Одним из направлений работы педагогического коллектива по изменению позиции учащихся в образовательном процессе является разработка и реализация системы учебных практик.
Учебная практика - специально организованная деятельность, направленная на формирование компетентностей.
1. Информационная компетенция.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.
2. Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
3. Общекультурная компетенция.
Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок.
4. Учебно-познавательная компетенция.
Включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности
О критериях социализации. В процессе социализации решаются две группы задач:
- социальной адаптации и
- социальной автономизации личности.
Критериями, которые свидетельствуют о социализации ребенка, являются
- социальная адаптированность,
- социальная автономность,
- социальная активность.
Социальная практика - это организованный процесс освоения учащимися школы технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях.
Целесообразной считается классификация факторов по механизму их влияния на ребенка в процессе социализации по двум группам:
- факторы прямого влияния (относятся семья, школа, детская организация, компания сверстников и Т.Д.) и
- факторы непрямого влияния (планета, государство, система образования, юстиция, культура и др.)
Выделены три сферы, в которых происходит процесс становления индивида: деятельность, общение, самопознание.
В деятельностиребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
Общениекак сфера социализации ребенка неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми.
Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке образа его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. СхеА самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе)
Ход педагогического совета
- Аукцион педагогических находок.
- Научно-методический совет.
- Заседание педагогического совета
Цель: Привлечение внимания учителей к активным способам организации учебного процесса.
Задачи :
- Мотивировать учителей к использованию проектной и исследовательской работы в организации учебного процесса.
- Презентация педагогических находок совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.
I. Аукцион педагогических находок.
Подготовительная работа:
- Совещание руководителей ШМО.
- Согласование плана проведения аукциона педагогических находок.
Участники: администрация, руководители ШМО, учителя школы, приглашённые учащиеся.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Лот № 1 Исследовательские работы и социальные проекты (3-6 кл).
5. Выступления учащихся
- Моя родословная (3а) (рук. Иванова Е.В.)
- Условия прорастания семян (3б) (рук. Мартынова Н.А)
- Здравствуй, английский (4а) ( рук. Гоголева Н.В.)
- Этот симметричный мир ( 5 а) (рук. Невоструева Л.А.)
- Проблемы энергосбережения (6а) (рук. Несмащнева Т.М.)
2. Рефлексия ( для педагогов).
Результат : примерные темы учебных практик для учащихся.
Лот №2 Учебные проекты
6. Выступления учащихся
- Проблемы подростков в семье (английский язык, 10кл) –. Рук. Тенсина В.В
- Применение ИКТ в создании учебного проекта ( русский язык, 10кл) –Рук. Пак Т.А.
- История времени (физика,10кл ) – Рук. Чупин В.Д.
- Панк-рок (английский язы,10а) – Рук. Оглезнева И.В.
- Джинс + кожа = стильная штучка (технология, 9 кл) – Рук. Ягофарова Е.А.,
2.Рефлексия (для педагогов).
Результат : Примерный список тем учебных проектов по всем предметам.
Лот № 3 Социальные проекты.
- «Школьная служба примирения» (Черёмухина Н.П., Соловьёва И.М.)
- «Организация деятельности классного руководителя через систему социальных и творческих проектов» (Черёмухина Н.П.)
Рефлексия (для педагогов).
Примерный список тем социальных проектов по всем предметам.
Лот №4 Исследовательские работы (9-11кл).
- Задача об упаковках (рук. Беркутова Т.В.)
- Гидрологические исследования реки Сайгатки (рук. Несмащнева Т.М.)
Рефлексия( для педагогов).
II. Научно-методический совет.
Педагогические проекты.
- Проект «Модель универсального класса на III ступени обучения. (Беркутова Т.В.- зам. директора по НМР)
- Реализация деятельности классного руководителя через систему уроков гражданского образования. (Черёмухина Н.П. – кл. рук 7 класса)
III. Педагогическое совещание.
«Формирование общеучебных компетенций через систему учебных практик»
План:
- Выступление зам. директора по НМР Беркутовой Т.В.
- Выступление учителя русского языка и литературы Пак. Т.А.
- Выступление учителя русского языка и литературы Четиной Е.В.
- Выступление учителя технологии Ягофаровой Е.А.
- Работа в группах. Рефлексия.
Тезисы выступлений.
1). Учебные практики в образовательной деятельности.
Беркутова Т.В. – зам. директора по НМР
Учебная практика— специально организованная деятельность учащихся по освоению различных видов деятельности
По организационной структуре
Групповая |
Индивидуальная |
По области применения
Предметная |
Межпредметная |
Внепредметная |
По видам деятельности
1. Учебное задание
- Реферат
- Доклад
- Л/работа, опыт, эксперимент
- Презентация
- Интеллектуальная (олимпиада, игра, конкурс)
2. Учебный проект
3. Учебная исследовательская работа
2). Четина Е.В. – учитель русского языка и литературы.
Что такое практика? Словарь Ожегова дает следующие определения:
- Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их, деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт.
- Приемы, навыки, способы какой-нибудь работы.
- Работа, занятие, как основа опыта, умение в какой-нибудь области.
- Одна из форм обучения: применение, закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.
Ключевым словом в данных определениях является слово «деятельность». Деятельностный подход, использование на уроке разных видов практик, позволяет сформировать такие общеучебные компетенции, как: коммуникативные (умение работать в группе, публично выступать); информационные (сбор информации из разных источников и обработка информации); культуроведческие (умение грамотно оформлять свою письменную и устную речь).
Какие же я использую на уроке учебные практики?
Творческие практики (инсценировка сказки, басни; составление кроссворда по определенной теме, творчеству писателя; сочинение сказки, басни, былины; составление рецепта любимого блюда с использованием причастий и отглагольных прилагательных; смоделировать ситуацию с использованием фразеологизма и т.д.).
Практика исследования. Использую на уроке и как домашнее задание для сильных учеников. Например, в 5 классе на уроке литературы ученики исследовали, чем литература отличается от других видов искусства: музыки и живописи. Также сопоставляли стихотворения А.А.Фета и С.А.Есенина «Береза», выявляя общие и отличительные особенности произведений. После изучения раздела «Мифы», учащиеся готовят творческий отчет: выполняют разноуровневые задания (рисуют иллюстрацию к одному из мифов, составляют кроссворд, определяют роль мифологических образов в ранних стихах А.С.Пушкина; происхождение своего имени и фамилии, определить роль диалектов в стихах С.А.Есенина).
Проектная практика используется после изучения большого раздела или целого курса. Продуктом этого вида деятельности является презентация ребят, например: виртуальная экскурсия в Древнюю Грецию, С.-Петербург А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя или виртуальный музей. Презентация «Времена года в поэзии, музыке, живописи пермских деятелей искусства». По русскому языку – подготовка опорных схем, таблиц, шпаргалок по изученной теме.
На каждом ли уроке русского языка и литературы возможно применение учебных практик?
Темы повторения и обобщения изученного материала можно проводить в режиме проектных практик: это и составление справочников, и таблиц, и опорных схем. Обычно работы такого пана вызывают у учащихся трудности, так как ребятам необходимо не только собрать материал, но и компактно оформить его с помощью различных стрелочек, фигурных скобок и т.д.
Если дело касается изучения совершенно новых тем, то далеко не все темы могут приготовить сами школьники в режиме любых практик. Многие темы очень объёмны, а количество уроков ограничено. Здесь экономнее, когда сработает учитель, давая учащимся индивидуальные, групповые исследования. Так, например, изучая творчество писателя, отдельные вехи может дать учитель, а более подробно об этом расскажут учащиеся, и наоборот.
В любом ли классе можно применять учебные практики? Использование исследовательских, творческих практик – это сугубо дифференцированно, как в сильном, так и в слабом класс. В слабом кассе применение этих практик обусловлено, прежде всего, тем, чтобы не упустить способных учащихся, которые могут деградировать до уровня слабого ученика.
С какого возраста лучше начинать применение учебных практик?
Чем раньше, тем лучше. С учащимися 5 – 7 классов, которые только начинают изучать информатику – это проблематично. Необходимо к таким проектам подключать родителей. Там, где можно обойтись без компьютера, ребята справятся с заданиями самостоятельно, то есть степень сложности зависит от тех задач, которые учитель ставит перед учеником.
3). Пак Т.А., учитель русского языка и литературы.
Формировать у учащихся общеучебные компетенции можно разными способами. Один из путей – через систему учебных практик. Термин «учебные практики» предполагает какую-либо деятельность, результатом которой является определенный продукт.
Учитель в своей деятельности использует различные виды учебных практик: сообщение, доклад, реферат, проект, презентацию, творческую работу и другие.
Каждый из учителей может продолжить этот список.
Я в своей работе с учащимися активно использую такие виды учебных практик, как презентация и творческий проект. Презентации сопровождают устные выступления учащихся, используются при изучении нового материала, закреплении изученного, используются как форма зачета по самостоятельно изученной теме.
Презентации, применяемые на уроках, можно разделить на 3 группы:
- проекты, созданные специалистами;
- презентации, созданные учителем;
- проекты учащихся (по русскому языку, литературе, гражданскому образованию).
В результате совместной деятельности учителя и учащихся 10 А класса (2007-2008 уч. год) были созданы учебные проекты к элективному курсу «Изучение трудных случаев орфографии и пунктуации с применением ИКТ». Темы проектов:
- Слитное, раздельное и дефисное написание слов .
- Прилагательные и причастия на – мый .
- Запятая перед союзом «как» .
- Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Работа над проектами дает учащимся возможность научиться самостоятельно находить материал, систематизировать его, выделять главное, подбирать задания по изученной теме, выступать перед аудиторией.
Презентация как вид учебной практики повышает у учащихся интерес к предмету, учит самостоятельности, способствует развитию логического мышления, устной речи. Учителю помогает эстетически оформить материал к уроку.
В курсе «Гражданское образование» («История и культура народов Урала») учащиеся 10 А класса (2007-2008 уч г.) создали и защитили групповые проекты по ряду предложенных тем: «Башкирские сказки», «Календарные обряды и праздники» , «Чехов на Урале» и другие.
Учащиеся 5 класса (нынешние шестиклассники) тоже вовлечены в процесс учебных практик. Отдельные ученики создают презентации по русскому языку, литературе, гражданскому образованию («Мир вокруг нас»).
В своей работе использую и творческие практики, как индивидуальные, так и коллективные.
Группой учащихся 6 А класса (членов гуманитарного отряда «Капельки и роднички») был создан творческий проект. В июне 2008 года выпущена газета «Поэтический листок», куда вошли стихотворения учащихся класса. Первый номер газеты получил каждый ученик в качестве подарка 1 сентября 2008 года.
4). Ягофарова Е.А. - учитель технологии.
Из существующих учебных практик я в своей преподавательской деятельности применяю сообщения, доклады, рефераты. Но большее внимание уделяю творческим проектам, которые являются итоговой самостоятельной работой учащихся.
Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Проекты, выполняемые учащимися, состоят из двух частей: пояснительной записки и изготовленного учеником изделия. В пояснительной записке дается описание изготовления.
Выполнять проекты начинаем с 5-го класса. В процессе проектной деятельности ученицы развивают творческие способности. По окончанию работы они имеют представление о пути изготовления изделия, от идеи до самооценки и защиты проекта. Целью проекта является изготовление и представление изделия.
В 5-м классе мы даем основные понятия и объясняем этапы построения. Здесь не так важна накопляемость, как важно понимание сути. Поэтому тема для всех одна. Работая над проектом, ученицы могут советоваться с учителем, сравнивать свою работу с другими. Трудность – высказать мысли своими словами. Именно во время выполнения проекта заметно, как раскрываются некоторые дети из послушных исполнителей в творческие личности.
В 6-м, 7-м классе даются на выбор 2-3 темы по разделам, которые изучили в течение года. Здесь обращаем внимание на накопляемость содержания. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.
В 8-м классе дается свободная тема по изученным разделам за весь период обучения. При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами.
IV. Решение педсовета.
V. Выпуск сборника с материалами педсовета.