Работа психолога с семьей

Разделы: Школьная психологическая служба


Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным воспитателям.

Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной, активно саморазвивающейся личности. В этом школе помогает семья.

Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором  влияния на человека в любом возрасте.

Деятельность родителей, педагогов  и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Рассматривая работу с родителями выделим две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную.

Индивидуальная работа психолога заключается в индивидуальном консультировании по заявленной проблеме.

Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.

Целью работы психолога с родителями – является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.

Задачи:

  • согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
  • согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
  • согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.

Эффективная организация работы с родителями предполагает  опору на следующие основополагающие принципы.

Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.

Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.

Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами.

Опираясь на рассмотренные принципы, мы начинали работу с родителями, используя знакомые формы, т.е методы, в которых от них требовалась минимальная активность. А затем по мере появления доверия включали методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы.

Нашу «лесенку» методов можно представит следующим образом.

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, детско-родительские мероприятия, тренинги, «круглые столы».

В данное время в работе с родителями мы используем проблемные методы.

Для повышения психологической культуры родителей нами систематически проводятся работа в форме психологических площадок.

Психологическая площадка – это мини-лекция психолога по определенной проблеме переходящая в групповую практическую работу родителей, либо родителей и детей с элементами тренинга, или «круглого стола».

Почему нами выбрана форма психологической площадки?

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы  объективизировать свое поведение. Поэтому мы выбираем такую форму работы, как психологическая площадка. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Опираясь на основные функций семьи (Приложение 1) и специфику учебного заведения (лицея) мы определили следующую тематику психологических площадок.

Темы психологических площадок с родителями

Класс

Название темы.

Участники

Время проведе-

ния

Ответственные

5

«Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене»

родители

Ноябрь

психолог

7

«Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе»

родители

Март

психолог

9

«Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения»

учащиеся и

родители

Декабрь

психолог

11

«Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена»

родители

Май

психолог

Учитывая то, что в каждом учебном заведении есть только одна ставка психолога, (т.е. 1 единица на 500 учащихся + как минимум 500 родителей, а учащихся в школах, как правило, больше данной цифры), то главным его помощником в работе с семьей, конечно же, является классный руководитель.

Классный руководитель проводит тематические лекции на родительских собраниях. В подготовки, которых  психолог оказывает  помощь. Тематика определяется психологом исходя из запроса родителей, учащихся, педагогов.

План основных мероприятий

Мероприятия

Сроки

Исполнители

 

1 этап - подготовительный

 

 

1.

Психодиагностическое исследование процесса адаптации

пятиклассников.

сентябрь-октябрь

психолог

2.

Разработка психологической площадки для родителей пятиклассников «Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене»  на основе результатов психодиагностического исследования.

октябрь

психолог

3.

Психодиагностическое исследование профнаправленности.

ноябрь

психолог

4.

Разработка психологической площадки для родителей «Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения» на основе результатов психодиагностического исследования.

декабрь

психолог

5.

Психодиагностическое исследование одаренности.

январь-февраль

психолог

6.

Разработка психологической площадки «Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе»  на основе результатов психодиагностического исследования.

март

психолог

7.

Анкетирование учащихся по вопросу психологической готовности к экзаменам.

апрель

психолог

8.

Разработка психологической площадки для родителей «Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена» на основе результатов анкетирования.

май

психолог

 

2 этап - практический

 

 

9.

ПП «Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене».

Ноябрь

психолог

10.

ПП «Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения».

Декабрь

психолог

11.

ПП «Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе».

Март

психолог

12.

ПП «Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена».

Май

психолог

13.

Индивидуальные консультации

В течение года

психолог

 

3 этап - аналитический

 

 

14.

Анализ и оценка проведенных мероприятий

ноябрь-май

психолог

15.

Планирование дальнейшей работы

июнь,

август

психолог