Технология проблемного обучения на уроках обществознания. Урок обществознания. 11-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 11


Тема урока: Семья в современном обществе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в рамках изучения раздела «Социальная сфера общества».

Цель урока: формирование мировоззренческой позиции через решение проблемы:  «Что ждёт государство от семьи?» (Почему 2008 г. в России объявлен годом семьи?).

Задачи урока:

  • Обобщить  знания обучающихся о семье как важнейшем социальном институте  в современном обществе.
  • Сформировать навыки и умения точно и безошибочно определять и характеризовать  два типа семьи, тенденции современных семейных отношений.
  • Развивать  креативное  мышление.
  • Через содержание урока обогащать и усложнять словарный запас обучающихся и смысловой функции их речи.
  • Учить ставить и разрешать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
  • Воспитывать  правильное отношение к общечеловеческим ценностям (семья), высокого чувства гражданского долга.

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Понятия урока: семья, социальный институт, нуклеарная семья, патриархальная семья.
Оборудование: технологическая карта урока, презентация, макет кристаллической решётки, макет геометрической фигуры – эктаэдра.

План урока:

  • Сущность семьи, признаки семьи, определение семьи.
  • Два типа семьи (патриархальная – традиционная, современная – нуклеарная).
  • Факторы, повлиявшие на переход от одного типа семьи к другому.
  • Характерные черты современной  российской  семьи.
  • Современные исследователи о семье
  • Что ждёт государство от семьи? Роль семьи в современном обществе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап урока

Обучающимся предлагается по ходу урока заполнить технологическую карту урока, которая поможет  им  осуществлять самоконтроль. Напоминает обучающимся, что их активность  на уроке оценивается по рейтинговой шкале (за каждый правильный ответ обучающийся получает цветной жетон, чем больше жетонов, тем выше рейтинг).

II. Этап подготовки к активному усвоению знаний

На столах перед учащимися их семейные фотографии, которые они принесли на урок.  Проводится беседа в ходе, которой учащиеся отвечают на вопросы:  Что для них значит их семья? Какую роль в их жизни играет семья? Учащиеся делают вывод о роли семьи в их жизни и каждого человека. Далее вниманию обучающихся предлагается запись темы «Семья в современном обществе» и предлагается подумать, какой знак препинания (точка, многоточие, знак вопроса или восклицания) им хотелось бы поставить в конце предложения и почему? В своих рассуждениях школьники определяют для себя проблему урока, которую под руководством учителя в процессе работы на уроке предстоит им решить. Она может быть сформулирована так: нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи. И, наконец, учитель подводит обучающихся к ключевой проблеме урока: прочему 2008 г. в России объявлен годом семьи? Учитель напоминает, о том, что обучающиеся уже владеют необходимым запасом знаний о семье и эти знания в процессе обобщения  и повторения позволят сформировать собственную мировоззренческую позицию о значении семьи в жизни человека и общества.

III. Этап обобщения и систематизации изученного

1. Приём кластер

А) Определение признаков семьи. Школьникам предлагается подобрать  ассоциации к слову «семья». Они называют слова, которые помогают вывести определение понятия «семья»: брак, родство, родители, дети, ответственность, группа и т.д.  

Б) Из появившихся на экране слов, учащиеся самостоятельно конструируют  определение:  семья – малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью; институт социальной сферы жизни общества. 

2. Учитель  предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием В.Гюго «Семья – это кристалл общества».  Демонстрирует учащимся  форму кристалла (геометрическая фигура – эксаэдр, кристаллическая решётка). Что свойственно кристаллу? (Грани). Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять).

3. Школьникам предлагается  сформулировать  функции, которые должна выполнять семья. Учитель обобщает их ответы. На экране появляется «дерево», имитирующее семью и её функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, духовно-эмоциональная, досуговая, сексуальная.

4. Работа с авторским текстом. Современная семья выполняет ли свои функции? А) Учащимся предлагается  авторский текст о семье.  Им необходимо определить,  какие два типа семьи представлены в источниках, найти характеристики этих типов.  В результате работы учащиеся называют два типа семьи, указывая на их признаки (патриархальная, нуклеарная – современная). Б) Ведётся работа со словом нуклеарная через словарь  иностранных слов.  В) Учащимся предлагается для закрепления определить типы семьи, представленные на репродукции картин Богданова – Бельского «Семейство за обедом» и во  фрагменте мультипликационного фильма «Каникулы в Простаквашино» (на экране).   Сделай те вывод,  какое главное качество определяет традиционную семью, а какое нуклеарную? Учащиеся называют: качество – нуклеарная, количество – традиционную.

5. Продолжая работу по авторским текстам, учащиеся называют факторы, которые повлияли на  переход семьи от традиционной к современной. Учащиеся могут назвать причины: изменившаяся социально – экономическая ситуация, приоритет личностных достижений в ущерб семейным ценностям, женщина вышла за круг привычных ролей, появление новых семейных ценностей.

6. Какие современные тенденции характерны для семейных отношений: частота разводов, рост числа домохозяйств возглавляемых женщиной.

7. Какой тип семьи характеризует современное российское общество?

8. Учитель предлагает учащимся для обсуждения мнения современных исследователей о семье. Точка зрения  российского социолога  А.Кона: семья должна выполнять свою главную функцию – экономическую. Точка зрения современного историка Л. Хорошиловой: главная функция семьи – гуманистическая. Школьники должны выбрать ту позицию, которая им ближе и аргументировать свой выбор.

9. Задание в форме альтернативного  тезиса, которое предлагается учащимся, позволит им оценить  своё отношение к семье и учителю проконтролировать  сформированные у обучающихся мировоззренческие позиции.

IV. Разрешение проблемы урока

Учащиеся делают вывод: Почему 2008 год объявлен годом семьи? Что ждёт государство от семьи?  Учитель обобщает ответы: возрождение авторитета российской семьи, укрепление  главных семейных ценностей – вот главные надежды.

V. Проверка знаний

Учащимся предлагается тест с вариантами ответов. Каждый правильный вариант ответа имеет определённый  цвет, который соответствует элементам бумажного дома.  Учитель говорит о том, при  правильных  ответах учащиеся смогут «построить» такой дом, в котором будет жить их счастливая семья. 

VI. Рефлексия урока

Предлагается заполнить карточку с вопросами:

1. Удовлетворён ли я своей работой на уроке? Почему?
2. Моя оценка урока, если отрицательная, то почему?

VII. Оценивание по жетонам

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5