Цели урока:
познавательная: закрепление знаний учащихся об описании, обогащение словарного запаса языка школьника изобразительно-выразительными средствами языка;
развивающая: развитие творческих способностей, воображения, способности выделять, обобщать, наблюдать, сопоставлять, совершенствование речевых навыков, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок;
воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любви к природе, к родному краю.
Оборудовании:
Репродукции картин: А. Саврасов “Грачи прилетели”.
“Пейзаж “Грачи прилетели” скромен по сюжету, сдержан по краскам. Он как тихая задушевная песня. Услышишь мелодию – и замрёшь, не кончился бы дивный мотив”.
Е. Г. Киселёва.
И. И. Левитан “Март”
“ … передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, жёлтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома”.
К. Г. Паустовский
К. Ф. Юон “Мартовское солнце”.
“Радостное ощущение ранней весны, наполненной светом и солнцем, передано в звонких, ярких красках ослепительно белого снега, синего неба с белыми облаками, ярких синих теней на снегу…”.
Музыка: П. И. Чайковский “Времена года. Март. Песнь жаворонка”.
Поэтические строчки.
Улыбкой ясною природа А. С. Пушкин Я наслаждаюсь дуновеньем А.С. Пушкин |
Весна, весна кругом живет и
дышит, М. Исаковский “Есть сила благодатная в созвучье слов живых” М.Ю. Лермонтов |
Памятка: “Порядок работы над сочинением” “План описания”.
Ход урока
І. Организационный момент.
Доброе утро! Я рада всех вас видеть. Нас ждет сегодня необычный урок, ведь за окном уже весна.
Весна, весна – по всем приметам,
Куда теперь я ни взгляну;
Весна с улыбкой и приветом…
Затем жить стоит в мире этом,
Чтоб видеть русскую весну!
Выглянуло ласковое солнышко, пробудило землю, и пошел по земле бубенчатый перезвон капели. Весенние голоса подобно музыке наполняют все вокруг радостью, бодростью, надеждой. Будто волшебной палочкой коснулись смычка, и полилась мелодия…
1. Минутка вдохновения.
Звучит музыка П.И.Чайковского
“Времена года. Март”
– Закройте глаза, прислушайтесь к музыке, к себе.
– Что рождают в вашем воображении звуки мелодии. Что вы увидели, услышали, почувствовали? Угадайте смысл музыки.
– Какие вы молодцы! Как точно вы угадали. Действительно это музыка весны П.И. Чайковского из цикла “Времена года. Март” “Песнь жаворонка”
Светлая, прозрачная весенняя картина передается мелодией, как будто мы слышим птичье щебетанье, звуки капели. Композитор показывает не просто музыкальный пейзаж, а те настроения и чувства, которые рождает в человеческой душе картина весеннего пробуждения природы.
– Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить и писать о весне.
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока “Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям и впечатлениям (записываем в тетрадь).
Сегодня на уроке мы будем учиться создавать свою пейзажную зарисовку. А помогут нам в этом мастера художественного слова: поэты и писатели, художники и композиторы.
Закрепление сведений об описании.
– Что, ребята, может быть объектом описания?
– Вспомните, что такое зарисовка? С этим словом мы уже встречались.
Зарисовка – то же, что и рисунок, нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо.
– А у нас пейзажная зарисовка. Что мы будем описывать, рисовать словами?
(природу).
Значит, пейзажная зарисовка – изображение природы (и в музыке, и в живописи, и в литературе). Мир родной природы удивителен и прекрасен. Полна чудес могучая природа! В каждом времени года есть свое очарование.
Мы с вами будем создавать пейзажную зарисовку о весне.
– Как, ребята, называют весну в народе?
ІІ. Проверка домашнего задания.
– Я просила вас дома найти одно – два описания, где говорилось бы о начале весны, о ранней весне.
– Чем поразило вас именно это описание?
– Чье описание, ребята, вам понравилось?
Обратите внимание вот на эти строки о весне. Вы можете использовать их в работе над сочинением. Прочитайте выразительно (читаем на доске поэтические строчки). Русские поэты и писатели умели не только наблюдать, понимать природу, но и описывать увиденное ярким, эмоциональным языком.
III. Работа с текстом.
Обратимся к пейзажной зарисовке Д.Зуева. Прослушайте, пожалуйста.
В каждое время года звучит своя музыка. Весь мир наполняется живыми звуками весны. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки.
В глубокой темноте леса робко бормочет невидимый ручеек.
Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом.
Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы и вода подпевают ей.
– Понравился вам текст? Что понравилось?
– Что в центре описания данной зарисовки? (О чем говорится?).
– Как можно озаглавить данный текст?
– Как же рождается звук весны, ее голос?
Звук капели с крыш, разбивающих сосулек, журчание робкого ручейка, луч солнца заводит тихую музыку, постепенно она нарастает, ее подхватывают птицы и вода.
– Слов, какой части речи в тексте больше всего? Почему?
Весна – это жизнь, движение, действие, все просыпается после зимних холодов, оживает, пробуждается, приходит в движение.
– Выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку весны. Объясните орфограммы.
П.ет, тика.т, ра.б.ваются, звенит, перезванивают.ся, зал.вают.ся, б.рмоч.т, г.в.рили, завод.т, подп.вают.
– Для чего использует автор глаголы в форме настоящего времени?
Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий. Создается живая картина. Мир наполняется живыми звуками. Кругом слышатся звуки весны, голоса.
– Какие слова, выражения показались особенно яркими?
Снег померк – нет той белизны, какая была зимой
– Что это за художественно-выразительное средство языка (переносное значение слова на основе сходства называется метафорой)?
Звонко тикает капель – сравнение с часами, как часы тикает, кап-кап-кап.
– Объясните постановку запятой в этом предложении.
Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки – звенят, разбиваясь.
– Какое необычное сравнение встретилось вам в этом тексте?
– Как вы его понимаете?
Точно оброненный хрусталь
Хрусталь – особый вид стекла, который издает необычный звук, тонкий, переливающийся, мелодичный. И сосульки, разбиваясь, издают такой же звук, похожий на хрусталь.
– Запишите это предложение, расскажите о знаках препинания в нем.
– Найдите причастие в этом предложении, выделите морфемы, обратите внимание на правильное произношение слова.
Оброненный
А в кустах словно звенит серебряный колокольчик – звон сосулек сравнивается со звоном колокольчика.
Заливаются сосульки – заразительно смеяться.
– Почему автор подобрал именно слово заливаются?
Долго слышен их звон в кустах, когда сосульки разобьются.
– Подберите синонимы к слову заливаются: смеяться, хохотать, прыскать, рассмеяться.
Робко бормочет невидимый ручеек– течет негромко, медленно струится под снегом.
– Почему невидимый ручеек?
В глубине, под снегом, только что пробивает себе дорогу.
В глубокой темноте леса – в глуши, большая глубина, в глубь леса. Какую роль играют олицетворения в тексте?
Смолкли скрипки мороза
– Как вы понимаете это выражение?
Солнечный луч заводит тихую музыку весны.
– Найдите эпитет, как вы его понимаете?
Весна ранняя и музыка негромкая, постепенно нарастают звуки, птицы и вода подпевают.
Объясните запятую в данном предложении.
– Каким стилем написан данный текст? Докажите.
Словами нарисована яркая, эмоциональная картина звуков весны, автор выразил свое отношение, свои чувства к описываемому, используя эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение.
– Какое настроение вызывает эта пейзажная зарисовка?
Бодрое, веселое, радостное, вызывает наслаждение.
Ребята, мы с вами увидели картину ранней весны в пейзажной зарисовке мастера слова.
Удивительное пробуждение природы весной не могло оставить равнодушным и художников. Они запечатлели это красками на своих полотнах.
IV. Работа по картинам.
Перед вами репродукции картин известных русских художников И.И.Левитана “Март”, А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, Ф.Юона “Мартовское солнце”.
– Рассмотрите картины и скажите, как удалось художникам с помощью красок передать пробуждение природы в первый весенний месяц? О какой картине вы хотели бы рассказать?
Вывод:
Когда смотришь на эти пейзажи, невольно охватывает желание перенестись в места, изображенные художником. Хочется постоять и послушать капель, вдыхать теплый воздух, насыщенный запахами весны.
Будто по мановению волшебной палочки и художник, и композитор, и поэт творят чудеса, стремятся передать то, что их привлекло, взволновало.
Мы увидели несколько пейзажей. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же ярко, эмоционально, выразительно рисовать словами, создавать свою пейзажную зарисовку. Все о чем мы с вами говорили, написали мастера. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотели бы вы стать волшебниками? Как здорово быть волшебником! Но для этого нам необходима волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Сейчас мы создадим свой художественный мир. И хотя пока чуда не произошло, все в наших силах. Я предлагаю вам создать свою пейзажную зарисовку: описание природы ранней весной.
– Как бы вы назвали, какой заголовок придумали к сочинению?
Первое дыхание весны.
Музыка весны.
Весенние звуки.
– Что отражает заголовок?
Я просила вас понаблюдать за приметами весны, за состоянием природы весной, послушать звуки весны, почувствовать запахи весны.
V. Словарно-орфографическая работа. Подбор рабочего материала.
Солнце – ласковое; лучи бережно, робко, несмело коснулись; греет по-весеннему; словно тешится, играет, заставляет плакать снега слезами горючими; одолевает мороз; слепит глаза.
Небо – голубая чаша неба; как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака; небеса, как синий щелк, висят.
Воздух – свежий, бодрящий, насыщенный ароматом хвои и смолы; запах талого снега.
Снег – осел, потемнел; покрыт тонкой корочкой наста; синие тени на снегу.
Звуки – шепот деревьев; звон капели; звонкая, веселая, робкая капель; несмелый журчащий ручеек; веселый бубенчатый перезвон капели.
VI. Порядок работы над сочинением.
Вспомним порядок работы над сочинением. И план, по которому строится сочинение-описание.
- Чтение памятки.
- План описания.
Приступаем к работе. Напишите начало сочинения, вступление, а дома вы закончите пейзажную зарисовку.
Прочитаем, что у вас получилось (2-3 человека читают).
VII. Подведение итогов.
Вот и закончился наш весенний урок, на котором мы учились создавать пейзажную зарисовку. Обратите внимание на слова М.Ю.Лермонтова. Не случайно я взяла их в качестве эпиграфа к уроку.
– Как они созвучны нашему уроку, связаны с ним?
Благодаря умению точно, ярко, красиво выражать свои мысли, писатели и поэты рисуют живую картину природы.
В этом и заключается благодатная сила слова. Оно нас волнует, заставляет радоваться, наслаждаться, сопереживать.
Вот именно это: силу слова, его красоту, точность, выразительность вы и должны показать в своей работе.