Урок алгебры в 8-м классе по теме "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета"

Разделы: Математика


Использование личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет мне спроектировать самореализацию личности ученика в его собственной траектории развития.

Технология уровневой дифференциации, применяемая на данном уроке( пи выполнении домашнего задания и самостоятельной работы) как одно из средств личностно-ориентированного обучения, позволяет учитывать способности, интересы, склонности, а также особенности интеллектуальной деятельности каждого ученика.

С целью развития коммуникативных навыков общения и говорения используется технология коллективных способов обучения, способствующая воспитанию у учащихся чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами.

Формированию и развитию ключевых и предметных компетенций, логического и математического мышления школьников, а также расширению их общего кругозора способствует применение технологии проблемного обучения при решении задачи исследовательского характера. Данная технология на уроке используется одновременно с технологией коллективных способов обучения, поскольку ученики работая в группах и проговаривая свои мысли вслух, активизируют свою мозговую деятельность и способны добиться больших результатов, нежели работая индивидуально.

На данном уроке также используется образовательная технология "Интеллект" как средство дифференциации и индивидуализации обучения, созданная специалистами научно-методической лаборатории "Интеллект" Ломоносовской школы города Москвы и способствующая развитию интеллектуальных способностей школьника. Большая работа во время урока проводится по развитию предметно-речевых навыков и предметно-ориентированных психологических качеств ученика.

Закрепление изучаемого материала происходит в форме игры "Кто быстрее?"

Сценарий игры хорошо разработан, четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Применение игровой и информационной технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, повысить интерес к предмету, уменьшает объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе способствует реализации основной цели обучения - саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета".

Задачи:

  • закрепить умения учащихся выполнять различные задания на применение теоремы Виета;
  • совершенствовать умения и навыки решения квадратных уравнений различными способами;
  • расширить общий кругозор учащихся;
  • развивать внимание, логическое и математическое мышление, работоспособность, умение анализировать, математические и коммуникативные компетенции, интерес к математике;
  • воспитывать чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами;
  • побуждать учеников к взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Используемые технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, игровое обучение, технология "Интеллект", КСО.

Формы учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая.

Дидактический материал:

слайды с таблицей для проверки теоретических знаний учащихся по теме "Решение квадратных уравнений", ромашки с заданиями, карточки с трёхуровневыми заданиями, слайды с ответами к трехуровневым заданиям и критериями оценки.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Продолжительность урока: 40 мин.

План урока:

1. Организационный момент, инициализация урока (1 мин.).

2. Проверка домашнего задания. ( 2 мин.)

3. Устный опрос (4 мин.)

4. Закрепление изученного материала (15 мин.)

5. Выполнение задания исследовательского характера (5 мин.)

6. Самостоятельная работа (5 мин.)

7. Контроль и проверка знаний (2 мин.)

8. Домашнее задание (2 мин.).

9. Подведение итогов занятия (2 мин.)

10.Рефлексия учащихся (2 мин.)

Ход урока

Организация начала занятия.

Класс делится на несколько групп по 5 человек. Каждый участник группы имеет свой номер. Номер каждого ученика записан на цветном бейджике. Бейджик с номером 1 - красного цвета, 2 - голубого, 3 - зеленого, 4 - желтого, 5 - розового.

Для каждого ученика на парте приготовлены листы с индивидуальными заданиями.

I. Организационный момент, инициализация урока .

Объявление темы, цели и плана урока.

II. Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

Консультанты класса до урока проверили у учеников домашнюю работу и докладывают о результатах выполнения (домашняя работа была задана по двум уровням сложности). К тем номерам, которые вызвали затруднения у многих ребят дается пояснение.

2. Устный опрос

1) Проверка теоретических знаний по теме "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета" проводится фронтально с использованием мультимедийного проектора. На экране высвечивается задание № 1.

Задание № 1

Квадратное уравнение и его корни.

УТВЕРЖДЕНИЯ И Л Н
1 Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx + c = 0, x - переменная, a,b,c - числа, причем a - не равно нулю.      
2 Если в квадратном уравнении один из коэффициентов равен 0, то такое уравнение называется неполным.      
3 Выражение b2+4ac - называется дискриминантом квадратного уравнения.      
4 Если в квадратном уравнении второй коэффициент равен 1, то оно называется приведенным.      
5 Неполное квадратное уравнение всегда имеет решения.      
6 Если дискриминант целое число, то корней в квадратном уравнении - два.      
7 Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, а произведение корней равно свободному члену.      
8 Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна нулю, то один из корней этого уравнения равен одному, а второй - свободному члену.      

В левой части таблицы записаны утверждения, прочитав которые ученики определяют его истинность или ложность. Напротив каждого записанного предложения ставится соответствующая буква: "И" - если это истинное утверждение, "Н" - неполное, "Л" - ложное. В ложные и неполные утверждения ученики вносят поправки, приводящие данные утверждения к истинным.

Ответы к заданию № 1 даны в приложении № 1

После получения правильных ответов подчеркивается актуальность опорных знаний по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета" и определяется готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

2). Устно разбираются уравнения № 959. (фронтальный опрос)

№ 959 У какого из заданных квадратных уравнений сумма корней равна -6, а произведение - 11:

а) х2 - 6х + 11 = 0;

б) х2 + 6х - 11 = 0;

в) х2 - 11х - 6 = 0;

г) х2 + 11х - 6 = 0.

(Ответ: б)

3. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается сыграть в игру "Кто быстрее?".

Во время игры учитель проверяет правильность выполнения задания №1 и результата самооценки.

На данном этапе урока работа по закреплению знаний и совершенствованию навыков и умений решения квадратных уравнений и применения теоремы Виета проводится в группах, на которые был разделен класс в начале урока. Каждая группа получает цветок (ромашку) с разноцветными лепестками, на обороте которых записаны квадратные уравнения. 1-й ученик решает задание, написанное на красном лепестке, 2-й - на голубом, 3-й - на зеленом, 4-й - на желтом, 5-й - на розовом, т.е. цвета выбранных учениками лепестков и их бейджиков совпадают.

1.

 

После того, как каждый ученик группы решает свое уравнение, ответы заданий на всех пяти лепестках суммируются.

0 - 4,5 + 0 + 9 + 0 + 4 + 5 - 5 +8 - 8 = 8,5

На столе учителя лежат ромашки с различными числовыми значениями в центре.

После выполнения задания, капитан каждой из команд берет со стола учителя новую ромашку с номером, соответствующим сумме, найденной в результате выполнения предыдущего задания.

2.

 

2 + 2,5 + 23 - 1 + 3 - 8 + 2 - 0,2 + 6 = 29,3

3.

 

В результате нахождения суммы ответов всех пяти заданий получили число -2,4.

-5 - 2 - 43 + 0,6 + 35 - 1 + 6 + 3 + 4 = -2,4.

Если в процессе решения уравнений кто-то из учеников допустил ошибки, то ромашку с нужным номером его группа найти не сможет.

Поэтому ребятам придется вернуться к исходным заданиям и совместными усилиями найти допущенную ошибку.

Так, этап за этапом, выполняя задания различной сложности, помогая друг другу, выполняя проверку, ученики приходят к своей последней ромашке, на обороте которой написано "Молодцы".

 

Группа учеников, закончившая работу первой, получает оценку "отлично", вторая группа - "хорошо".

4. Задание исследовательского характера

Ученикам предлагается продолжить работу в группах и выполнить задание исследовательского характера.

З А Д А Н И Е

При каких значениях параметра m уравнение х2+2mх-(m-20)=0 имеет один корень?

(Ответ: -5; 4).

Группа учащихся, закончившая работу первой, получает оценку "отлично" и объясняет свое решение у доски.

5.Самостоятельная работа

Учащимся для выполнения предлагаются карточки с трехуровневыми заданиями по теме "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета". Задания выбираются учащимися по желанию, в зависимости от уровня усвоения ими данной темы. (см. Приложение № 3)

6. Контроль и проверка знаний

По окончании отведенного на выполнение заданий времени проводится проверка выполненных учениками решений.

При помощи мультимедийного проектора на экран высвечиваются ответы заданий и критерии оценки знаний. (Приложение № 4)

Рядом сидящие ученики, обменявшись своими карточками, сверяют решения с ответами на экране, выставляют оценку исходя из пятибалльной системы и сообщают её учителю. По окончании проверки учитель собирает карточки с выполненными заданиями.

7. Домашнее задание

Домашнее задание задается по двум уровням сложности. Ученики самостоятельно выбирают уровень сложности домашнего задания. Но учащимся, претендующим на оценки "4" и "5" рекомендуется выбрать домашнее задание второго уровня сложности.

  • Первой группе задаются: № 991 (в, г), 996 (в,г) 997;
  • Второй группе - 997,1005, 1006. стр. 161 - 163 (Мордкович А.Г.и др. Алгебра. 8 кл.: Задачник для общеобразовательных учреждений, 2003 г.). К номерам № 997 И 1005 даются пояснения.

8. Подведение итогов занятия

На данном этапе дается анализ и оценка успешности достижения целей урока исходя из результатов опроса и данных по самооценке и взаимооценке. По результатам урока каждому учащемуся выставляется оценка (или две оценки) в журнал. Намечаются перспективы последующей работы.

9. Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Урок

  • привлек меня тем :
  • показался интересным :
  • заставил задуматься:

На доске прикреплены картинки:

Выходя из класса, поставьте пожалуйста, точку под рисунком соответствующим вашему настроению.

Приложение 2