Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Имя существительное"; проведение тематического контроля знаний учащихся;
  • развитие речи учащихся и умений работать с предложением, текстом;
  • привитие любви и интереса к родному языку.

Оборудование:

  • классная доска;
  • мультимедийный проектор, компьютер;
  • карточки-задания для индивидуальной работы;
  • перфокарты.

Обучение проводится по традиционной системе.

Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2 ч.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (постановка целей и задач урока)

Презентация.

- Сегодня наш урок полностью посвящен повторению знаний об имени существительном. Внимание на экран, ответим на некоторые вопросы Почемучки (см. слайд 2).

- Задача нашего урока - обобщить и систематизировать знания по основным разделам данной темы.

2. Синтаксическая минутка.

На доске предложение:

Оляпка перескакивает с камня на камень прыгает в воду пробегает по дну потом выскакивает на берег.

- Прочитайте предложение. О ком говорится в предложении? Кто это - оляпка? Верно, это маленький водяной воробей, который не только может нырять под воду, но и пробегать по дну водоема в поисках пищи (см. слайд 3).

- Нужны ли в этом предложении знаки препинания? Почему?

- Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены. При помощи схемы объясните постановку знаков.

(Проверка выполненной работы у доски).

3. Повторение.

- Теперь мы поработаем с именами существительными из этого предложения.

Выпишите из предложения словосочетания с именами существительными, укажите склонение и падеж имен существительных.

(Учащиеся работают цепочкой с комментированием)

- Вывод: Как же определить склонение имен существительных? Как определяется падеж?

- При склонении имен существительных мы должны правильно писать безударные падежные окончания. Написание каких гласных в окончаниях имен существительных вызывает особенные затруднения? (е, и).

- Давайте восстановим алгоритм рассуждения при выборе безударного окончания имени существительного.

(Один ученик работает у доски. На доске заготовлена схема рассуждения)

- А теперь проверим, правильно ли мы рассуждали. Внимание на экран (см. слайд 4-5).

- Итак наши рассуждения оказались верными и пришло время проверить, как вы умеете быстро и, самое главное, правильно использовать этот алгоритм на практике. Сейчас я буду диктовать вам словосочетания, ваша задача определить безударное падежное окончание имени существительного и вписать его в окошко перфокарты.

(Учащимся предлагается работа на перфокартах, наиболее слабым ученикам даются индивидуальные карточки с заданиями.

Образец индивидуальной карточки-задания:

Допиши окончания имен существительных, рядом укажи склонение и падеж:

  • О товарищ_
  • Без помощ_
  • По столиц_
  • В тарелк_
  • Из рощ_
  • От радост_
  • С горк_
  • Для дочер_
  • На полян_
  • У деревн_

Образец перфокарты:

Словосочетания для работы с перфокартой:

Остался без игрушки, написал в тетради, куст сирени, обложка для книжки, приехал к дедушке, бегал по комнате, растаял на ладони. Варенье из земляники, грелся на солнце, написал на листочке, росли около дачи, мечтал о подарке, плыли по Волге, вышел из рощи, рассказывал о жизни, стоит на якоре, вода в стакане, дошел до деревни, думал о дочери, катались с горки, ел без соли.

- Проверка: соедините в перфокартах красной линией только окончания "И". Что у вас получилось?

(Если все окончания верные, должна получиться цифра "5")

- Это ваша отметка по данной теме.

- А теперь поговорим о том, как имена существительные изменяются по числам. Возьмите карточку №2. Составьте пары из предложенных слов, правильно употребив имена существительные во множественном числе.

Карточка №2.

Подбери пару:

Учитель

Инженер

Сторож

Шофёр

Директор

  • инженеры
  • сторожи
  • шофера
  • учители
  • директоры
  • шофёры
  • директора
  • инженера
  • учителя
  • сторожа

 - Проверим выполненную вами работу. Внимание на экран (см. слайд №6.)

- Ребята, а все ли имена существительные имеют форму и единственного и множественного числа?

- Приведите примеры имен существительных, употребляющихся только в форме единственного числа; только в форме множественного числа.

На доске запись:

(слова записываются учащимися по цепочке)

Ед.ч. Мн.ч.
молоко

пальто

метро

горе

кино

брюки

очки

ножницы

ворота

каникулы

4. Физминутка.

- Мы с вами сейчас немного отдохнем и поиграем в рифмы. Используем слова, записанные на доске. Я начинаю. А вы продолжайте:

  • Надеваем мы пальто
    идем с тобой в ___________;
  • У мамы умелые руки,
    сшила красивые ___________;
  • Построен под землей давно
    город под названием _________;
  • У вратаря одна забота,
    защитить свои _________;
  • Очень рада детвора,
    пришла каникулов пора!

(Во время игры на каждое двустишие учащиеся выполняют физические упражнения. Последнее двустишие специально произносится с ошибкой.)

- Ребята, а никто ничего не заметил в моем последнем двустишии? Никаких ошибок?

- В каком же падеже я ошиблась? Давайте повторим употребление имен существительных во множественном числе родительного падежа.

5. Работа с учебником. ( Т.Г. Рамзаева "Русский язык. 4 класс" Часть 1)

- стр. 131, упр. 258 (самостоятельная работа)

(проверка - фронтальная)

6. Творческая работа.

- А сейчас у нас с вами творческая работа. Начало рассказа на экране. Придумайте еще 2 предложения, используя слова-опоры (см. слайд 7)

( Проверка получившихся рассказов)

7. Итог урока.

- Итак, мы завершили изучение темы "Имя существительное". Давайте подведем итог. Имя существительное - важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. От имен существительных образовались имена прилагательные. С этой частью речи мы начнем знакомство на следующем уроке.

- В завершении урока проводится ТЕСТ "Имя существительное".

(см. слайды 8 - 14)