Урок–игра. Обобщение за курс 5-го класса

Разделы: Информатика


Цель: обобщить пройденный материал за курс 5 класса в форме игры.

Задачи:

1. Повторить теоретический материал по пройденным темам. Повторить основные понятия: устройства компьютера, программы, информация и ее виды и формы представления.

2. Продолжить формирование уважения учащихся к членам группы, соперникам, окружающим, умения высказывать свое мнение, выслушивать мнение окружающих, корректировать свое решение соответственно полученной информации, умение, работая в группе, проявить свои качества для достижения наилучших результатов.

3. Сформировать взаимосвязанную картину, отображающую основные возможности компьютера при обработке различных видов информации возможностях использования компьютера в собственной деятельности.

Ход игры

Класс делится на две команды.

Команды располагаются в двух частях класса, занимают места за “круглыми столами” (у каждой команды свой стол).

Жюри размещается в передней части класса за кафедрой или длинным столом. Жюри включает 3-5 учителей по различным предметам, в том числе один учитель-информатик.

Ведущий свободно перемещается по классу. Рекомендуется ведущий из учителей, не связанных с преподаванием информатики.

Центр класса свободен.

Заранее заготавливаются задания и награды.

Конкурс 1

Представление команд.

Каждая команда разрабатывает свое название и девиз. Выбирает капитана. Задача капитанов команд представить свою команду (можно это сделать как самостоятельно, так и с помощью членов команды).

Время выполнения 5 минут.

За конкурс команда получает от 0 до 5 баллов.

Конкурс 2

Теоретическая копилка.

Конкурс проводится в 4 тура

Параллельно проводится и гра молчанка. Команде присваивается 0,5 штрафных балла за нарушение тишины. 1 Тур Устройства компьютера. Участники команд по очереди рассадки называют по одному устройству компьютера: участник 1 команды – участник 2 команды – участник 1 команды – участник 2 команды и т.д. Игра заканчивается, если участник очередной команды не может назвать устройство в течение 10 секунд. Каждой команде присваивается количество баллов, равное количеству названных устройств. Команде-победителю добавляется 1 балл.
2 Тур Программы. Задание аналогичное. Участникам предлагается назвать программы.
3 Тур Виды информации с примерами. Задание аналогичное. Участникам предлагается назвать вид информации и привести пример. Виды информации могут повторять, примеры – нет. Каждой команде присваивается количество баллов, равное количеству правильно названных видов информации с правильно приведенным примером. Команде-победителю добавляется 1 балл.
4 тур Формы представления информации с примерами. Задание аналогичное заданию 3 тура.

Конкурс 3

Угадайка.

Командам выдается большой лист с тем, чтобы каждый член команда мог одновременно писать ответ на любой части листа (лучше ватман). Каждый участник команды работает карандашом.

Ведущий зачитывает загадку и дает 10 секунд на запись ответа на листе. Писать может каждый член команды. Обязательное условие – ответ пишется под номером вопроса (обязательно ставить номер вопроса; ненумерованные ответы не учитываются).

Параллельно проводится игра молчанка (см. Конкурс 2).

По окончании загадок командам дается время на проверку ответов (от 1 до 1,5 минут). Неверные ответы по мнению команд могут быть зачеркнуты.

Листы с ответами сдаются жюри.

Командам дается количество баллов, равное количеству правильных ответов. Из них вычитается количество неправильных не зачеркнутых ответов. Зачеркнутые ответы не учитываются. Каждый правильный ответ учитывается один раз (например, если правильных ответов на первый вопрос было 3, то за все эти ответы ставится 1 балл; для загадок 4 и 10 за каждое правильно приведенное название добавляется 1 балл).

Загадки:

  1. Когда ты работаешь за компьютером, мы с тобой смотри м друг на друга (монитор).
  2. У меня достаточно клавиш, чтобы напечатать любой текст (клавиатура).
  3. Я могу быть записан на любой диск, а также на Flash-карту. У меня есть имя (файл).
  4. Я – программа. У меня есть кисти и краски. Я помогу нарисовать любое изображение (графический редактор, может быть название графического редактора или нескольких графических редакторов).
  5. Во мне собраны все основные устройства компьютера (системный блок).
  6. Я маленькая, с хвостиком. И некоторые почему-то боятся одного упоминания моего имени (мышка).
  7. Я храню программы и данные и отношусь к внутренним устройствам компьютера (жесткий диск).
  8. Я тоже могу хранить данные, но только пока компьютер включен (оперативная память).
  9. А я выполняю все команды (процессор).
  10. Я – программа. Я помогу набрать и отредактировать текст (текстовый редактор, может быть название программы или нескольких программ).
  11. Я могу посчитать любые примеры (калькулятор).

Конкурс 4

Нарисуйка.

Используются файлы с рисунками Рисунок 1 для первой команды и Рисунок 2 для второй команды.

От каждой команды приглашаются к доске по два человека. Один их них должен уметь четко дать задание, другой – четко его выполнить.

Одному из каждой пары завязываются глаза и дается в руки коробочка с 4 кусочками цветного мела соответственно цветам задания. Каждому второму участнику выдается рисунок и Правила управления: файл Приложение1.doc. Участники с завязанными глазами рисунков не видят.

У доски приготовлено 2 влажные губки.

Участники работают парами на половинках доски. Желательно, чтобы команды не видели работы своих представителей до окончания выполнения задания 4. Участник с завязанными глазами должен выполнить как можно более близкое изображение на доске, следуя командам напарника. Допустимые команды – в Правилах управления. К каждой паре для контроля выделяется 1 член жюри. Время на выполнение задания – 10 минут.

Каждой паре за правильно произнесенную команду дается по 0,5 балла, за каждую неправильную команду 0,5 балла снимается. Также снимается 0,5 балла за каждое недозволенное действие.

По итогам создания картинки каждая пара может получить дополнительно от 2 до 5 баллов (в зависимости от похожести картинки).

Конкурс 5

Подпиши.

Выполняется параллельно Конкурсу 4.

Каждой команде выдается по два набора инструментов (файлы Приложение2.doc и Приложение3.doc) и по 3 интерфейса (файлы Приложение4.doc, Приложение5.doc, Приложение6.doc). Команда должна заполнить названия инструментов, программ и элементов интерфейса.

Каждой команде за каждую правильную подпись дается по 1 баллу, за каждую ошибочную подпись снимается по 0,5 балла. Время выполнения задания – до окончания времени выполнения задания 4.

Параллельно проводится игра Шепталка: За каждую сказанную вслух (не шепотом) фразу с команды снимается 0,5 балла.

Конкурс 6

Занимательная задача.

Командам выдается по большому листу бумаги. В течение 2 минут участникам команд предлагается написать как можно больше понятий, связанных с информацией и компьютером.

Параллельно проводится игра Шепталка.

Листы сдаются жюри. Каждой команде дается количество баллов, равное количеству правильных ответов.

Конкурс 7

Изобразите.

Используется файл Приложение7.doc. Отдельные названия разрезаются и переворачиваются. Ведущий предлагает по очереди каждой команде (любому участнику) вытягивать по 1 листку (по жребию). Должны быть выбраны все листки.

Таким образом каждой команде достается по 5 названий устройств компьютера.

Команды разбиваются на маленькие группы. Каждая группа изображает (мимикой, жестами в статичной или динамичной форме) доставшееся устройство. Группы от команд могут быть вызваны по очереди или по желанию участников или по мере подготовки.

За каждое удачное изображение (жюри, не зная, какое устройство показывает группа, должно отгадать его название) команде присваивается 5 баллов, если жюри отгадало устройство с 1 раза, 4 балла – со второго раза, 3 балла – с третьего раза. Если устройство не отгадано – баллы не начисляются.

Подведение итогов

По каждому заданию происходит промежуточное подведение итогов. Оглашается результат задания.

По окончании игры командам подписываются грамоты за I и II место (файлы Приложение8.doc и Приложение9.doc)

Кроме того происходит награждение учащихся, проявивших себя в номинациях, соответствующих грамотам: файлы Приложение10.doc, Приложение11.doc, Приложение12.doc, Приложение13.doc, Приложение14.doc, Приложение15.doc, Приложение16.doc, Приложение17.doc Приложение18.doc, Приложение19.doc.

Рекомендуется вручить именные грамоты всем учащимся в зависимости от их работы.

Рекомендуется подвести итоги, наградив учащихся и сделав акцент на сильные стороны их знаний и направления, которые необходимо повторить перед итоговым уроком. Еще раз акцентировать внимание на назначение компьютера как устройства обработки и хранения информации. Напомнить, что управляет компьютером и информационными процессами человек.

Удачи!