Конспект урока по вводоному курсу истории и презентация к данному уроку по теме "От древней Руси к единой России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить детей с историческими событиями в жизни России; учить находить ответы на вопросы самостоятельно, работая с учебником; расширять кругозор детей и воспитывать у них патриотические чувства.
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, проектор.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.
В начале урока проведу небольшую викторину. Слайды 1, 2.

  • Как называется наука о прошедших событиях, жизни людей в прошлом и настоящем? (История)
  • Счет лет, которым пользуются современные люди, ведётся…
      1. от основания Москвы
      2. от крещения Руси
      3. от рождения Иисуса Христа
      4. от Олимпиады
  • Художественное изображение святых, Бога. (Икона)
  • О каком событии рассказывает летопись?

«…Нечистый Мамай без вести погиб…Великий же князь Дмитрий Иванович возвратился с великою победою… и бысть тишина в Русской земле».

 Дети не могут ответить на этот вопрос. Успокою их и скажу:
- Если вы хорошо потрудитесь, то к концу урока сможете на него ответить. А сейчас назовите этапы урока.
Дети самостоятельно называют этапы, характерные для данного типа урока.

  • Проверка домашнего задания.
  • Формулировка темы урока.
  • Раскрытие темы урока.
  • Итоги урока.

 Слайд 3.

2. Актуализация опорных знаний.
- Вставьте пропущенное слово в предложение (оно может быть записано на доске, а ответ закрыт шторкой, или на индивидуальной карточке, а ответ- на обратной стороне). Слайд 4.
«На восточных границах русских земель Батый создал своё сильное государство……………………………….. (Золотую Орду)
Проведём самопроверку. Предложу в качестве проверки домашнего задания, решить кроссворд в рабочей тетради на стр.14 задание 25.
- Внимание! Если будут трудности в подборе слов, то вы можете обратиться к учебнику на стр. 61. Но рядом со словом, отгаданным с помощью книг, ставьте знак « - «.
Проведём самопроверку (готовый кроссворд на доске или на экране). Критерии дети получили. Подведём итоги.

–Нам предстоит познакомиться с новым государством, которое собралось из множества слабых русских княжеств. Вспомните причины слабости и бедности русских княжеств. ( Их разрозненность, распри между собой; нападение ордынцев; монгольское иго)
- Как вы думаете, что необходимо было сделать русским князьям в данной ситуации? (Чтобы одолеть врага, надо собраться вместе).

 3. Сообщение темы урока.
- Так и произошло. Во главе объединения встали Московские князья. Силой, хитростью, жестокостью они подчинили себе другие княжества. Москва из небольшой крепости превратилась в большой город. Назовите вновь образовавшееся государство. (Московское государство)
-Откройте учебник на стр.3 и прочитайте выдержку из текста в розовой рамке. Проверьте свою версию.
- Что скажете? (ответы детей). В каких веках было образовано Московское государство? (В 14-15 в.в.) Запишите тему урока в тетради на стр. 17. Слайд 5.

 4. Формирование новых знаний.
- Чтобы раскрыть тему, ответьте на эти вопросы.(Они записаны на доске или находятся на экране проектора). Слайд 6.

  • Кто такой Сергей Радонежский?
  • К чему призывал этот монах?
  • На что решился московский князь Дмитрий Иванович по совету Сергия Радонежского?
  • Какое событие произошло в 1380 г?

(Мы не знаем ответы на вопросы, не знаем полных ответов, не знаем ответы на все вопросы)
- Где можно найти ответы? (Спросить у учителя, в учебнике, в Интернете, в энциклопедии). Какой способ выбираете? (ответы детей, например, в учебнике)
- Найдите в учебнике стр.4 первый абзац. Читайте и выделяйте ответы.
Предложу детям работу в группах, взять вопросы по номеру группы. Спрошу детей, помнят ли они правила работы в группах? Дети сообщают, как будет работать их группа. ( 1 вариант: Один из группы читает, а остальные слушают, следят за правильностью его чтения, выбирают нужную цитату.2 вариант: Читают все для себя, выбирают цитату, затем обмениваются мнениями). По окончании работы, группы дают ответы на вопросы. Слайды 7, 8.
Продолжу раскрывать тему: «Это сражение получило название Куликовская битва. А князь Дмитрий – прозвище Донской. Ему удалось создать крепкую дружину. В неё вошли полки из городов Ростов, Суздаль, Брянск и др. Московское ополчение состояло из простых людей, а в первом ряду выступал князь Дмитрий Иванович. Слайд 9.
По обычаям того времени перед сражением вызывали на поединок смельчаков с обеих сторон. Состоялся поединок русского богатыря Пересвета и ордынского Челубея. Пронзив друг друга копьями, оба всадника погибли. Другой монах Ослябя тоже пал на поле брани одним из первых.
Затем полки двинулись на встречу друг другу. Началась битва. Сначала удача была на стороне ордынцев. Войска Дмитрия Ивановича были вынуждены отступить. Но в этот момент из лесу в спину противника ударил полк князя Владимира Серпуховского. Враги растерялись и в страхе бросились бежать во главе с Мамаем.
Так и закончилась эта битва. Много русских людей полегло на полях сражений, но они совершили великое дело – разгромили непобедимого прежде врага и объединились.
Но нельзя сказать, что Дмитрий Донской освободил Русь от ордынской зависимости».
- Попробуйте выяснить самостоятельно, кто же закончил объединение земель русских? (Дети читают стр. 6 третий абзац)
- Дайте ответ либо цитатой, либо своими словами. ( Иван Третий объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости).
- Как стал именовать себя Иван Третий с того момента? ( Великий государь всея Руси). Слайд 10.
Продолжу свой рассказ: « Иван Третий немало сделал для развития единого русского государства. При нём был составлен Судебник. Греческие и итальянские мастера построили в Москве великолепные соборы – Успенский и Благовещенский. Как положено любому государству, у Московского появились свои государственные символы, в том числе печать с двуглавым орлом с одной стороны и всадником, поражающим копьём змея, с другой». Дети рассматривают иллюстрацию печати Великого государя в учебнике на стр. 7 или на экране.
- Вы узнали этого всадника? (Георгий Победоносец).
- На современном гербе Москвы и области так и остался Георгий Победоносец. (Показать детям эти гербы на экране). Слайд 11.
Предложу детям вернуться к вопросу, на который они не смогли ответить в начале урока. Слайд 2. Теперь дети с легкостью называют описанное в летописи событие.

 5. Рефлексия.
- Вспомните план урока. Все ли его пункты мы выполнили?
- Назовите тему урока. Разобрались ли вы в теме?
- Каким образом вы добивались цели? (Сами работали с учебником, искали ответы на вопросы).
- Кто работал с полной отдачей? Кто надеялся на одноклассников и меня?
Дети получают домашнее задание: внимательное чтение текста в учебнике; задание в тетради на стр. 18; найти в произведениях художественной и исторической литературы сведения о Сергии Радонежском, Андрее Рублёве, Дмитрии Донском и составить рассказы о них (последнее задание повышенной сложности).