Урок мировой художественной культуры на тему "Авангард - великий эксперимент. Мир картин Анри Матисса"

Разделы: МХК и ИЗО


Форма урока: комбинированный.

Цель урока: выявить характерные особенности фовизма на примере творчества Анри Матисса.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с термином «авангардизм» и его значением.
  2. Дать характеристику фовизма, назвать его представителей.
  3. Показать отличительные черты фовизма на примере творчества Анри Матисса.
  4. Обозначить его место в мировой художественной культуре.
  5. Воспитывать у учащихся более тонкое восприятие произведений искусства и способность к анализу.

Оборудование урока:

  • портрет художника;
  • репродукции картин: «Роскошь, покой и наслаждение», «Мадам Матисс», «Музыка», «Танец», «Красные рыбки», «Красная мастерская», «Гармония в красных тонах», «Танец вокруг настурций».
  • Видеофильм «Великий Матисс».

Ход урока

Прежде всего, надо обладать даром цвета,
как певец должен обладать даром голоса.
Анри Матисс

Учитель:

На первый взгляд искусство ХХ века представляется хаосом стилей, направлений, течений и школ, сменяющих друг друга, противоборствующих и в то же время взаимодействующих между собой. Чем неспокойнее, жёстче время, тем интенсивнее творческие поиски художников.

«Авангардизм» (от фр. «передовой», «отряд») – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве.

Начало XX века – фовизм, футуризм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм.

20-30 г.г. – сюрреализм,

60-70 г.г. – поп-арт, фотореализм и др.

Общее: отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия.

Фовизм – одно из самых «недолгих» направлений ХХ века. Начавшись на парижском осеннем салоне 1905 г., где выставлялись художники Анри Матисс, Андре Дерен, Жорж Руо. Это был очередной скандал в искусстве. Посетители и критики выставки увидели в живописи Матисса и его друзей шутовство, безумие, дикость, неумелость или желание оскорбить вкус культурной публики. Придуманная Луи Вокселем пренебрежительная кличка «дикие» (фовизм), стала впоследствии названием художественного течения живописи ХХ века.

(Предлагается записать определения и характерные особенности стиля).

Фовизм (фр.fauve - «дикий») – течение в живописи, особо ярко проявившееся с 1905 по 1907 г.г. во Франции, характерной особенностью которого является решительное возвращение к чистым (локальным) цветам.

Учитель:

Уже к 1908 году многие фовисты заинтересовались иными направлениями, но самым заметным среди них сразу становится Анри Матисс.

Молодой Матисс ворвался в живопись отчаянным революционером, возмутившим публику своими картинами. Но к концу жизни он превратился в признанного метра, эксперименты которого вызывали неизменный интерес, а работы, воспевавшие радость бытия, восхищали зрителей.

 Задание:

Работа с биографическим материалом. Прочитать биографический очерк самостоятельно.

Ответить на вопросы:

  1. Как Анри Матисс связан с Россией?
  2. Кто открыл живопись Матисса для России?
  3. Каковы увлечения художника кроме живописи?

(Учитель предлагает составить биографический календарь художника).

1869. Родился 31 декабря в Ле Като-Камбрези на северо-востоке Франции.

1888. Получает диплом юриста и поступает на службу в адвокатскую контору.

1891. Переезжает в Париж. Учится в Школе изящных искусств у Гюстава Моро. Знакомится с Альбером Марке и Жоржем Руо.

1894. Появляется на свет незаконнорожденная дочь художника.

1898. Женится на Амели Перейр. Медовый месяц молодожены проводят в Лондоне, где Матисс увлекается творчеством Тернера.

1900. Испытывает материальную нужду. Мадам Матисс открывает свою шляпную мастерскую.

1905. В салоне независимых выставлена картина «Роскошь, покой и наслаждение». Осенний Салон отмечен рождением группы «фовистов».

1909. С. Щукин заказывает художнику панно «Танец» и «Музыка». Нужда отступает.

1912. Проводит два с половиной месяца в Марокко.

1922. Живет попеременно в Париже и Ницце. Пишет серию картин «Одалиски».

1930. Получает заказ на создание настенной росписи для Фонда Барнса. На три месяца уезжает на Таити.

1941. У Матисса обнаруживают рак желудка. Переносит Тяжелейшую операцию.

1944. Работает над серией наклеек из цветной бумаги «Джаз», опубликованной в 1947г.

1948. Приступает к оформлению Капеллы Четок в Вансе.

1950. Создает три большие композиции из цветной бумаги: «Танцор», «Зульма», «1001 ночь».
1954. Умирает 3 ноября в возрасте 84 лет.

Зрительный ряд:

«Музыка», «Мадам Матисс», «Танец», «Красные рыбки», «Красная мастерская», «Танец вокруг настурций».

Задание поиск:

В чём же особенности художественного языка Матисса?

(Работа с репродукциями.) Ответить на вопросы:

  1. В каких жанрах работает Матисс?
  2. Какое настроение создают его картины?
  3. Какой элемент художественного языка преобладает?
  4. Отвечает ли настроение в картинах художника событиям ХХ века? (трагедии мира – трагедия личная – болезнь).

 

(Итог обсуждения формулируется учителем).

Особенности художественного метода Матисса:

  • преобладание ярких, сочных цветов над формой, упрощение формы;
  • основными жанрами являются пейзаж, натюрморт, портрет, фигурные композиции, монументально-декоративное панно;
  • в картинах художник утверждал красоту и радость бытия, оптимизм;
  • «цвет – первичный элемент живописи»;
  • лозунг Матисса: «Радость жизни!

 

Видеофильм «Великий Матисс».

Учитель:

Пикассо высоко оценил роль художника Матисса в современном искусстве коротко и просто:
«Матисс всегда был единственным и неповторимым». А как считаете Вы?
(Учитель предлагает составить учащимся синквейн).

Полвека прошло после смерти художника. Анри Матисс, безусловно, обладал большим талантом, представлял яркое явление в художественной мировой культуре. Ушло в прошлое мнение о том, что Матисс исповедовал в жизни философию гедонизма, что он был бездумен в своём искусстве и что его не волновали беды людей и бури времени, в котором он жил. Нет, художник не прятался от жизни, он просто держал все человеческие горести в своём сердце, а людям нёс веру, спокойствие … все краски мира.
Он дарит нам ощущение радости и красоты жизни:

На холст легли все краски друг за другом,
И стало ясно вдруг, что стоит жить:
Цветы, аквариум, и рыбы кругом, кругом,
И зелень, что надеждою манит.

Домашнее задание: составить коллаж картин Матисса, находящихся в музеях России.

Литература:

  1. М.И. Картавцева, И.С.Чернышева «Уроки МХК 11 класс». Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2003.
  2. Е.П. Львова, Д.В.Сарабьянов, Е.П.Кабкова, Н.Н.Фомина, В.Д.Хан-Магомедова, Л.Г.Савенкова, Г.И.Аверьянова «Мировая художественная культура.XX век. Изобразительное искусство и дизайн» - СПб.: Питер,2007.
  3. О.Г.Ойстрах, Т.Г. Демидова Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток». ООО «Фирма МХК», Москва,2001.
  4. «Художественная галерея» №49,2005.