Цели:
- формировать понятие о круговороте воды, свойствах воды,
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение пользоваться компьютером;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: компьютерные дискеты, плакат «круговорот воды», горелка, колба, стаканы, таблицы, кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
– Познакомимся с состоянием воды и важнейшим явлением природы.
II. Проверка домашнего задания
1. Карточки на компьютере (выполнение по алгоритму)
- Включи компьютер
- Найди карточку
- Выполни задание
- Сохрани материал
1) Впиши слова.
- Вода при нагревании …
- Вода при охлаждении …
- Воду можно очистить с помощью …
- В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода …
2) Что входит в состав воды? (Водород, кислород, примеси, минеральные вещества)
2. Тест: Свойства воды и воздуха. (Проводит подготовленный ученик, вопросы отпечатанные на листах вывешиваются на доске, дети ставят цифры в индивидуальных карточках)
Воздух | |
Вода |
- Без цвета
- Не имеет запаха
- Расширяется при нагревании
- Сжимается при охлаждении
- Растворитель
- Плохо проводит тепло
- Прозрачность
- Текучесть
Взаимопроверка в парах. Ответы на доске.
III. Работа по теме
1. Вода о себе говорит так.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
– Как вы это понимаете?
2. Опыт. I стакан. –
вода,
II стак. –
лёд,
III стак. – пар.
(жидкое) (твёрдое)
(газообразное)
Вывод: Таблица на доске.
– От чего зависит состояние воды? (Температура)
– Посмотрите на картинки и скажите, где можно
наблюдать воду в твердом состоянии? (Сосульки,
снег, замерзшие лужи, айсберг)
3. Подготовленное сообщение об айсберге. (Интернет)
В переводе на русский язык слово «айсберг»
значит «ледяная гора». Это действительно
плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в
море ледниками. Конец ледника на какое-то время
повисает над морем. Его подтачивают приливы,
морские течения, ветры. Наконец он обламывается и
с грохотом падает в воду. Ежегодно ледяные потоки
образуют десятки кубокилометров льда в год.
Встреча с айсбергами в океане опасна. Ведь его
подводную часть не видно. В 1912 году большой
пассажирский пароход «Титаник» плыл из Америки в
Европу столкнулся в тумане и затонул.
Но айсберги не только величественное явление
природы. Они могут служить источником
Пресной воды, которой все более остро не достает
людям.
Любое творение природы уникально и неповторимо.
Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и
величественная картина. Они имеют самые
причудливые формы и удивительно окрашены.
– При какой температуре вода замерзает? (0° и
ниже)
– Где можно наблюдать воду в газообразном
состоянии? (Пар, туман)
4. Подготовленное сообщение о тумане.
Туман — форма конденсации паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), Туманы из водяных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше –20 °С, но может встречаться даже и при температурах ниже –40 °С. При температуре ниже –20 °С преобладают ледяные туманы. Туманы в населённых пунктах бывают чаще, чем вдали от них. Этому способствует повышенное содержание продуктов сгорания в городском воздухе. Туманы препятствуют нормальной работе всех видов транспорта, поэтому прогноз туманов имеет большое народно-хозяйственное значение. – Когда наблюдаем воду в жидком состоянии? (Моря, ручьи, дождь)
5. Подготовленное сообщение о дожде. (Интернет)
Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то они станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим или ливневым дождем. В разных районах Земли дождь выпадает по – разному. Например, в пустынях дождь может быть один раз в несколько раз, а есть такие участки земной поверхности, где дождь может идти, не прекращаясь несколько месяцев. Сильные ливневые дожди могут быть причиной наводнений, а в горных местностях могут возникать грязевые потоки. Долгое отсутствие дождей приводит к засухе и гибели всего живого.
6. Проблемный вопрос.
Показ глобуса.
– У меня возник вопрос, вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Почему реки и моря не переполняются? Общее количество воды на Земле не кончается.
(Предположения учащихся)
Опыт. Нагреваем воду, над которой закреплен холодный предмет, при нагревании вода превращается в пар, пар касается холодного предмета, превращается в каплю и падает обратно.
– С каким явлением познакомились?
IV. Физкультминутка
Релаксация. Фонограмма «Шум моря». Чтение отрывка о море.
В море вода совсем синяя, как лепестки васильков. Она прозрачная, как стекло. Но зато и глубоко там! На дне растут удивительные деревья и цветы. Их гибкие стебельки и листья шевелятся. Между ветвями плавают большие и маленькие рыбы. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя. Крыша дворца из раковин. В каждой раковине лежит по жемчужине. Наступает ночь. Раковины закрываются.
(По Г.Х. Андерсену)
V. Работа по схеме «Круговорот воды». (Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков. 3 класс с. 54)
Сказка «Подружки-Капельки». (Ученица в «костюме»)
– Жила я, маленькая Капелька, когда-то в большой реке. Вместе с подружками любила играть под лучами ласкового тёплого солнышка. Мы водили хоровод, играли в игры и весело смеялись. Но вдруг невидимая сила подхватила нас и понесла вверх к облакам. …
– Что произошло с водой в жаркий день? (Испарение)
– Наверху мы встретили таких же как мы жителей нашей реки, но почему-то солнце не грело нас и мы, чтобы не замерзнуть стали прижиматься друг к другу. Образовалась большая туча.…
– Что произошло на высоте?
– Во что пар превращается зимой?
– Процесс перехода воды из газообразного
состояния в жидкое называется конденсацией.
– Подул ветер, я не удержалась и полетела вниз. К моему удивлению, я очутилась в родной реке в кругу друзей. Это путешествие мне очень понравилось. Я с нетерпением ждала солнечного дня. Мне хотелось повторить свое путешествие.
– В виде чего «Капелька» вернулась в реку? (Осадки)
– Чего ждала «Капелька»? (Испарения)
– Воспроизведи последовательность «Круговорота воды».
VI. Беседа о природоохранных мерах
– Круговорот воды происходит непрерывно, благодаря этому, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое, но к сожалению и загрязняя их тоже.
Сценка «У острова Буяна».
Автор. Князь Гвидон сидел у моря.
К. Г. (с опаской)
Море вдруг расколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном бреге
И оставило на бреге
Черномора – богатыря,
Нефтью жирного горя.
Стража в мире нет надежней.
Д. Ч. (тяжело дыша)
Славный город твой храню
И дозором обхожу.
Но нынче много средь морей
Развилося кораблей –
Кругом мусор на просторе,
Превратили в свалку море!
Гибнут рыбы, крабы, птицы…
Завтра все может случиться
Голод, мало кислороду,
Поскорей спасите воду!
(Журнал «Начальная школа»)
– Какие меры нужно принимать, чтобы вода оставалась чистой?
– Послушаем, что об этом говорят люди разных профессий.
Биолог.
Без воды.
Листу не распустится
Без воды прожить не смогут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем вокруг нужна чистая вода.
Эколог. Чистой воды на земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды, и одновременно загрязняют ее отходами. Мы призваны следить за ней.
Экономист. Нам для жизни нужна только чистая и пресная вода. Экономьте воду!
Врач. Грязная вода приводит к заболеваниям. Поэтому воду нужно пить отфильтрованную или отстоявшуюся кипяченую. От этого зависит ваше здоровье!
Все вместе. Вода – это жизнь, красота и здоровье.
– Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. Поскольку роль воды очень велика, то вы попытайтесь доказать это сами. Дорисуйте «дождинку» (животное, растение, неживая природа, где есть вода.)
Выставка работ.
VII. Итог
– О каких трех состояниях воды вы узнали?
Кроссворд. (Проводит ученик, кроссворд у каждого учащегося)
1. Газообразное состояние воды.
2. Твердое состояние воды.
3. Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно
грядки.
4. Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса
плывет.
5. Хоть мала я, но взгляни: весь мир в себе я
отражаю.
6. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку
легла – и пропала.
7. Утром над рекой поднимается.
8. Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою.
Взаимопроверка.
Это свойство не простое,
Это свойство круговое
Сверху вниз и снизу вверх
Ждет дорожка капель всех. (Круговорот воды)
– Как происходит круговорот воды?
VIII. Домашнее задание: с.56–57. Вопросы «Проверь себя».