Урок природоведения в 4-м классе на тему "Красная книга края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширение представлений о роли природы в жизни человека, об ответственности людей за состояние окружающей среды.
  2. Углубление понятия о Красной книге как о правовом документе
  3. Воспитание патриотизма, любви к родному краю на основе обогащения знаний о растительном и животном мире Кубани.
  4. Развитие социальных навыков, социальных компетентностей, умение работать и взаимодействовать в группе; воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к родине.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с названиями природоохранных объектов, мини-плакаты по охране природы, тексты о Красной книге на каждого ученика, страницы-заготовки для книжки-картинки, карточки с кроссвордами.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Звучит песня …

ведь небо без птиц – небо,
А море без рыб – не море,
А Земля без зверей – не Земля…

(Дети рассаживаются в группы по желанию.)

2. Вступительная беседа с вводным заданием.

Здравствуйте, ребята.

Скоро День Конституции РФ – основного закона страны, в котором записаны права и обязанности граждан России. Все мы, являясь гражданами своей страны, защищены этим правовым документом. И все мы живем в богатой стране, среди красивой природы. Сможем ли мы, люди, жить без природы, даже имея эти права. Человек – часть этой природы, наиболее разумная ее часть. Человек может уничтожить или сберечь свой дом – природу. Какие права есть у природы? И есть ли они вообще?

И отвечая на этот вопрос, мы выполним первое задание.

Работать мы будем по сигнальным карточкам в группах как вы сидите.

(Учитель раздает карточки, на которых изображены сигналы с действиями человека в природе.)

Каждая группа расскажет об одном сигнале, не повторяя сказанного.

(Работа по карточкам в группах. Подготовка к ответу.)
(Ответы детей)

  1. Мы выбрали карточку с изображением рыболовного судна в море, в сеть которого попало много рыбы. В такие сети попадают не только промысловые рыбы, но и детеныши редких морских животных, например дельфинов. Кроме того, и запасы промысловых рыб не бесконечны. Человеку стоит подумать не только о своих потребностях, но и о возможностях моря.
  2. На нашей карточке изображена девочка с сачком на лугу, которая ловит бабочек. Нет никакой необходимости ловить бабочек или других насекомых, потому что они гораздо лучше смотрятся в природе, чем в коллекции. Коллекция насекомых – кладбище.
  3. Третья карточка показывает как загрязняют воду заводы, выливая туда отходы производства. В результате гибнут рыбы в реке, а потом и в море. Поэтому нужно создать очистительные сооружения, чтобы грязная вода в реку не выливалась. Мы за чистые реки!
  4. На нашей карточке сигнал подают полевые цветы, завядшие в вазе. Лесных, луговых, полевых цветов, особенно весной, собирают в большом количестве для продажи. Сорванные цветы не высыпают своих семян в землю, а значит, на следующий год таких цветов может не быть. Если люди не будут покупать эти цветы, то у продающих не будет стимула их собирать. Этим цветам место в природе, а на стол можно купить специально выращенные цветы в оранжереях.
  5. У нас на карточке тоже изображен завод, только этот загрязняет атмосферу дымом из труб. Воздух нужен всем, и воздух нужен чистый, иначе погибнут и растения, и животные, и люди.
  6. Потребительское отношение к природе изображено и на нашей карточке. Человек пилит деревья и для того, чтобы согреться, и для изготовления бумаги, и для строительства новых домов, а под Новый Год еще начинается и охота на елки и другие хвойные, в результате уменьшаются «легкие» Земли. Если этот процесс не остановить, то дышать скоро будет нечем.
  7. Борьба с браконьерами издавна стала государственной, но пока сам браконьер не поймет, что животные тоже имеют право на жизнь, вряд ли с ними можно справиться.

Какой можно сделать вывод из сказанного?

У природы тоже есть права, и в интересах человека их соблюдать, так как человек – это тоже природа.

3. Проверка домашнего задания.

Мы с вами изучали природоохранные организации, и второе задание связано с ними. Объединитесь, пожалуйста, в 5 групп по желанию.

(Дети пересаживаются из 7 групп в 5 и получают карточки с названиями природоохранных объектов.)

Каждая группа вытягивает карточку так, чтобы другие группы не видели. По ней вы готовите описание своего природоохранного объекта, не называя его. На подготовку 2 минуты, кто готов - поднимает руку.

(Готовятся описывать в группах.)
(Вопросы и ответы детей идут по цепочке.)

  1. Этот объект создан для сохранения или восстановления отельных видов животных и растений, с целью переноса восстановленных видов в другие уголки природы. Территория не исключается из хозяйственного оборота, запрещены лишь охота и туризм.
  2. Это заказник.
    Наша территория полностью изъята из хозяйственного использования, здесь запрещены охота, туризм, рыбная ловля, сбор растений, на этой территории могут находиться только сотрудники объекта, проводящие научные исследования и мероприятия для сохранения природы.
  3. Это заповедник.
    К этим объектам относятся небольшие участки, как дикой природы, так и созданные человеком или отдельные объекты. Они могут находиться и в другом природоохранном объекте и в городской черте.
  4. Это памятники природы.
    Территория нашего объекта делится на несколько зон: заповедная, хозяйственная, рекреационная. Одна из основных задач его – организация туризма, не приносящего вреда природе.
  5. Это национальные парки.

Мы хотим подвести итог.

Как жить на Земле, не разрушая природу?

  • Ограничить собственные потребности, расходуя меньше природных ресурсов.
  • Преобразовать производство в не разрушающее природу.
  • Прекратить уничтожение лесов.
  • Не мусорить.
  • Восстановить нарушенные экосистемы.
  • Охранять и беречь животных и растения.
  • Создавать особо охраняемые природные территории.

4. Игровой момент

И заканчивая проверку домашнего задания, предлагаю решить кроссворды на знания природы Сочинского Причерноморья.

(Учитель раздает 5 кроссвордов, по 1 каждой группе, с изображением животных, растений и объектов природы региона.)
(Дети разгадывают кроссворды, и по мере готовности поднимают руку. После озвучивания кроссвордов каждой группой получается по горизонтали пословица: «Охранять природу значит охранять Родину».)

5. Новый материал

– К чему призывает нас получившаяся пословица?

– Если мы любим свою родину, то мы будем охранять и беречь родную природу.

– Давайте перечислим еще раз, какие природоохранные организации мы знаем.

– Заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.

– А что еще мы знаем создано людьми для защиты прав природы, для ее охраны и сбережения?

– Красная книга.

(Учитель показывает детское издание «По страницам Красной книги России», Красную книгу Краснодарского края, Красная книга Сочи.)

  • Какие ассоциации у вас возникают к Красной книге?
  • Защита, охрана, животные, растения, тревога, угроза, помощь и т.д.

(Слова записываются на доске)

  • Сейчас каждый получит текст о Красной книге, прочитав который мы с вами обсудим, что нового мы узнали из него.

(Учитель раздает 2 текста по одному каждому ученику. В течение 2 минут дети читают текст.)

ТЕКСТ 1 «Красная книга».

В начале ХХ века назрела потребность в объединении усилий различных стран в области охраны природы. В 1928 году была образована международная организация по охране природы. С 1956 года она называется Международный Союз Охраны Природы и природных ресурсов сокращенно МСОП.

Значительная часть деятельности МСОП направлена на сбор информации о видах животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Начиная с 1963 года МСОП периодически издает Красные книги с данными о численности распространении, экологии и мерах охраны редких видов животных и растений всего мира.

Виды, включенные в Красную книгу, делятся на 6 категорий по степени угрозы исчезновения:

Черный – Категория 0 – вероятно исчезнувшие
Коричневый – Категория 1 – исчезающие
Синий – Категория 2 – сокращающиеся в численности
Зеленый – Категория 3 – редкие
Серый – Категория 4 – неопределенные по статусу
Желтый – Категория 5 – восстановленные или восстанавливающиеся
Фиолетовый – Категория 6 – выведенные из Красной книги

Красная книга постоянно дополняется новыми данными на основе научных исследований. Один раз в два года выходят в свет Красные списки, которые отражают изменения в состоянии охраняемых видов животных и растений. Публикуются также популярные Красные книги, в том числе для детей.

На основе Красной книги МСОП каждая страна может создать национальные и региональные Красные книги. Виды, занесенные в Красную книгу МСОП, имеют преимущество в охране перед видами из национальных Красных книг.

Для решения проблем охраны природы на Кубани необходимо знать, какие виды стали редкими, какие находятся на грани исчезновения, какие меры охраны необходимы для каждого вида.

ТЕКСТ 2 «Красная книга Российской Федерации»

В конце 70-х годов XX века была опубликована Красная книга Российской Федерации, а также некоторых краев и областей. В издании Красной книги России 1983 года было включено

68 видов и подвидов млекопитающих животных,
107 видов птиц,
11 – пресмыкающихся,
4 – земноводных,
9 рыб,
15 моллюсков и
34 насекомых.

В 2001 году вышло новое издание «Красная книга Российской Федерации: Животные», основанные на федеральных законах «Об охране окружающей природной среды» (1991) и «О животном мире» (1995). В нее внесено:

кольчатых червей – 13 видов,
моллюсков – 42,
членистоногих – 98,
круглоротых – 2,
костных рыб – 39,
земноводных – 8,
пресмыкающихся – 21,
птиц – 122,
млекопитающих – 65.

В этом издании принято 6 категорий по степени угрозы исчезновения.

Согласно изданию 1988 г. официального справочника «Красная книга России: Растения» к редким и исчезающим видам растений России отнесено:

цветковых – 439 видов,
папоротниковых – 10,
моховидных – 22,
лишайников – 29 и
грибов – 17 видов.

(Работа с текстами нового материала. В процессе обсуждения текстов, на доску выносятся записи дат и названий)

  • В тексте есть цветные обозначения видов по степени угрозы исчезновения.
  • Это статусы, принятые Международным союзом охраны природы.

6. Самостоятельная работа.

– Теперь мы с вами оформим нашу книжку-картинку «По страницам Красной книги края», для этого объединитесь в группы, как вы считаете лучше скомпоновать страницы.

(Дети пересаживаются и приклеивают к страницам заготовки, которые были сделаны раньше на кружке. По окончании работы, они объясняют, почему они выбрали именно такой порядок.)

  • Как вы думаете, где мы с вами сможем использовать нашу Красную книгу?
  • Мы покажем ее первоклассникам и детям из детского сада.

7. Итог урока.

– Можем ли мы сказать, что в Красной книге записаны, в какой-то мере, права природы?

Почему цвет выбран именно красный?

  • Красный цвет - цвет тревоги и опасности.
  • Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красные книги?
  • Нет, надо беречь всю природу, так как любое другое растение и животное может стать исчезающим.
  • Какое право, вы считаете, записано в Красной книге?
  • Самое главное право, которое записано в Красной книге, - право на жизнь.

Библиография

  1. Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. Краснодар. ОИПЦ «Перспективы образования». 2004.
  2. Солодько А.С., Кирий П.В. Красная книга Сочи. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. Том 1. Растения и грибы. – Сочи. Издание Бесковых. 2002.
  3. Тихонов А.В. Красная книга России. М. – «Росмен». 2002.
  4. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе.
  5. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М.: Педагогическое общество России. 2000