Географическое положение и исследование материка Южной Америки

Разделы: География


Цель урока: определить географическое положение материка, познакомиться со сведениями об открытии материка.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить географическое положение и береговую линию материка;
    • сравнить особенности ГП материков Африки и Южной Америки;
    • сделать выводы сходства и различия материков.
  • Развивающие:
    • развивать умение учащихся определять географическое положение материка;
    • продолжить формирование умения работать с картой, атласом;
    • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития;
    • развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-наглядный комплекс:

  • физическая карта мира,
  • атласы,
  • контурные карты,
  • учебники,
  • презентация,
  • карточки.

Этапы урока и дидактические задачи на этих этапах.

1 этап – Организационный. Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.
2 этап – Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа урока – организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.
3 этап – Усвоение новых знаний. Дидактическая задача этого этапа – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же добиться от учащихся сознательного восприятия изучаемого материала. Так же провести первичное обобщение новых знаний, выработать соответствующие ЗУН.
4 этап – Этап контроля понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача на этот этап – установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, понятиями и закономерностями. После чего устранить обнаруженные проблемы.
5 этап – Закрепление нового материала. Дидактическая задача этапа – закрепить полученные знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.
6 этап – Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж к его выполнению. Задача этого этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
7 этап – Этап подведения итогов урока. Задача этого этапа – проанализировать работу, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективы на будущее.

Описание урока.

Проводимый урок является первым в ходе изучения темы Южная Америка. Раннее дети знакомились с ГП материков Африки, Австралии. В начале года изучались общие особенности природы Земли.
Из межпредметных связей можно четко проследить связь с историей (освоение Земли); использование компьютерных технологий говорит о связи с информатикой и информационной технологией.
Этот урок преследует цели знакомства с особенностями природы, формирование умений выявлять причинно-следственные связи, работать  с картографическим материалом, использовать полученные умения в новых ситуациях. Подобные цели ставятся почти на каждом уроке географии.

На уроке предполагается использование следующих методов работы:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • проблемно-поисковый,
  • словесный,
  • метод самостоятельной работы,
  • метод контроля и самоконтроля,
  • исследовательский.

приемов работы:

  • анализ, сравнение и обобщение получаемых данных,
  • работа со статистическим материалом,
  • работа с картами (атласа и контурными),
  • выполнение заданий опережающего обучения,
  • тезисное конспектирование.

Я чаще, почти на всех уроках использую исследовательский и частично-поисковый метод.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Взаимоприветствие учащихся и учителя. Фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовки учащихся к уроку.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
На этом этапе определяется тема урока, ставятся цели изучения нового материала. Показывается его практическая значимость, ставятся перед детьми учебные проблемы
Я предлагаю детям,  вспомнить по какому плану мы изучаем материки, и определить тему сегодняшнего урока. (Презентация)

– Тема нашего урока: Географическое положение Южной Америки. История исследования материка. Сегодня на уроке мы рассмотрим географическое положение и береговую линию материка;  сравним особенности ГП материков Африки и Южной Америки. Сделаем выводы сходства и различия материков и познакомимся с путешественниками Южной Америки.

V. Этап усвоения новых знаний

Слайд со словами (Приложение 1).

Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих её океанов и морей. Давайте, сравним площадь материка с другими материками. (Она занимает около 18 млн. кв. км., и 4 место после Евразии, Африки, С.Америки.)      Береговая линия материка изрезана слабо, только на юге много островов. Берега в основном ровные, прямые. Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. Материковая отмель у берегов континента очень узка, а местами совсем отсутствует. Вблизи материка расположены океанические впадины с глубинами более 7000 м.

– Для определения ГП материка выполните практическую работу. План описания ГП дан на странице 311. Результаты её отразите на контурной карте (стр. 46 задание 1, 2, 4) и на стр.5 выполняем задание 2. Задания выполняются по вариантам.

Первый вариант – стр. 46 задание 1; (Крайние точки: северная — мыс Гальинас, 12 с.ш.72 з.д. южная — м. Фроуэрд, 54 ю.ш., 72 з.д. восточная — м. Кабу-Бранку (в переводе с португальского — «белый мыс»), 6 ю.ш., 35 з.д.       западная — м. Париньяс.4 ю.ш.82 з.д.)

Второй вариант – стр. 46 задание 2; (Тихий и Атлантический океан, Галапагоские острова, архипелаг Огненная Земля, Фолклендские (Мальдивские) острова, на севере остров Тринидад, залив Ла-Плата, на севере Карибское море, Большие и Малые Антильские острова, Магелланов пролив, пролив Дрейка).

Третий вариант – стр. 46 задание 4;(70 з.д. — 65 * 111 = 7215 км. 20,3 * 350 = 7105 км Почему такая разница? (искажение) 10 ю.ш  13,6 * 350 = 4 760 км 42 * 111 = 4 662 км)
Четвертый вариант – стр.6 задание 2.

  1. Основная часть Южной Америки расположена между экватором и южным тропиком. Экватор пересекает материк в северной части. Америка полностью расположена в западном полушарии, поскольку  нулевой меридиан не пересекает Ю.А. От нулевого меридиана она удалена на запад. Южный тропик пересекает материк почти по середине.
  2. Материк почти полностью изолирован от других континентов. Связь с Северной Америкой через Панамский перешеек.
  3. Омывается Тихим и Атлантическим океаном, Карибским морем на севере.
  4. материк расположен в климатических поясах: Э.П., СЭП., Т.П., СТП., УП. (7 КЛИМ. ПОЯСОВ). Сделать выводы.

VI. Этап понимания учащимися нового материала

Для успешной работы на этом этапе используются опережающие задания, данные детям за некоторое время до урока (нескольким детям предлагалось подготовить сообщения о путешественниках Ю.Америки, и проиллюстрировать эти рассказы. Материалы необходимо было найти в учебнике). После выполнения этой работы необходимо попросить нескольких детей прокомментировать услышанное, задать вопросы выступавшим и выяснить насколько понятен изученный на уроке материал.

Х. Колумб, Америго Веспуччи, Ф.Малеллан, Гумбольдт, Ч.Дарвин (Приложение 5)

Открытие Америки Х.Колумбом относится к величайшим событиям эпохи Великих географических открытий. Великое  событие 1492 г., когда  испанские корабли под командованием Х.Колумба достигли берегов Нового Света, было подготовлено всем ходом истории — развитием науки, мореплавания, интересами торговли, поисками новых путей из Европы в страны Азии. Х.Колумб совершил четыре путешествия  к берегам  Америки (1492-1504), но так и не понял, что открыл Новый Свет. Он не интересовался научной стороной своих открытий, а преследовал корыстные цели открытия и захвата новых территорий, стремился военной силой превратить открытые земли в колонии Испании.
Мысль о том, что открытые земли не западные берега Индии, как полагал до конца жизни Х.Колумб, а новая часть света, впервые была высказана итальянским мореплавателем Америго Веспуччи, в честь которого и был назван материк (1507).
В 1519 г. у берегов Южной Америки проплыли корабли португальской кругосветной экспедиции Ф.Магеллана, который  справедливо предполагал,  что,  обогнув  Южную Америку, можно выйти в Тихий океан. Ф.Магеллан открыл атлантическое побережье Южной Америки и пролив между двумя океанами, названный впоследствии его именем.
На рубеже XVIII–XIX вв. было проведено исследование природы материка замечательным немецким ученым А.Гумбольдтом. Путешествие А.Гумбольдта совместно с французским ботаником Э.Бонпланом стало величайшим по научным результатам. Во время своих путешествий А.Гумбольдт побывал на реке Ориноко, совершил восхождение на некоторые вершины Анд. Он описал природу и население стран, по территории которых проходил его путь, установил многие связи между географическими явлениями, обосновал идею высотной поясности на примере Анд, также объяснил роль холодного Перуанского течения для климата прибрежных районов.
Известный естествоиспытатель Ч.Дарвин во время кругосветного плавания на корабле «Бигль» побывал на  Галапагосских островах в 30-е годы XIX в. Наблюдения необычной природы архипелага, где встречаются представители органического мира юга и севера (лианы и мхи, пингвины и попугаи, морские ящерицы игуаны и тюлени), а на каждом острове формируются свои подвиды и виды одних и тех же птиц, по могли ученому обосновать теорию происхождения видов.

VII. Закрепление нового материала

Заключительной частью этой работы является заполнение текста на раздаточном листе (Приложение 3). Провести краткий анализ результатов.

VIII. Подведение итогов урока

Учителем проводится анализ достижения целей урока, дается оценка успешности работы. Оценивается работа всего класса. Выставляются оценки за работу.

IX. Информирование учащихся о домашнем задании

X. Домашнее задание: пар.40, заполнить таблицу о путешественниках (Приложение 4), приготовить сообщение об открытии материка.

Мониторинг урока

– В заключение я бы хотела вас попросить оценить нашу работу путем выбора красного или желтого квадрата (красный квадрат – хорошо, желтый квадрат – удовлетворительно)
– Большое спасибо за сотрудничество!  Урок закончен.