Рекомендации к подбору репертуара для младшего ансамбля скрипачей

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


ВВЕДЕНИЕ

Музыкальное воспитание на оркестровых отделениях музыкальных школ преследует две цели: 1) подготовка хороших инструменталистов с широким кругозором, которые смогли бы продолжить свое образование в музыкальных училищах; 2) воспитание грамотных любителей музыки – не только пассивных слушателей концертов, но и принимающих активное участие в художественной самодеятельности.

Современная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяет все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Ансамбли скрипачей, создаваемые на базе детских музыкальных школ, свидетельствуют о том, что в этих коллективных формах работы педагоги увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания творческой молодежи, связанных, прежде всего, с эстетическим воспитанием школьников.

Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.

В данной работе представлен примерный репертуарный список для занятий ансамблем с учащимися младших классов скрипки, который составлен на анализе практической деятельности преподавателей-руководителей детских скрипичных коллективов.

Основные принципы при подборе репертуара

  1. Доступность для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию. Репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.
  2. Репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки.
  3. Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля.
  4. Принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному”.
  5. Принцип разнообразия пьес в репертуаре.
  6. Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

На базе ДМШ №14 города Березовский в 1995 году были созданы два ансамбля – старших и младших классов. Сегодня по классу скрипки обучаются 28 детей, с которыми работают два преподавателя. В состав младшего ансамбля входят учащиеся 1-4 классов, в состав ансамбля старших классов – 5-7 классов. Но при распределении учащихся преподаватели учитывают уровень их технической подготовки. Некоторые ученики 5-го класса могут остаться в составе младшего ансамбля, а ученики 4-го класса – переходить в ансамбль скрипачей старших классов. Но это, конечно, происходит в редких случаях. Таким ученикам (особенно тем, которые остаются в младшем ансамбле) нужно объяснить такую ситуацию очень тактично, чтобы у ученика не пропало желание посещать уроки ансамбля.

Педагоги школы включают в репертуар такие пьесы, которые могут исполнить учащиеся обоих ансамблей. Сводный ансамбль стимулирует работу младших учеников, они стараются дотянуться до уровня старших.

Для разнообразия репертуара в программу можно включать знакомые, полюбившиеся детям песни. Например, ребята ансамбля скрипачей ДШИ №14 г. Березовского выразили желание сыграть песню В. Шаинского “Улыбка”. Руководителю ансамбля нужно было сочинить второй голос, учитывая технические возможности учащихся ансамбля.

Очень интересна работа ансамбля в форме сотрудничества с другими коллективами школы. Например, с хоровым коллективом, как в ДШИ №14 г. Березовского (играть сопровождение для хора вместе с фортепиано). Это вносит разнообразие в решение творческих задач коллектива ансамбля.

Такие творческие эксперименты делают работу ансамбля интереснее как для участников ансамбля, так и для руководителя.

Предлагаемый репертуарный список составлен исходя из опыта практической деятельности преподавателей класса скрипки ДШИ №14 г. Березовского.

Репертуарный список младшего ансамбля

  1. Самойлов А. “Русская плясовая”.
  2. Русская народная песня “Как пошли наши подружки”.
  3. Эти пьесы с яркой легко запоминающейся мелодией и вторым голосом, звучащем в основном на открытых струнах, рекомендованы для изучения на начальном этапе работы с ансамблем.

  4. Детская песенка “В погреб лезет Жучка”.
  5. Чешская народная песенка “Кукушечка”.
  6. Пьесы-каноны рекомендованы для развития полифонического слуха детей.

  7. Ж. Металлиди “Деревенские музыканты”.
  8. Украинская народная песня “Журавель”.
  9. И. Дунаевский “Колыбельная”.
  10. Ж. Металлиди “Мой конь”.
  11. Н. Бакланова “Марш октябрят”.
  12. Ю. Чичков “Самая счастливая”.
  13. Пьесы с более развитым мелодическим и ритмическим рисунком способствуют развитию техники штрихов, воспитанию полифонического слуха.

  14. Э. Градески Регтайм “Мороженое”.
  15. С. Джоплин “Регтайм”.
  16. Чешская народная песня “Пастушок”.
  17. Ф. Шуберт “Вальс”.
  18. И.С. Бах “Менуэт”.
  19. Д. Шостакович “Песня мира”.
  20. Итальянская народная песня “Санта-Лючия”.
  21. Русская народная песня “Как по морю”.

Работа над этими пьесами требует определенной технической подготовки учащихся. Преодоление технических сложностей: синкопированный ритм, многоголосие, фразировка, переходы в позиции, укрупнение формы, слуховой контроль качества звука, звуковедение – составляет основу работы с ансамблем на данном этапе.

Рекомендуемая нотная литература

  1. Пудовочкин Э.В. “Ансамблевое воспитание скрипача”. Нотное приложение. – Омск, 1991.
  2. Скрипичный ансамбль. Учебный репертуар ДМШ. В.2 – Киев, 1981.
  3. Сборник ансамблевых пьес. Специальный выпуск – 1993.
  4. Металлиди Ж.Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано – Ленинград, 1980.
  5. Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А. Ратнер – С-Пб, 1998.
  6. Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская – С-Пб, 1998.