Разработка урока геометрии в 8-м классе по теме "Площадь параллелограмма"

Разделы: Математика


Класс 8

Предмет: геометрии

Цели урока.

  • Создать условия для успешного овладения каждым учеником формулы площади параллелограмма, формирования умений и навыков применения этой формулы.
  • Развивать устную речь, учить анализировать, сравнивать, строить аналоги, выстраивать алгоритмы.
  • Воспитывать трудолюбие, усердие, сообразительность, честность, аккуратность

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • словесные (беседа, учебный диалог)
  • наглядные (раздаточный материал, слайды, учебник)
  • практические (моделирование)
  • ИКТ (презентация)
  • исследовательский (проблемность, выбор, поиск)

Средства:

  • ресурсы мультимедиа,
  • учебник (Л.С.Атанасян и др.),
  • дидактический раздаточный материал.

Структура урока:

1. Организационный этап (самоопределение к деятельности).

2. Актуализация знаний (проблемная ситуация и постановка учебной цели)

3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний.

4. Первичное закрепление устной речи.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

6. Включение в систему знаний и повторений.

7. Рефлексия деятельности (итог работы)

8. Домашнее задание

Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Комментарии
1. Организационный этап (самоопределение к деятельности). 1. Историческая задача (учебная беседа). (Приложение № 1, слайд № 1)

В древнее время, после каждого разлива Нила египетским землевладельцам приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. А для этого надо было уметь измерять площадь различных фигур: ведь поле может иметь какую угодно форму. Особенно тщательно поля измеряли чиновники фараона, которые собирали с земледельцев налоги. Как же быть, если не каждое поле можно разбить на прямоугольники и квадраты? Актуальна ли эта проблема в наше время? (Приложение № 1, слайд № 2)

Приводят свои примеры из жизни (купили дачный участок) - подвести учащихся к целеполаганию через использование исторической справки о налогах за использование земельного участка;

- коллективная работа;

- раздаточный материал;

- жизненный опыт;

- создание проблемной ситуации.

2. Предположим, что участки стали такой формы? (Приложение № 1, слайд №3, 1-й щелчок)

Обсудите в парах:

Как найти площадь каждой из фигур?

Какие измерения нужно выполнить? (Приложение № 1, слайд № 3, 2-3 щелчки)

Определяют форму участка и предлагают способы вычисления площади участков.

Раздаточный материал на каждую пару (парту).

В чем разница между нахождением площади прямоугольника и параллелограмма? (Приложение № 1, слайд № 3, 4-5 щелчки) Рассмотреть различные варианты.  
Какое открытие мы сделали? Выдвигают гипотезу о вычислении площади параллелограмма.
2. Актуализация знаний (проблемная ситуация и постановка учебной цели) Что нужно измерить для того, чтобы найти площади этих четырехугольников? (Приложение № 1, слайд № 3.) - Сторону квадрата. (Формула)

- Длину и ширину параллелограмма. (Формула)

- Провести перпендикуляр.

- Высоту.

Если есть интерактивная доска, дети сами выделяют высоту.

Обозначение задач с опорой на имеющиеся знания.

Каким образом можно сформулировать цель урока сегодня?

Записать тему урока на доске. (Приложение № 1, слайд № 4)

- Дети формулируют цели урока. Записывают тему урока в тетради.
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний. Учебная задача: вывести площадь параллелограмма, но получать знания предлагаю самостоятельно. (5 мин.) Самостоятельная работа учащихся с учебником. Самостоятельная работа с учебником, осознание материала каждым учеником в своем режиме.
4. Первичное закрепление устной речи. Чем похожи формулы площади прямоугольника и площади параллелограмма?

В чем разница этих формул?

Называют:

- длина и ширина;

- основание и высота;

Развивать устную речь для осознания, запоминания и усвоения; вариативность при применении формулы.

Пропедевтика: задача на вычисление по такому же чертежу в домашнем задании.

(Приложение № 1, слайд № 5).

Что можно взять за основание?

А за высоту?

А что, только АD может являться основанием?

А высота?

Предполагаемые ответы:

АD.

Ее нужно построить с помощью угольника.

Может быть CD.

Опусти перпендикуляр на CD.

Постройте такой параллелограмм, диагональ которого является высотой.

Прислушайтесь к сидящему рядом и дайте свою оценку.

Что важней: построить высоту, являющуюся диагональю, или диагональ, являющееся высотой?

Что важней для построения этого параллелограмма: BD - высота или BD - диагональ?

(Приложение № 1, слайд № 6).

Работа в парах.

На доске различные варианты построения.

 

Обсуждение.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Устно решить №459 (а, в)

а) S -?

в) h -?

Считают, сверяют ответы в парах. Обработка формулы.
6. Включение в систему знаний и повторений. Давайте посмотрим № 463. Прочитайте и обдумайте решение, предложите каждый свое (3-5 мин)

Какие знания, полученные сегодня на уроке, могут вам помочь?

Ребенок выходит к доске со своей идеей.

- Формула площади,

- Основание известно,

- Высоту можем опустить из вершины В или С.

Но легче вычислить высоту, проведенную из вершины С.

Связь предыдущих знаний и вновь приобретенных, закрепление формулы.

Обработка прямой и обратной задач.

Повторение.

Решить самостоятельно

№ 464 (в, б)

Предложите способы решения.

Постройте чертежи.

а) S = a * h, h = S/a.

в) S = b * h, h = S/b.

Оформляют задачу;

Устная проверка (один человек).

Найти углы параллелограмма, если его площадь равна 20 см, а высота, проведенная из вершины тупого угла, делит одну из сторон на отрезки 2 и 8 см, считая от вершины острого угла. (Приложение № 1, слайд № 7).

Обратите внимание на формулировку задачи, особенно на последнюю фразу.

(По желанию, два человека на обратной стороне доски.)

Обсуждают в парах, заслушивают решение работающих самостоятельно.  

 

 

 

 

 

 

 

Что затруднило вас при решении этой задачи?

Что помогло вам при решении этой задачи?

Не обратили внимание на концовку задачи.

Знание свойства катетов равнобедренного треугольника.

Нахождение углов.

Свойства равнобедренного треугольника.

Практическая направленность проблемной ситуации.

(Приложение № 1, слайд № 8).

Два соседа имеют земельные участки одинаковой длины, но разные по форме: один - в форме прямоугольника, а другой в форме параллелограмма. Длина изгороди участков одинаковая. Кто из соседей заплатит больший земельный налог и почему?

Работа в группах. Обсуждение проблемы, поиск решения, его оформление.
7. Рефлексия деятельности (итог работы) Перечислите мысленные операции, которые пришлось вам сегодня использовать?

Какая из них далась вам труднее других?

Как вы преодолели встретившиеся трудности?

Достигли ли вы поставленных в начале урока целей?

Над чем вам надо еще поработать?

Сможете ли вы с ними справиться самостоятельно?

Высказывают свое мнение, отношение. Анализ рефлексии.
8. Домашнее задание п. 51, №459 (б, г), № 460, № 465. (Приложение № 1, слайд № 9).

Комментарии (инструкции).

   

Литература.

  1. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 класс. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Генденштейн Л.Э., Ершова А.С. Наглядный справочник по геометрии для 7-11 классов. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2007.
  3. Геометрия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. "Геометрия. 7-9 классы". / Сост. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. - Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая пропорция. Симметрия вокруг нас. 8-9 классы: Элективные курсы (авт.-сост. Л.С.Сагателова, В.Н.Студенецкая. - Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Геометрия. 8-11 кл.: Пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Л.И.Завич, М.В.Чинкина, Л.Я.Шляпочник. - М.: Дрофа, 2006.
  6. М.Г.Гилярова. Геометрия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна "Геометрия. 8 класс" и др. Часть 1. Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
  7. М.Г.Гилярова. Геометрия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна "Геометрия. 8 класс" и др. Часть 2. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
  8. Головоломки / Сост.Е.Иванченко. - Харьков: Книжный клуб "Клуб Семейного Досуга", 2007.
  9. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / авт.-сост. Т.Д.Гаврилова. - Волгоград: Учитель, 2006.
  10. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутозов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2005.
  11. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. 8 класс./ Сост. В.А.Яровенко. - М.: ВАКО, 2006.
  12. Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы / Авт.-сост. О.В.Бощенко. - Волгоград: Учитель, 2005.