Факультатив для детей старшего дошкольного возраста "Камни, камни, камни"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
  • развитие познавательной деятельности, образного, творческого мышления;
  • приобщение к истокам народной культуры.

ПЛАН
работы факультатива

Этап Задачи Тема Содержание Кол. час.
1 Подготовительный – Вызывать эмоциональный отклик на увиденное;

– Прививать навыки внимательного рассматривания предлагаемого объекта; слушать и слышать взрослого;

– Развивать у детей интерес к миру природы

Голубая планета – Земля Рассказ воспитателя “Планета Земля” 1
Загадывание загадок:

– По чему мы ходим? (По земле.)

– Чем пахнет земля? Назовите эти запахи.

– Как звучит земля? Изобразите эти звуки.

– Какого цвета наша земля? Назовите.

Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видом земли (Тверди), земного шара. Беседа – обсуждение увиденного с использование слов:

Твердь земная – земля, суша, толща, материк.

Твердь небесная – весь видимый нами, безграничный простор вокруг земли; небо; небесный свод.

Под музыку дети рисуют то, что им понравилось
“Сказка про лежач – камень, под который вода не течет” Рассказ воспитателя “Камни в природе” 1
Чтение “Сказки про лежач–камень, под который вода не течет”. Беседа о прочитанном.
Игра “Большой – маленький”
Рисование иллюстраций к сказке. Создание мини – книжки “Сказки про лежач –камень, под который вода не течет”
2 Знакомимся с городским музеем – Дать первоначальные представления о музее, где хранятся интересные и красивые вещи;

– Помочь детям освоиться в музейном пространстве;

– Прививать навыки поведения в музее;

– Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик;

– Дать общее представление о музее и коллекции;

– Дать понятие о том, что хранится в музее.

Первая встреча Экскурсия. Внимание детей акцентируется на предметах, представленных на выставке. Используются слова: экскурсовод, выставка, коллекция, музей, история и т.д. Проводится фотосъемка. 1
Педагог беседует с детьми об увиденном. В совместной деятельности воспитатель и дети оформляют фотовыставку “Экскурсия в музей”.
Домашнее задание для родителей: посетить музей и предложить детям рассказать то, что они узнали.
Вторая встреча Экскурсия. Внимание детей акцентируется на коллекции камней.

Дети описывают их, высказывают свое эмоциональное отношение к камням, к музею.

1
Педагог беседует с детьми об увиденном и предлагает создать в группе “Музей камней”.
Домашнее задание для родителей: подобрать и принести камни, картинки, иллюстрации, фотографии для музея.

3

Музей камней – Формирование системных представлений об окружающем мире (основы научных и художественных знаний);

– Развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать;

– Формирование умения и навыков вести беседу, уважительно относиться к собеседнику;

– Выработка навыков социальной культуры (поведение в обществе)

Наш музей Создание коллекции камней: подготовка (очистка, шлифовка, обработка); изготовление коробок (для хранения и выставки). 2
Царство камней Рассказ воспитателя “Путешествие вглубь Земли”. Использование слов: геологи, полезные ископаемые, природный газ, уголь, нефть, золото, серебро, мел, алмазы, мрамор, соль и т.д. 4
Экспериментальная деятельность (свойства камня): “Почему говорят крепкий как камень?”
Домашнее задание для родителей: рассмотреть иллюстрации и обсудить информацию из детской энциклопедии на тему “Внутри Земли”
Загадывание загадок о полезных ископаемых:

– Неказист с виду клад, а народ ему рад,

Из земли подымится – за все работы примется.

(нефть, уголь, газ)

– В воде родится, а воды боится. (Соль.)

– Без чего обед не вкусный? (Без соли.)

Игра “Мы геологи”. Найти по карте спрятанные полезные ископаемые.

Из найденных полезных ископаемых (во время игры) создается мини-коллекция.

Профессии шахтер, газодобытчик Рассказ воспитателя “Как добывают полезные ископаемые?”. Воспитатель делает акцент на профессиях: геолог, бурильщик, шахтер, газодобытчик. Использование слов: скважина, трубопровод, цистерна, буровые вышки и т.д. 3
Рассказ папы (работающего на газовом промысле) о своей профессии. Просмотр фотографий, слайдов. Прослушивание песен о профессии газодобытчик.
Конструирование из строительного материала “Газопровод”. Обыгрывание постройки в сюжетно – ролевой игре “Мы добываем газ”.
Как появляются горы Беседа “Как появляются горы?” 3
Экспериментальная деятельность:

– “Горный рельеф”. (Накрыть платком ладонь. Платок – это земная кора. Пошевелить пальцами, согнуть их – “земная кора” приходит в движение и т.д.)

– “Извержение вулкана” (зготовление макета вулкана и проведение опыта).

Обсуждение и зарисовка опытов.

Домашнее задание для родителей: просмотр детской энциклопедической литературы по теме. Обсуждение
Царство минералов Беседа “Кладовая Земли”. Дать представление о том, что минеральное царство является частью окружающего мира. 3
Чтение “Сказки об угольке” (“Мир вокруг нас” с.69). Обсуждение.
Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?
Фотовыставка “Рисунки на асфальте”
Сказки Бажова Просмотр мультфильма “Хозяйка Медной горы”. Беседа о пользе и красоте минералов. 5
Экспериментальная деятельность: Рассматривание через лупу камней с различными рисунками. Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.)
Рассматривание иллюстраций на темы: “Драгоценные камни” и “Драгоценные камни в украшениях”
Чтение сказки “О Даниле – мастере”.
Беседа о том, что люди, создающие красоту, называются мастерами.
Домашнее задание для детей и родителей: Рисование на камнях. Оформление выставки “Красота камня”.

4

Заключительный – Создание условий для развития естественно – научных представлений у детей в ДОУ Мы экскурсоводы Проведение экскурсий по музею камней. 4
Рассказы детей о Царстве минералов
Оформление мини – энциклопедии “Мир камней” для детей детского сада
Театрализованное представление по мотивам сказок Бажова “Каменный цветок”
ВСЕГО 28