Формирование эстетических ориентаций учащихся на уроках русской литературы

Разделы: Литература


В современном обществе значительно повысились эстетические и этические требования к взаимоотношениям людей, к уровню их внутренней и внешней культуры. В жизнь россиян все глубже проникает желание жить по законам красоты.

Эстетическая культура человека закладывается в детстве, в школьные годы. В школе формируются основы того отношения к искусству, литературе, красоте, плоды которого человек пожинает всю свою жизнь.

Искусство правомерно считается важным средством воспитания личности. Школа должна помочь детям не только овладеть определенным запасом знаний, умений и навыков, а научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему.

Наши ученики - люди будущего. Они должны вырасти влюбленными в жизнь, в прекрасное, творчески устремленными к нему. Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие.

Но как окрылить, сохранить чистыми детские души в мире разгула насилия, пошлости, бескультурья, цинизма? Как спасти их от потребительского отношения к жизни, погони за пустыми развлечениями, душевной черствости, глухоты к истинному искусству? Эти проблемы стоят перед современным учителем. Наравне с родителями ребенка он является спасителем его души и ваятелем характера.

Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости.

Универсальными задачами литературного образования школьников являются приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие художественно- творческих способностей, эстетических ориентаций, воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

Изучение литературы в школе всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. Знание имен художников, создавших портреты писателей и иллюстрации к художественным произведениям давно является обязательным для учащихся. В современной школе отпадает принцип наглядности, но задачи “внедрения” искусства расширяются. Учитель литературы должен прежде всего помочь учащимся осознать внутреннюю логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их развитии на разных этапах их формирования.

Идея параллельного изучения литературы и искусства в их взаимосвязях, в русле определенного художественного метода должна оставаться ведущей. Задачи, которые должен решать учитель на уроках русской литературы, можно определить следующим образом:

  1. Углубление, систематизация и обобщение знаний об искусстве, полученных учащимися в предыдущих классах.
  2. Формирование представления о литературе как культурном феномене, занимающем особое место в истории искусства.
  3. Воспитание читателя, способного к полноценному восприятию, анализу и оценке художественного произведения в контексте мировой художественной культуры.
  4. Формирование внутренней культуры личности, способной самостоятельно ориентироваться в жизни и мире искусства.
  5. Развитие эстетических склонностей, творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

Уроки литературы, представляющие синтез различных видов искусства: музыки, живописи, театра, кино и искусства слова, дают возможность для самореализации учителя и ученика, развития их творчества, воображения. Это способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка. Эмоционально настроенный, творчески раскрепощенный ученик глубже чувствует и воспринимает литературное произведение.

Сопряжение различных видов искусств на уроках литературы возможно использовать в трех направлениях: 1) включение других видов искусства в литературный текст для углубления знаний об авторе произведения и характеристики образов, создания эмоционального фона повествования; 2) определение исторической, идейно-художественной, тематической связи произведений различных видов искусств; 3) участие различных видов искусств в творческом процессе писателей.

Современные компьютерные технологии дают учителю возможность плодотворно использовать на уроке богатейший наглядный материал о различных видах искусств, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и искусства, размышления над эстетическими понятиями.

Формы проведения учебных занятий самые разнообразные: урок - заочная экскурсия, урок-праздник, презентация, путешествие, телепередача, творческая защита, презентация, нравственная проповедь, “мозговой штурм” и др.

Во время изучения биографии и творчества литератора я практикую проведение уроков на темы: “Искусство в жизни писателя (поэта), “Музыка и живопись в произведении (по выбору учителя), “Мотивы творчества писателя (поэта) в искусстве” и т. д.

Хочу продемонстрировать это на примере нескольких уроков.

На уроке по теме “Музыка звука и музыка слова” учитель должен помочь ученикам ощутить музыкальность звука и слова. Музыка имеет много общего с поэзией. Они говорят об одних и тех же жизненных явлениях, но через свои неповторимые художественные приемы; основой их содержания являются чувства, переживания, состояние души человека и природы. Поэтому только музыка и литература способны выразить и отразить настроения, эмоции человека во всем их разнообразии. Чтобы продемонстрировать это, использую такие музыкальные произведения, как: “Бабочки” Э.Грига, “Времена года” П.Чайковского, “Пастораль” Г.Свиридова, “Полет шмеля” Н. Римского-Корсакова. На фоне чарующей душу музыки звучат бессмертные стихи Ф.Тютчева, А.Блока А.Фета, Б.Пастернака, С.Есенина, М.Цветаевой и др.

Обращение к искусству при изучении литературного произведения порой способно сотворить чудо. Внешне кажущееся скучным, неинтересным для современного читателя произведение классической литературы начинает восприниматься учащимися совсем иначе. Так знакомство школьников с романом А.М.Горького “Мать” я связала с музыкой и определила тему урока “Музыка в романе А.М. Горького “Мать”.

Такой подход к изучению произведения требует от учащихся вдумчивого, внимательного, творческого чтения, в ходе которого они должны подметить важные детали повествования: “музыку” будней и праздников рабочей слободки, музыку в жизни русской женщины-матери (Ниловны), “особенные песни” (революционные марши), которые пели Павел Власов и его соратники по борьбе, классическую музыку в жизни русских интеллигентов.

На уроке звучат произведения Э.Грига ( “Концерт ля-минор № 16”), марши “Марсельеза”, Интернационал”, “Вы жертвою пали в борьбе роковой”, сюита Г.Свиридова к кинофильму “Время, вперед”, русская народная песня “То не ветер ветку клонит”. Компьютерная презентация, подготовленная самими учащимися, помогает узнать о произведениях живописи, отражающих эпоху подготовки революции 1917 года: В.Иогансона “На старом уральском заводе”, Э.Козлова “Призыв”, И.Сидельникова “Рузаевка, 1905 год”, В.Орешина “Маевка”, Налбандяна “Аппассионата”,В.Коржева “Поднимающий знамя”и др. Союз литературы, музыки, живописи, кино облегчают учащимся восприятие и понимание сложных философских и психологических художественных произведений , позволяют значительно расширить познавательный и эстетический кругозор.

Большой образовательный, развивающий и воспитательный эффект имеют уроки и внеклассные мероприятия обобщающего характера. Итогом изучения темы “Человек и природа в современной русской литературе” в 11 классе может стать интегрированный урок- прозренье “Окунись, душа, в чистую волну!”, посвященный теме воды в жизни человека, литературе, искусстве и науке. Урок целесообразно проводить совместно с учителями биологии, обществознания, музыки и химии. Кроме научных сведений о свойствах воды, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат любимые отрывки из литературных произведений (А.Пушкина, В.Жуковского, Н.Некрасова, Н.Гоголя, Ф.Тютчева, Л.Толстого, Н.Рубцова, Б.Пастернака, А.Твардовского, М.Шолохова, В.Фирсова, Р.Рождественского и др.) Ученики готовят литературно-творческие работы о теме воды в творчестве русских литераторов, живописцев, композиторов, проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации: “Вода - всему голова”, “Вода в русской живописи”, “Образ воды в музыке”, “О чем скорбишь, мое село?”, “Плач родной речки”, подбирают песни, посвященные изучаемой теме.

На уроке звучит музыка лесного ручья и шум морского прибоя, П. Чайковского “Октябрь”, “Осенняя песня”, ноктюрны Шопена, русские народные песни и произведения современных авторов.

Подобные уроки, построенные на диалоге разных видов искусств, способствует формированию у детей правильных эстетических ориентаций, понимания смысла прекрасного в жизни и искусстве, обогащает их внутренний мир, очищает душу. Ведь задача учителя - разбудить в своих учениках живое, цельное эстетическое чувство, желание жить по законам Красоты.

Неизгладимое впечатление в памяти и душах детей оставляет урок “Да святится имя Твое!”, посвященный теме Матери в литературе, живописи и музыке, на котором учащиеся получают богатейшую информацию о живописи, начиная с икон Богородицы, шедевров Леонардо да Винчи и Рафаэля, картин К.Петрова-Водкина до современной русской живописи. Размышляя о самом святом человеке – Матери, дети по-особому начинают воспринимать и музыку: “Аве-Марию” Шуберта, песни о матери в исполнении Л.Зыкиной, А.Герман, О.Газманова.

Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа человека.

Литература

  1. Петрова Т.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. - Казань, 1973.
  2. Петрова Ю.Н. Взаимодействие видов искусства в процессе художественного образования и воспитания // Вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. А.И. Бурова. - М., 1972. - С. 19-45.
  3. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. - М., 1969.
  4. Рудольская Е.С. Эстетическое воспитание учащихся. - Челябинск, 1961.
  5. Самынский А. Мысль побеждающая // Друг наш, искусство / Под ред. Т. Куреллы. - М., 1968. - С. 22-28.
  6. Сидоренко С.Г. Путем поиска прекрасного. Из опыта работы клуба "В мире прекрасного" // В человеке все должно быть прекрасно: Из опыта работы по эстетическому воспитанию школьников Вологодской области / Сост. Ю.С. Широковский. - Архангельск-Вологда, 1984. - С. 29-32.
  7. Сладкова Д.А. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. - Казань, 1979.