Логопедическое занятие в начальной школе по теме "Подготовка к постановке звука Р"

Разделы: Начальная школа


Цель.

  • Коррекция общего недоразвития речи у учащихся первых классов.

Задачи.

  • Развитие речевого дыхания.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Обучение грамоте.

Оборудование.

  • индивидуальные зеркала по количеству детей,
  • кубики и таблицы Н.А.Зайцева,
  • складовые карточки,
  • картинка с изображением доктора Айболита,
  • игрушечный паровоз,
  • магнитофон,
  • диск с записью мелодии к песне "Жили у бабуси:".

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей и приглашает пройти в кабинет.

"Сегодня к нам в гости пришёл гость, я прочитаю вам загадку, а вы угадайте кто это?

Жил-был доктор. Он был очень добрый. Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы, в шкафу белка, а в буфете

ворона. На диване жил колючий еж, а в сундуке белые мыши.

Как зовут этого доктора? Правильно, это доктор Айболит".

Педагог составляет из кубиков слово Айболит и выставляет на полку картинку с изображением персонажа.[4]

2. Пальчиковая гимнастика.

"Для того чтобы пальчики были ловкими доктор Айболит очень любит делать зарядку, давайте тоже потренируемся".

Педагог читает стихотворные строки и показывает упражнения, дети повторяют.

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично соединяются в "замок" и разъединяются.)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Ра, два, три, четыре, пять :

(Поочерёдно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

Раз, два, три, четыре, пять:

(Поочерёдное касание.)

Мы закончили считать.

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)[1]

3. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Р (работа с зеркалами).

Педагог раздаёт зеркала детям.

"Каждый день доктор Айболит делает зарядку для язычка, давайте и мы покажем как умеем".

Педагог читает стихотворение, а затем показывает, как правильно выполнять данное упражнение. Дети повторяют.

Чьи зубы чище?

"Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый".

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Маляр.

"Я сегодня утром встал, и посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом был покрашен маляром.

Если хочешь жить как в сказке, позови на помощь краски!"

Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Вкусное варенье.

"Блин мы ели с наслажденьем -
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать".

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Индюк.

"Я индюк "балды-балда, разбегайтесь кто куда".

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос. Пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Барабанщики.

"На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад".

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчётливо произносится звук, напоминающий английский звук d. Сначала звук произносить медленно, постепенно убыстрять темп. [1]

4. Упражнение "Паровозик" (работа с кубиками).

Педагог подводит детей к столу с кубиками.

"Пока мы с вами делали зарядку для языка, доктору Айболиту пришла телеграмма и вот что в ней написано: Дорогой наш доктор, в лесу несчастье, все звери заболели и им нужна твоя помощь. Давайте поможем доктору отправиться на выручку животным. Для этого надо построить паровоз с вагонами".

На полку ставится локомотив (игрушечный паровоз). Затем педагог обращает внимание детей на слово Айболит. "Какой первый кубик в имени доктора? Кубик с буквой А! Значит вагоны в паровозике тоже будут с буквой А". Педагог показывает, как надо искать на кубике сторону с этой буквой и ставит первый кубик справа от локомотива. Остальные кубики дети ставят сами. Педагог уточняет, что искать надо на больших кубиках.

После того, как все большие кубики были выставлены на полку, педагог говорит: "Ну вот паровоз и готов, доктор Айболит может отправляться в путь, а нас он приглашает с собой. Чтобы паровоз поехал, надо прочитать все кубики ". Педагог ставит указку на кубик и прочитывает, дети хором повторяют. Так прочитываются все вагоны. После этого педагог предлагает детям похвалить самих себя аплодисментами.  [2]

5. Упражнение "Дикие животные" (работа со складовыми карточками).

Приложение 1.docx

Педагог обращается к детям: "Ну вот мы и доехали. А кто же пришёл к доктору Айболиту за помощью?" Педагог предъявляет по одной складовой карточке лицевой стороной: "Прочитайте, кто это? Заяц! Молодцы, ЗА под ударением. А здесь что написано? Волк! ВО выделено чёрным цветом, потому что этот склад находится под ударением".

Просмотрев карточки 2 - 3 раза, педагог перемешивает карточки и переворачивает их обратной стороной: "А теперь животные хотят поиграть в прятки". Дети пытаются прочитать слова без опоры на изображение животного. Все прочитанные карточки выкладываются на общий стол. После того как все карточки оказались на столе, педагог совместно с детьми складывает названия четырёх животных из кубиков.  [3]

6. Упражнение "Караоке" (работа с таблицей, использование ТСО)

Педагог приглашает детей к таблице на стене.

"Пока мы играли, даже не заметили, что все животные выздоровели - доктор Айболит их вылечил. Давайте споём вместе смешную песню". Дети встают лицом к таблице и педагогу. "Следите за указкой. Я буду показывать склады и петь их, а вы мне помогайте". Педагог передвигает указку слева направо пропевая склады на мотив "Жили у бабуси:" Приложение 2.docx

7. Подведение итогов занятия.

"Вот и заканчивается наше путешествие, а доктору Айболиту пора возвращаться. Кто же ждёт его дома?" Дети припоминают названия животных из загадки.

Затем педагог задаёт вопросы детям.

  • "Кто сегодня был у нас в гостях? Доктор Айболит.
  • Кого мы встретили в лесу? Волка, лису, зайца, ёжика:
  • Как их всех можно назвать одним словом? Животные.
  • Какие эти животные? Дикие.
  • Как вы думаете, почему их называют дикими животными? Потому что живут в лесу.

Что понравилось на занятии сегодня, что было трудно?"

Список литературы.

  1. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Е. Косинова
  2. Учимся читать с удовольствием! Н.В. Ахмылова
  3. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. Н.А. Зайцев
  4. Доктор Айболит. К.Чуковский