Конспект урока по изобразительному искусству

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: выполнить рисунок на тему “Коми народный праздник.Покров”.

Задачи урока:

  • расширить знания студентов о праздниках народа коми;
  • познакомить с работами художника Б.Кустодиева “Масленица”, “Ярмарка”;
  • развивать кратковременную память, образное мышление;
  • воспитывать уважение к народным традициям малой родины;
  • выполнить линейный и цветовой рисунок;
  • закрепить знания по составлению многофигурной композиции;
  • отрабатывать приемы работы карандашом и кистью.

– Посмотрите, пожалуйста, на доску, что я предлагаю вам сейчас сделать?

– Отгадать ребус.

– И что он от нас скрывает?

– Здесь зашифровано слово ПРАЗДНИК.

– Правильно, а что такое праздник?

(Ответы, рассуждения)

– Как вы понимаете выражение “Праздничное настроение”?

(Ответы, рассуждения)

– Какие праздники вы знаете, любите и как они проходят у вас?

(Ответы)

– Вы назвали праздники, которые отмечаются в наши дни, а кто назовет праздники, --справляемые на родной земле коми вашими бабушками и пробабушками?

– Пасха, Масленица.

– А еще у нашего народа были и такие праздники: Лошадиный праздник праздновался 6 мая, 12 июля – Петров день, 14 октября – Покров, летом проздновались праздники покровителей земледелия и скотоводства – Иванов, Петров, Ильин дни.

– А если бы мы с вами оказались сейчас в далеких временах, то к празднованию какого из перечисленных праздников мы бы готовились?

– К Покрову.

– Молодцы и как же нам его справить, что делать, на стол что готовить, в какие наряды одеваться?

(Рассуждения, предположения)

– Хотите больше узнать о празднике?

Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова — в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. 14 октября стали праздновать христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров считался у коми преимущественно женским, девичьим праздником. Девушки на выданье ставили свечи к иконе Покрова Богородицы, молились об удачном замужестве. Чтобы не лишить их удачи, из домов, где они жили в Покров не давали что – либо взаймы, не выносили мусор. В этот день девушки дарили приглянувшимся парням свое рукоделие – платочки, кисеты и т.д. Если подарок принимался, это считалось хорошим знаком. Женщины в этот день устраивали складчины, водили хороводы, играли в “Круг”, ходили по улицам с песнями. Этот праздник пришел к нам вместе с принятием народом христианства.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы, празднование 1 / 14 октября.

– О каком празднике мы сейчас говорили?

– Покров.

– Что такое складчины?

– Что особенного в этом празднике?

– Давайте добавим: праздники у коми народа связанны с церковными датами и разделены по временам года.

– Посмотрите на картины русского художника Б.Кустодиева, как бы вы назвали эти картины? Почему?

– Художник их назвал “Масленица”, “Ярмарка”.

– Что хотел показать в картинах художник?

– А какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, радость, восторг, праздничность?

– Вы согласны с названием картин?

– Как бы вы назвали эту картину, будь вы ее создателем?

– О чем мы так долго с вами говорим?

– О праздниках. О Покрове?

– Как вы думаете, зачем на уроке изобразительного искусства мы говорим о праздниках?

– Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?

– Тема нашего урока “Коми народный праздник. Покров”

– Кто может назвать задачи урока, которые нам необходимо решить?

(Нарисовать праздник, показать праздничное настроение, изобразить традиции праздника)

-Посмотрите еще раз на картины художника Б.Кустодиева, как вы думаете, с чего художник начинал работу над этими картинами?

(Рисовал людей, рисовал пейзаж, сделал замысел)

– Да мы с вами неоднократно говорили о том, как художники работают над картинами. Итак, первое и главное – нам необходимо придумать картину, выделить ее композиционный центр и прорисовать элементы и объекты картины.

Работа будет проходить в группах (делим класс на группы). Выберите одного человека для работы над пейзажем, задача остальных членов группы состоит в том, что они должны нарисовать группы людей, в которых будут проходить действия праздника. Вы определились с тем, кто в группе рисует пейзаж. Поднимите руки. Вам выдается главный лист для работы. Ваша задача – написать пейзаж. Это будет городской пейзаж?

– Cельский, потому – что люди раньше жили в деревнях.

– Вот вам в помощь изображения разных построек народа коми. В составлении композиции пейзажа мы можете опираться на них. А сейчас о том, что ждет остальных – вам необходимо нарисовать празднующих праздник людей.

(Работа по схемам рисования человека) Какие из предложенных изображений вам окажутся, полезны и почему?

(Обсуждения, размышления)

– Для того, чтобы вы не спорили, давайте сыграем в игру, она вам должна помочь. Итак, все встали, потянулись к солнышку, начинаем: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура собирающейся подарить подарок девушки замри!

– Педагог выбирает лучшие, характерные позы, быстрое обсуждение, учащиеся по желанию выходят к доске, и зарисовывают схемы с выбранных фигур. Проиграть можно несколько раз.

– Итак. Начинается работа в группах. Что вам необходимо сейчас создать? На какую тему? Кто рисует в группе пейзаж? Какая задача стоим перед вами? А те ребята, которые работают над фигурами людей какая задача стоит перед вами? Я что-то забыла у вас спросить!? Приступайте к работе.

(В процессе работы, сравнивая два рисунка группы людей, возникает вопрос, на каком из них учащиеся правильно изобразили людей, а на каком нет)

(В процессе рассуждения, приходим к выводу о том, что одежду на людях надо рисовать старинную и для тех, кто забыл об элементах народного костюма, вывешиваются таблицы)

– Включается музыка – народные песни коми, начинается работа в группах. По истечении времени на данный этап работы, учащиеся вырезают фигурки людей, приклеивают на написанный пейзаж. Выполняется анализ работ, выставляются отметки, подводится итог урока.