Внеклассное мероприятие по физике в коррекционной школе

Разделы: Внеклассная работа


Класс: 9 (ЗПР)

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Тип учебного занятия: обобщающий урок-игра.

Цели (образовательная, развивающая и воспитательная) и задачи учебного занятия:

  • Проверить и систематизировать знаний учащихся по теме "Импульс. Закон сохранения импульса".
  • Развивать познавательную активность учащихся.
  • Воспитывать культуру взаимоотношений между учащимися, повышать интерес учащихся к физике.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): ЭУИ "Открытая физика", экран, мультимедийный проектор, магнитофон, аудиокассета с записью шума моря, диск "Настольные игры", авторская презентация к уроку.

Ход учебного занятия

Урок проводится в кабинете информатики, оснащенном 9 компьютерами (8 - ученических, 1 - учительский). Класс делится на две команды. Перед уроком капитаны команд расставляют "корабли" на игровом поле, которое проецируется на экран.

Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
1. Организационный момент 5 минут. Сообщить тему, цели урока, правила игры.     Словесный Фронтальная Приложение1 №1:кадры №1, №2, №3, игра "Морской бой" из диска "Настольные игры".
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель сообщает тему урока, цели, правила игры.

Правила игры:

Команды по очереди отвечают на вопрос учителя, после чего делают "выстрел" по полю "противника". Если на вопрос был дан неверный ответ, то на него отвечает вторая команда. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за меткое попадание по кораблям "противника" добавляется 1 балл. Кроме командного зачёта проводится личный (ученику, правильно ответившему на вопрос, даётся жетон).

Учащиеся слушают, настраиваются на урок.
Время Цель этапа

Определить право первого "выстрела"

Знания Умения Методы Формы Используемые ЦОР
2. Конкурс капитанов. 4 минуты Знать имена выдающихся учёных и их открытия. По перечисленным открытиям назвать имя учёного. Словесно-наглядный Индивидуальная Приложение1, кадры №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11.
  Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Учитель даёт подсказки, показывает портреты учёных. Называют имена учёных. Выигрывает для команды право первого "выстрела" тот капитан, который даст больше правильных ответов.
Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
3. Разведка. 2 минуты Повторить определение импульса тела и формулировку закона сохранения импульса. Знать понятие импульса тела и закон сохранения импульса. Уметь формулировать определение импульса тела и закон сохранения импульса. Словесный. Фронтальная. Приложение2, кадры №1, №2, №3.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель начинает фразу:

Импульсом тела называется величина, равная произведению:

Направление вектора импульса тела всегда совпадает с:

Если несколько тел взаимодействуют между собой, то эти тела образуют:

Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему:

Учащиеся продолжают фразу. Команды отвечают в той последовательности, которую определили на предыдущем этапе.

 

 

Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
4. Начало боя. 15 минут Проверить знание формулы импульса тела и умение решать задачи на её применение. Единицы измерения импульса тела, формулу для нахождения импульса тела. Решать задачи на применение формулы импульса тела. Словесно-наглядный. Фронтальная. Приложение2, кадры №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предлагает командам задачи, при необходимости задаёт учащимся наводящие вопросы.

Задания для команд:

Каким выражением определяется импульс тела?

В каких единицах измеряется импульс?

Из формулы импульса тела выразите массу.

Из формулы импульса тела выразите скорость.

Найдите импульс тела массой 2 кг, если его скорость 3 м/с.

Найдите импульс легкового автомобиля массой 1т, идущего со скоростью 25 м/с.

Найдите массу грузового автомобиля, идущего со скоростью 10м/с, если его импульс 9500 кг·м/с.

С какой скоростью летит шайба массой 0,2 кг, если её импульс равен 4,8 кг·м/с.

Два одинаковых тела движутся с одинаковыми скоростями навстречу друг другу. Чему равен импульс второго тела, если импульс первого тела 0,02 кг·м/с.

Автомобиль массой 1т меняет скорость от 10 м/с до 20 м/с. На сколько при этом изменится его импульс?

Решают задачи, параллельно играя в "Морской бой".

 

Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
5 Решение стратегической задачи. 7 минут Проверить умение решать задачи на закон сохранения импульса. Знать понятия: упругое и неупругое соударения, формулу закона сохранения импульса. Уметь работать с ЦОР, применять полученные знания при решении задач. Практический. Групповая. ЦОР "Открытая физика", Приложение2, кадры №15, №16.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель организует работу команд на компьютерах с ЦОР "Открытая физика". Учащиеся в разделе "Механика" открывают окно модели "Неупругие соударения"; рассчитывают суммарный импульс двух шаров до и после соударения и выясняют, сохраняется ли этот импульс. Результаты заносят в бланк ответов.
Время Цель этапа Знания Умения Методы Формы Используемые ЦОР
6 Офтальмологическая пауза. 2 минуты.          
  Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Учитель включает магнитофон с записью шума моря и проводит по тренажерам упражнения. Учащиеся выполняют упражнения, слушают шум моря, настраиваются на дальнейшую работу.
Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОР

 

Знания Умения
7 Продолжение боя. 7 минут. Проверить знание формулы, выражающей закон сохранения импульса и умение применять её при решении задач. Закон сохранения импульса. Решать задачи на упругое и неупругое соударение. Словесно-наглядный. Фронтальная. Приложение2, кадры №17, №18, №19, №20, №21.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель продолжает игру "Морской бой", задавая поочерёдно командам следующие вопросы:

-Что обозначают v1 и v2 в математической записи закона сохранения импульса?

-Что обозначает v1/и v2/ в математической записи закона сохранения импульса?

- О каком взаимодействии идет речь, если закон сохранения записан в виде:

m1v1+m2v2=(m1+m2)v?

-Тележка массой 3 кг, движущаяся со скоростью 4 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой той же массы и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия?

Отвечают на вопросы и решают задачи, поочередно выполняя "выстрелы" по полю "противника".
Этапы учебного занятия Время Цель этапа Компетенции Методы Формы Используемые ЦОР
Знания Умения
8 Подведение итогов. 3 минуты Подвести итог занятия, определить победителей игры, дать домашнее задание.     Словесный. Фронтальная.  
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель подводит итоги, называет положительные и отрицательные моменты, выставляет оценки.

Домашнее задание: составить кроссворд из 6-12 слов по разделу "Механика".

Слушают учителя, записывают домашнее задание.