Урок по теме "Природоохранная деятельность в России"

Разделы: Экология


Цель урока:

  • Формировать понимание необходимости сохранности природной среды.
  • Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Задачи урока:

  1. Познакомить с организацией заповедного дела в России.
  2. Дать понятие об особо охраняемых природных территориях (ООПТ): заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы.
  3. Познакомить с некоторыми ООПТ России.
  4. Познакомить с ООПТ Калужской области и Жуковского района.

Оборудование:

1. Атласы для 8 класса – карта “Охраняемые территории”.
2. Компьютеры.
3. Презентации:

  • Учительская – по ходу урока.
  • Учащихся по опережающим заданиям.

4. Тесты для закрепления (в программе Macromedia Flash)
5. Кроссворд.

За месяц до урока класс делится на группы. Каждая группа собирает информацию и готовит презентацию по выбранной теме.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель:

- Что мы в этом году изучаем на уроках географии? (Географию России, свою страну)
- С какими особенностями своей страны мы знакомимся? (С особенностями природы)
- Как формировалась природа на Земле? (В течение многих миллионов лет происходили изменения, связанные с особенностями развития планеты Земля)
- Что произошло с появлением человека? (С появлением человека природа стала изменяться. Не всегда в лучшую сторону)

- Какие изменения произошли в природе в результате деятельности человека? (Загрязнения водоемов, воздуха, почв, исчезновение лесов, растений, животных, созданы антропогенные ландшафты и т.п. )

Уже многие виды растений и животных исчезли с лица Земли. Значит может наступить время, когда будущие поколения людей не увидят того, что мы видим с вами сегодня: ковыльные степи, еловые леса, березовые рощи, ромашки, ландыши, лебедей, аистов, медведей, тюленей тигров и т.д.

Возникает вопрос: Что же делать? (Запретить охоту и сбор растений. Сохранить для будущего образцы – эталоны дикой природы. Организовать заповедники.)

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы поговорим о том, как сохранить природу для будущих поколений.

Тема нашего урока “Природоохранная деятельность в России”.

Учитель:

У вас на партах лежат словари В.И.Даля и С.И.Ожегова. Найдите, что означает слово заповедать.

ЗАПОВЕДАТЬ или заповедовать – повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению; завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием; запрещать.

Из толкового словаря русского языка В.И.Даля

ЗАПОВЕДАТЬ –

1. Завещать сделать или исполнить что-нибудь как заповедь (высок.). 3. сыновьям беречь родную землю.
2. Сделать заповедным (в 1 знач.), заповедником (спец.). 3. озеро. 3. лесное урочище.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка.

Сегодня мы понимаем слово “запаведеть”, как создать охраняемую территорию, особо охраняемую.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называются территории, природные комплексы которых имеют большое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.

ООПТ учреждаются органами государственной власти и относятся к объектам общенационального достояния.

Главный закон об охране природы в России – Закон “Об охране окружающей природной среды” принят в 1991 году.

Диаграмма “Доля площади ООПТ в некоторых стран”. Анализ диаграммы.

Учитель:

Откройте географический атлас на стр. 42-43

- Как называется карта? (Особо охраняемые природные территории России)
- Назовите категории ООПТ отмеченные на карте. (заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, объекты всемирного наследия)
- Как обозначены ООПТ на карте? (значками и цифрами)
- Какая категория ООПТ в России самая распространенная? (заповедники)
- В какой части страны охраняемых территорий больше? (В европейской части страны)
- Как вы думаете почему? (Территория давно осваивается, здесь произошло больше изменений природы в результате деятельности человека)

Категории ООПТ. Выделяют несколько категорий ООПТ: заказники, заповедники, национальные природные парки, памятники природы.

Выступления учащихся с презентациями

1. Заказники: что это такое, когда и зачем они были созданы. Природоохранная деятельность заказников. (Выступления учащихся с презентациями)

2. Заповедники: история развития заповедного дела в России. Первые заповедники. Заповедники сегодня. (Выступления учащихся с презентациями)

3. Национальные природные парки

ООПТ Калужской области

Учитель:

В области насчитывается 174 ООПТ различного статуса.

Четыре из них имеют федеральное значение:

  1. Государственный природный заповедник “Калужские засеки”;
  2. Национальный парк “Угра”;
  3. Памятник природы “Калужский бор”;
  4. Заказник “Таруса”.

Остальные являются объектами региональной охраны.

Все ООПТ занимают примерно 6,7% площади области. <Рисунок 1>

Выступление учащихся с презентацией.

Заповедник “Калужские засеки”.

Национальный парк “Угра”.

ООПТ Жуковского района.

Учитель:

В нашем районе тоже есть ООПТ.

Федеральный заказник “Таруса” и 7 памятников природы.

Информация о заказнике

Памятники природы :

  1. Ботанические: Михалевы горы, еловый массив (на р.Нара), сосновые боры (на р.Протва), Кончаловский лес
  2. Водные: озеро Огублянка
  3. Ландшафтные: парк усадьбы Саниных, парк усадьбы Е.Р.Дашковой

<Рисунок 2>

III. Закрепление.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомились с природоохранной деятельностью в России.

- Зачем нужна природоохранная деятельность?
- Почему возникла необходимость в такой деятельности?
- Что делают люди, чтобы сохранить уголки естественных ландшафтов, животных, растения?

А сейчас, для закрепления изученного материала я предлагаю вам (на выбор) тест на компьютере или кроссворд.

Кроссворд

      1 З А К А З Н И К      
        2 У Г Р А            
3 П А М Я Т Н И К П Р И Р О Д Ы
          4 К Р О Н О Ц К И Й
      5 З А П О В Е Д Н И К  
    6 В Р А Н Г Е Л Я        
              7 Д А Ш К О В А
            8 Б А Р С У К И  
            9 Э Т А Л О Н    
    10 П Р И Э Л Ь Б Р У С Ь Е

1. Территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных или растений, а также другие компоненты природного комплекса.
2. Национальный природный парк в Калужской области.
3. Природный объект, имеющий научное, историческое, культурное и эстетическое значение, охраняемый государством.
4. Заповедник, на территории которого есть действующие вулканы и гейзеры.
5. Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса.
6. Остров, на котором расположен “роддом” белых медведей.
7. Кому принадлежало имение в Троицком?
8. Заказник, расположенный в пределах Жуковского района.
9. Образец чего-либо естественный, не измененный.
10. Национальный природный парк, в котором расположена самая высокая вершина России.

Тесты для закрепления на компьютерах в программе Macromedia Flash. Учащиеся сразу получают свою оценку.

1. Территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных или растений, а также другие компоненты природного комплекса – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

2. Количество заповедников в России:

А. менее 30;
Б. от 30 до 50;
В. от 50 до 100;
Г. свыше 100.

3. Природный объект, имеющий научное, историческое, культурное и эстетическое значение, охраняемый государством – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

4. На территории Калужской области расположен национальный парк:

А. Лосиный остров;
Б. Угра;
В. Мещера;
Г. Приэльбрусье.

5. Главный закон об охране природы в России был принят в:

А. 1991 г.
Б. 1974г.
В. 2005 г.
Г. 1893 г.

6. Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса – это…

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

7. Самый большой по площади заповедник в России – это…

А. Приокско-Террасный;
Б. Астраханский;
В. Большой Арктический;
Г. Кроноцкий.

8. В национальном парке возможны:

А. природоохранная деятельность;
Б. туризм;
В. восстановление исчезающих видов;
Г. все варианты верны.

9. Заповедник в Подмосковье, где разводят зубров – это …

А. Приокско-Террасный;
Б. Астраханский;
В. Большой Арктический;
Г. Кроноцкий.

10. Территория с мало нарушенными природными комплексами, где сочетаются меры по охране природных ландшафтов с возможностями познавательного туризма и отдыха людей – это …

А. заповедник;
Б. заказник;
В. национальный природный парк;
Г. памятник природы.

IV. Домашнее задание.

Приготовить рассказ о любом ООПТ нашей страны.

И в заключении – стихотворение.

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как, природа-мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла
Давайте сохраним на стрежнях – осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Н.Старшинов

Всем спасибо за урок. До новых встреч!

Приложение 1