Художественное конструирование и моделирование на основе чертежа фартука. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели:

  • Обучающие - ознакомить с приемами художественного конструирования и моделирования через практическую работу на уровне понимания, применения; научить наносить конструктивные и фасонные линии на чертеж основы фартука на уровне понимания и применения.
  • Воспитательные - воспитание ответственного отношения к труду, аккуратному выполнению работы.
  • Развивающие - развивать логическое мышление, конструкторские умения; развивать творческую инициативу и эстетический вкус.

Оборудование, наглядность, материалы: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, шаблоны деталей фартука, клей, ножницы, линейка закройщика (М 1: 4), плакаты, журналы мод, выкройки деталей моделей одежды(М 1:1,М 1:4), чертеж основы цельнокроеного фартука (М 1:1, М 1:4), фломастеры, карандаши, ластик.

Ход урока

1. Организационный момент: проверка к готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Устный опрос в форме беседы для актуализации знаний учащихся.

Вопросы для повторения6

Как рассчитать ширину фартука?

Назовите и покажите на чертеже конструктивные линии фартука?

Почему точки, расположенные на линии низа нагрудника обозначаются буквами "Т"?

Какими буквами обозначаются точки, расположенные на линии низа фартука и почему обозначаются только первые заглавные буквы, а не слова?

Какая линия проходит через точки ВН?

Какими буквами обозначается линия верха нагрудника?

Покажите на эскизе фартука положение отрезка ВТ?

3. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, задач урока, сообщение критериев оценивания работ учащихся.

План:

  1. Сообщить познавательные сведения по теме "Художественное конструирование и моделирование на основе чертежа фартука (М 1:4)".
  2. Ознакомить с подготовкой к моделированию: нанесение названий деталей, определение их количества, расположение середины изделия и сгиба ткани, направление долевой нити ткани.
  3. Приступить к выполнению практической работы: нанесение конструктивных и фасонных линий на чертеж основы фартука, выполнение эскизов моделей фартука.

Оценки будут выставлены:

  1. За правильность нанесения названий деталей, определение их количества, направления долевой нити ткани, расположение середины изделия и сгиба ткани.
  2. За аккуратность выполненной работы, ровность вырезания выкроек из бумаги, правильное приклеивание их в альбом;
  3. За организацию рабочего места;
  4. За эстетическое оформление выполненной работы;
  5. За активность на уроке во время опроса и беседы.

Изучение материала проводится одновременно с выполнением практической работы по моделированию.

Конструирование одежды тесно связано с моделированием. МОДЕЛИРОВАНИЕ - процесс создания одежды, новой по фасону и отделке (это творческий процесс, способствующий развитию самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса). В процессе моделирования мы изменяем формы некоторых деталей фартука: нагрудника, ни жней части, карманов; применяем различные виды отделок: аппликация, вышивка, тесьма, кружево, оборка. (смотрим учебник). Учащиеся знакомятся с разнообразными фасонами фартуков (смотрим плакаты, журналы, цветные таблицы).

Вопрос к учащимся с целью выявления уровня понимания:

  1. Какие отличительные особенности мы видим на моделях?
  2. Чем отличаются два каких-либо фартука?
  3. Какие детали фартука имеют разную форму?
  4. Какая отделка применена в изделиях?
  5. Какие другие отделки можно применить?

Вводный инструктаж учителя по приемам моделирования:

На основную выкройку детали по очереди накладываются такие же детали в измененном виде, вырезанные из бумаги другого цвета - это помогает увидеть в чем заключается работа по изменению формы деталей изделия. Прикладывая к деталям фартука различную отделку - тесьму (гладкокрашеную или с рисунком), вырезанные из бумаги разного цвета фигурки, цветы для аппликации - это объясняет, чем нужно руководствоваться при подборе отделки ( цвет, рисунок ткани и др.).

Отделочные детали изделия, входящие в один комплект, должны сочетаться между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголки, то и нижняя часть фартука и карманы должны быть срезаны углом, а не скруглены. Если за основу принимается округлая форма, то надо скруглить срезы нескольких деталей фартука: карманов (нижний или верхний), нагрудника, нижней части фартука.

Применение слайдов и практического показа (Приложение).

4. Воспроизведение и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Приступая к практической работе необходимо помнить:

  1. Правила безопасной работы с ножницами. Какие? - вопрос учащимся (перечислить и обосновать).
  2. Так же надо правильно организовать рабочее место. Как? - вопрос к учащимся.

Практическая работа.

Выполнить в альбоме графические изображения и описания моделей одежды. Выполнить эскиз модели. Нанести конструктивные и фасонные линии на чертеж основы фартука (М 1: 4), оформление выкроек в альбом, нанести на чертеж название деталей, их количество, расположение середины изделия и сгиб ткани, направление долевой нити.

Целевой обход учителя: контроль, индивидуальные консультации, проверка правильности выполнения работы, организации рабочего места и соблюдение правил ТБ (текущий инструктаж).

5. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Как можно изменить форму нагрудника фартука?
  2. Какие отделки можно применить к фартуку, изготовленному из гладкокрашеной ткани?
  3. Какие детали фартука выполняются на выкройке в половинном размере?
  4. Какие отделки можно применить к фартуку, изготовленному из ткани с рисунком?
  5. В чем заключается моделирование?

6. Подведение итогов урока на основе объявленных критериев и сообщение домашнего задания.

На уроке учащиеся познакомились с элементами моделирования фартука, со способами отделки, применяемыми при изготовлении швейного изделия.

За правильные ответы, активность на уроке выставлены оценки.

Домашнее задание: доделать работу, начатую на уроке (кто не успел), выбрать свою модель фартука и промоделировать ее в альбоме, построить чертеж фартука в М 1:1, подготовить ткань к раскрою (декатировать), принести иголки, булавки, ножницы, нитки, линейку, карандаш, альбом.

Литература:

  1. Симоненко В.Д. Технология 5 класс.М: "Вентана-Граф, 2004г.
  2. Журналы "Школа и производство"

Приложение.