Занятие по физической культуре "Путешествие на Северный полюс"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: оптимизировать двигательную активность детей, повышать интерес к физической культуре.

Задачи:

  1. упражнять в различных видах ходьбы. Совершенствовать навыки выполнения основных движений;
  2. обогащать двигательный и познавательный интерес детей через игру и игровые упражнения;
  3. развивать физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус;
  4. совершенствовать мелкую и общую моторику;
  5. приобщать дошкольников к здоровому образу жизни
  6. развивать, ловкость, смекалку, быстроту реакции.

Оборудование и материалы: снежинки из оракала на плотной основе (по количеству детей); гимнастические скамейки (2 шт.); модуль – тоннель, украшенный снежинками (1 шт.); мат гимнастический (1 шт); простынь белого цвета (1 шт.), игрушка совы, массажер: ребристая доска (1 шт.).

Предварительная работа: познакомить детей с понятием «северный полюс»; рассказать о его обитателях, природных явлениях; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Дети входят в зал и становятся в шеренгу. Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в увлекательное путешествие и попадут в самое холодное место на Земле – Северный полюс, где вечная мерзлота, полярные ночи и белые медведи.

1. Психологический настрой

(Звучит фонограмма «зима - метель»). Ходьба обычным шагом.

В царстве холода и стужи
Все кругом сковали льды,
Серебристые метели,
Запорошили следы.
Воет ветер, злится вьюга
Заметая все кругом
И осыпана округа
Белоснежным серебром.

Название упражнения Содержание Темп Дозировка Дыхание
«Горы» Ходьба на носках, руки вверх Средний 1 круг Произвольное
«Сугробы» Ходьба в присяде Средний 1 круг Произвольное
«Пингвины» Ходьба пятки вместе – носки врозь Средний 1 круг Произвольное
«Белые медведи» Ходьба на ладонях и ступнях Средний 1 круг Произвольное
«Лыжники» Ходьба, не отрывая ступней от пола Средний 1 круг Произвольное
«Санки» Сидя на ягодицах, продвигаться вперед Средний 1 круг Произвольное
«Снежный бархан» Бег, высоко поднимая колени Средний 1 круг Произвольное
«Метелица» Прыжки с выбрасыванием прямых ног вперед Средний 1 круг Произвольное
«Ледяные дорожки» Бег обычный Средний 45 сек Произвольное
«Извилистый путь» Бег змейкой Средний 45 сек Произвольное
«Сдуй снежинку» Восстановительное дыхание Медленно 3 р 1 – вдох
2 – выдох

2. Основная часть

Перестроение 3 колоны в шахматном порядке

Массаж биологически активных зон

Педагог: Проголодались наши путешественники и решили перекусить.

Хором 1, 2, 3, 4 Соединить ладони, потереть ими до нагрева
Сосчитаем дыры в сыре Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей
Если в сыре много дыр Указательными пальцами потереть крылья носа
Значит, вкусным будет сыр Всеми пальцами провести от середины лба к вискам.
Если в нем одна дыра Растирать за ушами: «примазывать уши»
Значит, вкусным был вчера Слегка подергать кончик носа.

ОРУ со снежинками

  1. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вниз. 1-3 – руки вперед – вверх, посмотреть на снежинки (вдох), 2-4 и.п. выдох 6 р.
  2. И.п.: стоя на коленях, снежинки в вытянутых руках, перед собой, 1-3 – поворот вправо (влево), 2-4 и.п.
  3. И.п.: стоя, ноги на ш.п., руки за спиной.1-3 наклон вперед, руки отвести до упора. 2-4 и.п.
  4. И.п.: сидя на полу, снежинки положить одна на другую сбоку от ступней, руки сзади в упоре. 1-3 поднять обе ноги, перенести их через снежинки, 2-4 положить на пол. 6 р.
  5. И.п.: лежа на животе, руки в стороны. 1-3 поднять верхнюю часть туловища, скрестить руки перед собой. 2-4 и.п. 4 р
  6. И.п.: сидя на корточках, снежинки в опущенных руках. 1-3 встать, поднять руки вверх, 2- 4 и.п. 6 р.
  7. И.п.: снежинки лежат на полу одна на другой. Прыжки через снежинки вправо – влево, вперед - назад, в чередовании с ходьбой 2-3 р.
  8. Дыхательная гимнастика: «Ветер» (глубокий вдох через нос, на выдохе ветер воет «у-у-у».)

Педагог: продолжаем идти дальше. Наступила полярная ночь, ничего не видно. 

Пальчиковая игротека «Фонарики».

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два».

Раз: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой сжаты.
Два: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой сжаты.

Сопровождаем движения ритмично проговариваемыми строчками.

Мы фонарики зажжем
И смелей, вперед пойдем!

Педагог: Долго шли путешественники и видели перед собой только снежные равнины. Все вокруг было белым-бело.

Цветная физкультминутка: «Белая зима».

Пускай снегами все заносит,
(Руки ч/з стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(Руки на пояс, повороты вправо-влево)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(Левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки,
Рисует на стекле ночном.
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой).

Педагог: Наконец путешественники добрались до полярной станции. Начинаем ее осмотр.

ОВД 

  1. «Сломанный мостик» – ходьба приставным шагом, по скамейке с переходом на другую, стоящую на расстоянии 25 см от первой.
  2. «Ледяной лабиринт» – ползание через модуль-тоннель на коленях и предплечьях.
  3. «Сугроб» – прыжки с ноги на ногу, через вдвое сложенный мат, накрытый белой простыней.
  4. «Колючая дорожка» – ходьба по массажным тренажерам.

П/и «Мороз – Красный нос»

Играющие стоят по кругу. Выбирают водящего. Он «Мороз – Красный нос» становится в центр и произносит слова:

«Я мороз – Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?»

Играющие, хором отвечают:

«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз».

После слова «мороз», дети перебегают на другую сторону площадки, а водящий пытается осалить убегающих «заморозить» – «замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий, и стоя не двигаясь до конца игры.

Педагог: Мимо летела полярная сова, увидела детей – удивилась.

Логоритмика: «Сова»

Дети стоят полукругом перед педагогом, изображая сов, выполняя действия по тексту. Педагог говорит:

Совушка-сова – большая голова
На суку сидела, головой вертела,
То направо,
(дети до отказа поворачивают голову направо – мышцы шеи напрягаются),
То налево
(дети до отказа поворачивают голову налево – мышцы шеи напрягаются),
Ничего не разглядела
(шея расслаблена, голова слегка качается из стороны в сторону, как при жесте «нет, нет»).

Педагог: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Все закройте глаза, повернитесь вокруг себя, сделайте хлопок – открывайте глаза – мы очутились дома. Но после трудной дороги, нам нужно отдохнуть.

3. Заключительная (восстановительная) часть.

(Звучит легкая, расслабляющая музыка)

Релаксация «Волшебный сон»

Дети лежат на полу, полностью расслабившись.

Педагог тихим спокойным голосом говорит:

Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают…
Напряженье улетело.
И расслабленно все тело…
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы…
И послушный наш язык,
Быть расслабленным привык…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

Дети выходят из расслабленного состояния. Медленно открывают глаза, встают. Педагог подводит итог занятия. Ходьба друг за другом по кругу. Выход из зала спиной вперед.

Используемая литература:

  1. Н.Г. Новиковская Логопедическая ритмика . С-Пб., 2005.
  2. О.Е. Громова Спортивные игры для детей. М., 2002.
  3. К.К. Утробина Занимательная физкультура. М., 2006.
  4. Е.Н. Вареник Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2008.
  5. Н.В. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников М., 2006.
  6. Е.Д. Косинова Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику С-Пб., 2006.