Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Музыка в нашей жизни"

Разделы: Иностранные языки


Цель урока: развитие ключевых компетенций средствами иностранного языка.

Коммуникативные компетенции:

a) обеспечение грамотного уровня владения языком;
б) готовность к продуктивной деятельности, к реальному жизненному общению через эффективную речемыслительную коммуникативную деятельность, готовность общаться в классе.

Предметные компетенции: обучение учащихся способам решения проблемно-ситуативных задач с помощью заданий коммуникативного характера, стимулирующих речевое мышление, воображение и взаимодействие участников в условиях самостоятельности.

Задачи урока:

Общеучебные:

а) совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи через задания творческого характера: обмен культуроведческими знаниями, оценивание музыкальных произведений, выражение собственного мнения, составления диалогов;
б) совершенствование навыков диалогической речи через диалог-расспрос (запрашивать и сообщать фактическую информацию об известных композиторах и музыкальных произведениях), диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить, давать совет и принимать его), диалог этикетного характера (начинать, поддерживать и заканчивать разговор);
в) расширение лексического запаса слов и словосочетаний на примере описания картин и фотографий, аудиозаписи, текстов монологического содержания и закрепление основных способов словообразования.

Развивающие:

а) научить учащихся решать практическую задачу поиска необходимой информации на немецком языке;
б) развивать творческое и ассоциативное мышление, побуждая к выражению собственного мнения через прослушивание музыкальных композиций;
в) отрабатывать умение выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте, выбирать главные факты, выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку;
г) закреплять и развивать умение кратко высказываться о фактах и событиях, об искусстве, о любимых жанрах музыки и творчестве русских, немецких и австрийских композиторов, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование, эмоциональные и оценочные суждения;
д) формировать деятельностный компонент предметной компетенции: достигать поставленной цели через взаимодействие учеников;
е) использовать компьютерную программу в образовательных целях.

Воспитательные:

а) воспитание у учащихся культуры общения и потребности в практическом использовании языка;
б) развитие познавательного интереса, любви к искусству, формирование художественного вкуса;
в) воспитание любви к музыке, определение роли музыки и ее значения в жизни человека;
г) развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
д) воспитание качеств гражданина, патриота.

Оборудование урока:

Компьютеры, проектор, картины, фотографии, магнитофон, аудиозапись, электронный тест «Лучший знаток музыки», разноуровневые карточки с заданиями, речевые клише, кроссворд в компьютерной программе «Excel».

ХОД УРОКА

1. Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на урок:

Steht auf! Es klingelt.
Guten Tag! Setzt euch.

Звучит фоновая музыка.

Ich begrüße euch ganz herzlich! Wie geht es? Meine Stimmung ist heute schön, wunderbahr, weil das Wetter warm ist!

- Und wie ist deine Stimmung?
- Schönes Wetter heute, nicht wahr?
- Wie ist das Wetter heute? Gefällt es dir?
- Wie geht es? (Учитель и ученики задают друг другу вопросы о настроении, о погоде и т.д.)

2. Сообщение темы «Die Musik in unserem Leben» и плана урока (на экране проектора)

Unser Plan:

- Zuerst sprechen wir über die Musik und ihre Wirkung. Сначала мы поговорим о музыке и ее действии на человека;
- Dann werden wir uns testen. Der Test heisst «Ein gutter Musikkenner» Затем мы проведем тест «Самый лучший знаток музыки»;
- Wir hören verschiedene Musikstücke. Послушаем отрывки из музыкальных произведений известных композиторов;
- Wie heissen sie? Worüber sind sie? Eure Meinungen, bitte. Произведем обмен мнениями: о чем они, что хотели передать слушателям авторы произведений, как можно назвать отрывки музыкальных произведений;
- Zuerst arbeiten wir mit den Karten, dann Dialogen machen. Работа с индивидуально-дифференцированными карточками, cоставление диалогов;
- Unsere Arbeit mit Computer. Работа с кросcвордом в компьютерной программе «Excel»;
- Подведение итогов. Рефлексия.

3. Unter den Kunstarten spielt die Musik eine grosse Rolle. Wie ihr weisst, das ist eine Sprache, die jeder versteht. (беседа, высказывание мнений о роли музыки в жизни человека и ее действии на человека)
На экране проектора отображены предварительно отработанные слова и словосочетания, которые учащиеся могут использовать в разговоре о музыке и ее действии:

Lebenswichtig, erzieherisch, beruhigend, optimistisch, aktuell, schöne Gefühle hervorrufen, Unangenehmes vergessen, mit Schwiriegkeiten fertig werden, lyrisch und traurig, die Blas- und Saiteninstrumente, die Musikrichtungen…

- Wie glaubt ihr, ist Musik lebenswichtig? Warum?
- Was heisst lebenswichtig?
Viele Dinge im Leben sind nicht lebenswichtig, z.b.: Bonbons, Fleisch, … . Aber wir brauchen sie. Und Musik?
- Kann der Mensch ohne Musik leben? Warum?
- Schöne Musik ruft schöne Gefühle hervor, hilft Unangenehmes zu vergessen, Kraft zu sammeln, mit vielen Schwiriegkeiten fertig zu sein.
Kann man sagen, dass ein Lied eine grosse Kraft ist?
- Warum ist die Musik in unserem Leben überall?
- Wo kann man die Musik hören?

4. Und jetzt haben wir ein leichter und humorvoller Test, so glaube ich. Er heisst «Ein gutter Musikkenner». Wer ist besser? Учащиеся выполняют на компьютерах тест «Лучший знаток музыки». Компьютерная программа показывает результаты учащихся, выявляется победитель и для него, как лучшего знатока музыки, появляются вопросы на экране проектора. Wer hat keine Fehler? Du bist besser Musikkenner, dann sag uns, bitte:
- Welche Musikgruppe hat jetzt beim Publikum einen grossen Erfolg? Wie nennt sie? (фотография музыкальной группы)
- Zu welchem Genre gehört sie?
Остальные учащиеся могут помочь, задавая наводящие вопросы, высказывая определенные фразы, если победитель испытывает затруднение.

5. Зарядка для глаз.
6.
Wollen wir dieses Musikstück hören und alle Assoziationen schreiben! (Аудиозапись). Учащиеся несколько раз слушают отрывок из музыкального произведения и записывают свои ассоциации от прослушанного, но прежде на экране проектора появляются с предварительной отработкой слова и словосочетания, которые могут пригодиться для описания чувств, эмоций, ассоциаций. Высказывают свои мнения.

7. Учащиеся делятся на группы по создавшимся (похожим) ассоциациям и отвечают на вопросы, которые высвечиваются на экране проектора:

- Aus welcher Zeit stammt diese Musik?
- Zu welchen Musikrichtungen gehört sie?
- Betitelt, bitte, dieses Musikstück!
- Was stellt ihr euch vor: die Natur, Personen, Tiere? In welcher Situation? Was machen sie? Wie sehen sie aus?
- Welche Musikinstrumente habt ihr gehört?

Идет обсуждение, слушаем отрывок еще раз, выбираем: Кто прав? Wer hat recht? Кто догадался? (портрет, картины)
Diese Musik komponiert Bethoven. Das ist Symphоni №6 «Pastorale». Das ist die Szene des Gewitters.

8. Раздаются карточки с разноуровневыми заданиями для работы в парах: Hier sind verschiedene Programmangeboten und ihr müsst euren Freunden anbieten. Jeder Apponent hat natührlich sein Geschmack. Карточки содержат разные слова, словосочетания, клише (зависит от уровня пары), с опорой на них ученики составляют диалоги по заданной ситуации (пригласить друга на концерт любимого известного композитора, певца, группы, при этом каждый из аппонентов имеет свой вкус) и инсценируют их.
Учащиеся анализируют диалоги, дают свою оценку услышанному.

9. Работа с компьютерами. Кроссворд, подготовленный в компьютерной программе «Excel», содержащий задания на знание выдающихся русских, немецких, австрийских композиторов, фактов из их биографии, их произведений.

10. Подведение итогов.

Wie wirkt die Musik auf die Zuhörer? Какое влияние оказывает музыка на слушателей?
Ist Musik in userem Leben lebenswichtig? Warum? Музыка в нашей жизни важна? Почему?
Wie soll ein richtiges Musikwerk sein? Каким должно быть настоящее музыкальное произведение?
Kann der Mensch ohne Musik leben? Warum? Может человек жить без музыки? Почему?
Ihr arbeitet heute sehr viel, schnell und wunderschön. Mir gefällt eure Arbeit!

Рефлексия:

- Seid ihr mit euren Antworten zufrieden?
- Und wie ist jetzt deine Stimmung?
- Wie geht es? Wie steht`s?

Ученики дают оценку качеству выполнения заданий товарищами, своему эмоциональному состоянию во время урока и после, высказывают своë мнение об уроке.