мышления как логика, абстракция, воображение, творчество.
  • Развитие интереса учащихся к предмету.
  • Привитие навыков исследовательской деятельности с использованием местного материала.
  • Организация самостоятельной и индивидуальной работы с применением этнического материала.

9-й класс – «Подготовка к “малому ЕГЭ”»

Цель элективного курса: создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Подготовить учащихся 9-го класса к сдаче ЕГЭ по математике на повышенном уровне.

Задачи элективного курса:

  • Повторить и систематизировать знания по алгебре за 7–9-й классы.
  • Углубить полученные знания по основным темам алгебры.
  • Научить грамотному математическому языку оформления письменной работы по алгебре.

Занятие в элективных курсах дает положительный результат. Учащиеся занимают призовые места в школьных, улусных олимпиадах, успешно участвуют в дистанционных олимпиадах.

По результатам работы кружка, элективных курсов и собранным материалам ученики пишут рефераты и доклады. Некоторые из них участвовали на улусных и региональных чтениях.

Тема «Старинные единицы измерения величин наших предков в эпосе олонхо». Иванова Кыыдаана 7-й класс.

Цель исследования: ознакомление, изучение старинных единиц измерения величин наших предков: единицы длины, расстояния, единицы массы, единицы времени проявляемые при создании эпоса олонхо и сравнения этих единиц с современными единицами.

В олонхо очень ярко, красочно описывается окружающий мир, жизнь и быт древнего якутского народа с незапамятных времен, и его борьба с силами зла. Чтобы понять и иметь представления о жизни героев эпоса, об их борьбе с силами «нижнего мира», об окружающем мире «орто дойду» Кыыдаана изучила единицы измерения наших предков и попыталась сделать перевод на современные единицы. В конце работы Кыыдаана сделала следующие выводы:

  • численные выражения в описании олонхо усиливает представления фантастических образов и поистине гиперболических размеров. И именно использования чисел помогает еще глубже выразить величие мыслей и мечту народа саха о высоких идеалах доброты и мудрости;
  • изучение, сохранение и развития знаний и умений, культуры, традиции обычаев нашего народа- главная забота и задача моего и будущих поколений.

Тема «История натуральных чисел в жизни моего якутского народа». Ноговицына Айыына, 5-й класс.

Цель исследования: применение математической основы- натурального числа в народном творчестве.

Айыына сделала попытку:

  • исследования применения натуральных чисел в элементах народного фольклора: пословицах, поговорках, загадках, в эпосе олонхо;
  • понимать и использовать знания и идеи народа в жизни;
  • использовать натуральные числа в ведении экономики индивидуального хозяйства и проведения досуга детей в семье;
  • изучила способы обозначения счета наших предков;
  • рассмотрела роль народного воспитания в развитии и обучении детей основам математики (устного счета, смекалки, логики);
  • применение точного счета при изготовлении традиционных снаряжений ловли карася- невода.

В конце работы сделала вывод, что якуты очень хорошие учителя, весь жизненный уклад, быт воспитывает ребенка. Традиционные занятия якутского народа требуют больших затрат, средств и труда, но приносят ощутимую прибыль и являются основной материальной опорой экономики и показателем благополучия индивидуальных хозяйств, семьи.

Тема «Геометрия в жизни моего народа». Дьяконова Маша, 7-й класс.

Цель исследования: изучение использования геометрических понятий, законов в различных постройках, предметов быта, традиционных орудиях труда, в прикладном искусстве якутского народа.

Маша в конце работы пришла к выводу, что якуты эмпирическим путем познали законы геометрии и нынешнее поколение обязано перенимать, сохранять и развивать обычаи и традиции наших предков.

Хочется подчеркнуть участие родителей в работе детей. Привлечение родителей во внеклассную работу по математике – участие в проводимых предметных неделях, в работе кружка дает положительный настрой учащимся. Воспитание, развитие ребенка в тесной связи с семьей дает ребенку сознания своей значимости как надежды и будущего семьи, родного народа.

Работая таким образом, мы добились не малых успехов и в учебе, и в исследовательской работе. Так, по итогам года учащиеся 6–7-х классов имеют 100% успеваемости, 80% качества, учащиеся 5-го класса имеют 100% успеваемости, 50% качества. Доклады учащихся занимают призовые места и в школьных, и улусных чтениях. А также принимали участие в региональных чтениях.

Анализируя работы и наблюдая за исследовательской деятельностью учащихся я пришла к следующим выводам: развивается познавательный интерес, критически оценивается различные ситуации, осваивают опыт творческой работы, учение грамотно излагать результату исследований. При этом под руководством учителя и родителей происходит самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.

Способствует:

  • становлению личности учащегося;
  • реализации принципов гуманизации образования;
  • стабильности результатов обучения;
  • саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации.
  • повышению интереса к естественным наукам и исследовательской деятельности.

Это подтверждается:

  • Результатами выпускных экзаменов 2008 года.
  • Мониторингом качества обученности учащихся за 2005–2008 учебные года.
  • Результатами участия в олимпиадах и НПК.