Урок литературного чтения в 3-м классе. Зимние поэтические странички

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • знакомство с произведениями классической литературы о зиме;
  • учить анализировать произведения, используя знания теории литературы, различать литературные приёмы при описании зимнего пейзажа;
  • дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов;
  • воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения.

Оборудование: карточки со стихотворением А. Асылбекова; музыка П. И. Чайковского "Времена года. На тройке"; картины детей на тему "Снег идёт"; корона снежинки.

Ход урока

Организационный этап урока. Приветствие, организация внимания.

- Сегодня нас с вами ждёт необычный урок литературного чтения. Начнём наш урок с музыки.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Звучит музыка П. И. Чайковского "Времена года". Под музыку учитель читает стихотворение Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой:

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Какому времени года?

Обобщение ответов детей.

Составление ассоциативной карты.

- Верно, сегодня на уроке нашей гостьей будет зима. Вы услышали, какой видят зиму композитор П. И. Чайковский и поэт Ф. И. Тютчев.

- А в вашем представлении, что такое зима? С чем она у вас ассоциируется? Что вы представляете, когда звучит слово "зима"?

На доске вывешивается карточка со словом "зима". Дети называют слова, учитель записывает их на доске.

- Вот как много вы знаете о зиме. А сейчас мы поговорим о том, без чего мы не можем представить зиму.

- Разгадайте загадку:

Белая, узорная
Звёздочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

- Верно, это снежинка. Какие признаки помогли вам догадаться, что это снежинка? Какие эпитеты вы услышали в загадке?

- А теперь представьте, что Александра - это снежинка. Сейчас вы будете называть эпитеты, описывающие снежинку, а она выберет самые лучшие, какие ей больше понравятся.

Подведение итогов работы.

Усвоение новых знаний.

Знакомство со стихотворением Константина Бальмонта "Снежинка".

- Послушайте, какое замечательное стихотворение посвятил снежинке Константин Бальмонт.

Чтение стихотворения учителем.

а) Беседа - рассуждение о прочитанном с называнием чувств и переживаний, которые испытали дети во время слушания стихотворения.

- Как вы думаете, какое чувство хотел передать нам рассказчик, описывая снежинку? (Восхищение)

Чтение стихотворения детьми самостоятельно, подготовка к чтению вслух.

- Прочитайте стихотворение и найдите эпитеты, с помощью которых рассказчик описывает снежинку.

б) Анализ стихотворения по строфам.

1 строфа - описание снежинки, эпитеты "светло-пушистая", "белая", "чистая", "смелая".

- Почему рассказчик употребил эпитет "смелая" при описании снежинки? О ком говорят "смелый"? Как называется литературный приём, когда неживому существу приписываются качества живого? (Олицетворение).

2 строфа - описание действий, "проносится", "просится". Олицетворение.

3 строфа - описание снежинки, эпитеты "умелая", "сохранно-белая".

4 строфа - описание действий, эпитеты "звезда кристальная".

5 строфа - описание снежинки, эпитеты как в 1 строфе.

в) Сравнение 1 и 5 строф.

- Похожи ли 1 и 5 строфы? Чем?

- Что изменилось в 5 строфе? Как вы думаете, зачем рассказчик изменил порядок слов в 5 строфе? Что от этого изменилось?

г) Выразительное чтение стихотворения учащимися. Оценивание.

Подведение итогов работы.

- Как много вы узнали, как читатели, когда работали со стихотворением. А каким вы представляете себе человека, который написал для вас это стихотворение?

- Действительно, Константин Бальмонт был очень наблюдательным, чутким к слову поэтом. Своё первое стихотворение написал в 10 лет.

- А сейчас я приглашаю вас и наших гостей на "Зимний вернисаж".

- Как вы понимаете значение слова "вернисаж"?

- Верно, это слово означает выставку картин. На доске картины художников, сидящих в нашем классе. Побеседуем с ними и узнаем, что хотели изобразить художники на своих картинах.

Мини-интервью с несколькими ребятами класса.

- Почему ты выбрал именно такие краски для своей картины?

- Какие строчки стихотворения К. Бальмонта подошли бы к картине?

- Как ты назвал свою картину? Почему?

Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина.

- Когда я побывала на "Зимнем вернисаже", то вспомнила одно замечательное стихотворение известного русского поэта А. С. Пушкина.

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя:"

Проводится беседа по содержанию стихотворения, словарная работа.

Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

Анализ стихотворения:

- Какой изобразил зиму рассказчик?

- Какой литературный приём использует рассказчик при описании зимы? (Олицетворение).

- Приведите примеры.

- Какие эпитеты использует при описании?

Обобщение. Выразительное чтение стихотворения детьми.

Закрепление нового материала.

Сравнение стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и Абдрахмана Асылбекова.

- Как много о зиме мы узнали из стихотворений К. Бальмонта и А. С. Пушкина. По-разному они описывают зиму. У Бальмонта зима - это снежинка, у Пушкина - зима-хозяйка - "пришла", "рассыпалась", "сравняла". А сейчас мы узнаем, какой представляет зиму казахский поэт А. Асылбеков.

Чтение стихотворения по карточке учителем.

Асылбеков Абдрахман

                Зима
До чего ты, зима, холодна,
Промерзают озёра до дна!
Птиц - морозная мучает дрожь,
А без шапки - гулять не пойдёшь.
До чего ты, зима, хороша!
Мастерила свой мир не спеша,
Жёлтый сад, серый сквер, чёрный след
В ярко-белый покрасила цвет.
Ты - затейница, наша зима!
А мальчишек - так сводишь с ума:
Им и крепость построить не лень,
И кататься с горы целый день.
Ты сама с ними звонко галдишь
И под горку на санках летишь,
И румянишь лицо на бегу,
Оставляя алмазы в снегу.

- Внимательно прочитайте стихотворение по карточке. Найдите эпитеты.

Проблемно-поисковое задание.

- Сравните, какой мы видим зиму у А. С. Пушкина и какая она у А. Асылбекова.

Составление диаграммы Вена.

А. С. Пушкин А. Асылбеков
волшебница- зима

идёт

пришла

рассыпалась

повисла

легла

сравняла

проказы матушки-зимы

холодна

промерзают

морозная дрожь

хороша

мастерила свой мир

покрасила

затейница

галдишь

летишь

румянишь

Обобщение.

- Какая разная и какая похожая зима у поэтов. Для них и для нас она - живая, живёт и действует рядом с нами, радует нас своими проказами.

Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?

- А вам понравился урок?

- Кто рассказывал нам о зиме, о своём видении зимы?

- Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке.

- Музыка какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение.