Учебные практики в образовательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из направлений работы педагогического коллектива по изменению позиции учащихся в образовательном процессе является разработка и реализация системы учебных практик.

Учебная практика - специально организованная деятельность, направленная на формирование компетентностей.

1. Информационная компетенция.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.

2. Коммуникативная компетенция.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

3. Общекультурная компетенция.

Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности. Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок.

4. Учебно-познавательная компетенция.

Включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности

О критериях социализации. В процессе социализации решаются две группы задач:

  • социальной адаптации и
  • социальной автономизации личности.

Критериями, которые свидетельствуют о социализации ребенка, являются

  • социальная адаптированность,
  • социальная автономность,
  • социальная активность.

Социальная практика - это организованный процесс освоения учащимися школы технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях.

Целесообразной считается классификация факторов по механизму их влияния на ребенка в процессе социализации по двум группам:

  • факторы прямого влияния (относятся семья, школа, детская организация, компания сверстников и Т.Д.) и
  • факторы непрямого влияния (планета, государство, система образования, юстиция, культура и др.)

Выделены три сферы, в которых происходит процесс становления индивида: деятельность, общение, самопознание.

В деятельностиребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

Общениекак сфера социализации ребенка неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми.

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке образа его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. СхеА самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе)

Ход педагогического совета

  1. Аукцион педагогических находок.
  2. Научно-методический совет.
  3. Заседание педагогического совета 

Цель: Привлечение внимания учителей к активным способам организации учебного процесса.

Задачи :

  • Мотивировать учителей к использованию проектной и исследовательской работы в организации учебного процесса.
  • Презентация педагогических находок совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.

I. Аукцион педагогических находок.

Подготовительная работа:

  1. Совещание руководителей ШМО.
  2. Согласование плана проведения аукциона педагогических находок.

Участники: администрация, руководители ШМО, учителя школы, приглашённые учащиеся.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Лот № 1 Исследовательские работы и социальные проекты (3-6 кл).

5. Выступления учащихся

  • Моя родословная (3а) (рук. Иванова Е.В.)
  • Условия прорастания семян (3б) (рук. Мартынова Н.А)
  • Здравствуй, английский (4а) ( рук. Гоголева Н.В.)
  • Этот симметричный мир ( 5 а) (рук. Невоструева Л.А.)
  • Проблемы энергосбережения (6а) (рук. Несмащнева Т.М.)

 2. Рефлексия ( для педагогов).

Результат : примерные темы учебных практик для учащихся.

Лот №2 Учебные проекты

6. Выступления учащихся

  • Проблемы подростков в семье (английский язык, 10кл) –. Рук. Тенсина В.В
  • Применение ИКТ в создании учебного проекта ( русский язык, 10кл) –Рук. Пак Т.А.
  • История времени (физика,10кл ) – Рук. Чупин В.Д.
  • Панк-рок (английский язы,10а) – Рук. Оглезнева И.В.
  • Джинс + кожа = стильная штучка (технология, 9 кл) – Рук. Ягофарова Е.А.,

2.Рефлексия (для педагогов).

Результат : Примерный список тем учебных проектов по всем предметам.

Лот № 3 Социальные проекты.

  1. «Школьная служба примирения» (Черёмухина Н.П., Соловьёва И.М.)
  2. «Организация деятельности классного руководителя через систему социальных и творческих проектов» (Черёмухина Н.П.)

Рефлексия (для педагогов).

Примерный список тем социальных проектов по всем предметам.

Лот №4 Исследовательские работы (9-11кл).

  1. Задача об упаковках (рук. Беркутова Т.В.)
  2. Гидрологические исследования реки Сайгатки (рук. Несмащнева Т.М.)

Рефлексия( для педагогов).

II. Научно-методический совет.

Педагогические проекты.

  1. Проект «Модель универсального класса на III ступени обучения. (Беркутова Т.В.- зам. директора по НМР)
  2. Реализация деятельности классного руководителя через систему уроков гражданского образования. (Черёмухина Н.П. – кл. рук 7 класса)

III. Педагогическое совещание.

«Формирование общеучебных компетенций через систему учебных практик»

План:

  1. Выступление зам. директора по НМР Беркутовой Т.В.
  2. Выступление учителя русского языка и литературы Пак. Т.А.
  3. Выступление учителя русского языка и литературы Четиной Е.В.
  4. Выступление учителя технологии Ягофаровой Е.А.
  5. Работа в группах. Рефлексия.

Тезисы выступлений.

1). Учебные практики в образовательной деятельности.

Беркутова Т.В. – зам. директора по НМР

Учебная практика— специально организованная деятельность учащихся по освоению различных видов деятельности

По организационной структуре

Групповая

Индивидуальная

По области применения

Предметная

Межпредметная

Внепредметная
(Социальная)

По видам деятельности

1. Учебное задание

  • Реферат
  • Доклад
  • Л/работа, опыт, эксперимент
  • Презентация
  • Интеллектуальная (олимпиада, игра, конкурс)

2. Учебный проект

3. Учебная исследовательская работа

2). Четина Е.В. – учитель русского языка и литературы.

Что такое практика? Словарь Ожегова дает следующие определения:

  • Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их, деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт.
  • Приемы, навыки, способы какой-нибудь работы.
  • Работа, занятие, как основа опыта, умение в какой-нибудь области.
  • Одна из форм обучения: применение, закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

Ключевым словом в данных определениях является слово «деятельность». Деятельностный подход, использование на уроке разных видов практик, позволяет сформировать такие общеучебные компетенции, как: коммуникативные (умение работать в группе, публично выступать); информационные (сбор информации из разных источников и обработка информации); культуроведческие (умение грамотно оформлять свою письменную и устную речь).

Какие же я использую на уроке учебные практики?

Творческие практики (инсценировка сказки, басни; составление кроссворда по определенной теме, творчеству писателя; сочинение сказки, басни, былины; составление рецепта любимого блюда с использованием причастий и отглагольных прилагательных; смоделировать ситуацию с использованием фразеологизма и т.д.).

Практика исследования. Использую на уроке и как домашнее задание для сильных учеников. Например, в 5 классе на уроке литературы ученики исследовали, чем литература отличается от других видов искусства: музыки и живописи. Также сопоставляли стихотворения А.А.Фета и С.А.Есенина «Береза», выявляя общие и отличительные особенности произведений. После изучения раздела «Мифы», учащиеся готовят творческий отчет: выполняют разноуровневые задания (рисуют иллюстрацию к одному из мифов, составляют кроссворд, определяют роль мифологических образов в ранних стихах А.С.Пушкина; происхождение своего имени и фамилии, определить роль диалектов в стихах С.А.Есенина).

Проектная практика используется после изучения большого раздела или целого курса. Продуктом этого вида деятельности является презентация ребят, например: виртуальная экскурсия в Древнюю Грецию, С.-Петербург А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя или виртуальный музей. Презентация «Времена года в поэзии, музыке, живописи пермских деятелей искусства». По русскому языку – подготовка опорных схем, таблиц, шпаргалок по изученной теме. 

На каждом ли уроке русского языка и литературы возможно применение учебных практик?

Темы повторения и обобщения изученного материала можно проводить в режиме проектных практик: это и составление справочников, и таблиц, и опорных схем. Обычно работы такого пана вызывают у учащихся трудности, так как ребятам необходимо не только собрать материал, но и компактно оформить его с помощью различных стрелочек, фигурных скобок и т.д.

Если дело касается изучения совершенно новых тем, то далеко не все темы могут приготовить сами школьники в режиме любых практик. Многие темы очень объёмны, а количество уроков ограничено. Здесь экономнее, когда сработает учитель, давая учащимся индивидуальные, групповые исследования. Так, например, изучая творчество писателя, отдельные вехи может дать учитель, а более подробно об этом расскажут учащиеся, и наоборот.

В любом ли классе можно применять учебные практики? Использование исследовательских, творческих практик – это сугубо дифференцированно, как в сильном, так и в слабом класс. В слабом кассе применение этих практик обусловлено, прежде всего, тем, чтобы не упустить способных учащихся, которые могут деградировать до уровня слабого ученика.

С какого возраста лучше начинать применение учебных практик?

Чем раньше, тем лучше. С учащимися 5 – 7 классов, которые только начинают изучать информатику – это проблематично. Необходимо к таким проектам подключать родителей. Там, где можно обойтись без компьютера, ребята справятся с заданиями самостоятельно, то есть степень сложности зависит от тех задач, которые учитель ставит перед учеником.

3). Пак Т.А., учитель русского языка и литературы.

Формировать у учащихся общеучебные компетенции можно разными способами. Один из путей – через систему учебных практик. Термин «учебные практики» предполагает какую-либо деятельность, результатом которой является определенный продукт.

Учитель в своей деятельности использует различные виды учебных практик: сообщение, доклад, реферат, проект, презентацию, творческую работу и другие.

Каждый из учителей может продолжить этот список.

Я в своей работе с учащимися активно использую такие виды учебных практик, как презентация и творческий проект. Презентации сопровождают устные выступления учащихся, используются при изучении нового материала, закреплении изученного, используются как форма зачета по самостоятельно изученной теме.

Презентации, применяемые на уроках, можно разделить на 3 группы:

  • проекты, созданные специалистами;
  • презентации, созданные учителем;
  • проекты учащихся (по русскому языку, литературе, гражданскому образованию).

В результате совместной деятельности учителя и учащихся 10 А класса (2007-2008 уч. год) были созданы учебные проекты к элективному курсу «Изучение трудных случаев орфографии и пунктуации с применением ИКТ». Темы проектов:

  • Слитное, раздельное и дефисное написание слов .
  • Прилагательные и причастия на – мый .
  • Запятая перед союзом «как» .
  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Работа над проектами дает учащимся возможность научиться самостоятельно находить материал, систематизировать его, выделять главное, подбирать задания по изученной теме, выступать перед аудиторией.

Презентация как вид учебной практики повышает у учащихся интерес к предмету, учит самостоятельности, способствует развитию логического мышления, устной речи. Учителю помогает эстетически оформить материал к уроку.

В курсе «Гражданское образование» («История и культура народов Урала») учащиеся 10 А класса (2007-2008 уч г.) создали и защитили групповые проекты по ряду предложенных тем: «Башкирские сказки», «Календарные обряды и праздники» , «Чехов на Урале» и другие.

Учащиеся 5 класса (нынешние шестиклассники) тоже вовлечены в процесс учебных практик. Отдельные ученики создают презентации по русскому языку, литературе, гражданскому образованию («Мир вокруг нас»).

В своей работе использую и творческие практики, как индивидуальные, так и коллективные.

Группой учащихся 6 А класса (членов гуманитарного отряда «Капельки и роднички») был создан творческий проект. В июне 2008 года выпущена газета «Поэтический листок», куда вошли стихотворения учащихся класса. Первый номер газеты получил каждый ученик в качестве подарка 1 сентября 2008 года.

4). Ягофарова Е.А. - учитель технологии.

Из существующих учебных практик я в своей преподавательской деятельности применяю сообщения, доклады, рефераты. Но большее внимание уделяю творческим проектам, которые являются итоговой самостоятельной работой учащихся.

Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

Проекты, выполняемые учащимися, состоят из двух частей: пояснительной записки и изготовленного учеником изделия. В пояснительной записке дается описание изготовления.

Выполнять проекты начинаем с 5-го класса. В процессе проектной деятельности ученицы развивают творческие способности. По окончанию работы они имеют представление о пути изготовления изделия, от идеи до самооценки и защиты проекта. Целью проекта является изготовление и представление изделия.

В 5-м классе мы даем основные понятия и объясняем этапы построения. Здесь не так важна накопляемость, как важно понимание сути. Поэтому тема для всех одна. Работая над проектом, ученицы могут советоваться с учителем, сравнивать свою работу с другими. Трудность – высказать мысли своими словами. Именно во время выполнения проекта заметно, как раскрываются некоторые дети из послушных исполнителей в творческие личности.

В 6-м, 7-м классе даются на выбор 2-3 темы по разделам, которые изучили в течение года. Здесь обращаем внимание на накопляемость содержания. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

В 8-м классе дается свободная тема по изученным разделам за весь период обучения. При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами.

IV. Решение педсовета.

V. Выпуск сборника с материалами педсовета.

Приложение.