Методологический аппарат науки

Разделы: Общепедагогические технологии


Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: фломастеры, ватманы, листы бумаги, термины на доске.

Цель: обеспечить понимание логики научного исследования и подготовить студентов к формулировке методологического аппарата по теме собственной исследовательской работы.

Задачи:

  • систематизировать представления о логике организации научно-исследовательской работы;
  • способствовать развитию умения работать в группе;
  • формировать монологическую речь научного характера, умение доказывать свою точку зрения.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие студентов. Разделение на 4 группы. Проговаривание правил работы в группах. Настрой на урок.

Актуализация знаний, целеполагание, мотивация.

Устная фронтальная работа: Прочитать слова с доски (проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи). О чём вам говорят эти слова? Что объединяет эти термины? Сформулируйте тему занятия. (Тема записывается на доску). Почему эти термины в такой последовательности? (если студенты затрудняются ответить на последний вопрос, его можно поставить и в конце следующего задания).

Задание для всех групп: Терминам дать краткое определение, сформулировать в форме вопросительного предложения. Оформить на ватманах.

Проверка. Обсуждение: определение какой группы коротко раскрывает суть понятия. Наиболее удачное определение записываем в тетрадях. Возможный вариант ответов:

Проблема – Что надо изучать из того, что ранее не было изучено?

Тема – Как это назвать?

Актуальность – Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Объект исследования – Что рассматривается?

Предмет исследования – Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, функции раскрывает данное исследование?

Цель – Какой результат исследования намерен получить?

Задачи – Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Рефлексия, целеполагание: Что мы сейчас повторили? С какой целью? На каком этапе исследовательской деятельности студент должен формулировать методологический аппарат по научной работе? Сформулирован ли он у вас? Почему? Что бы вы хотели узнать на занятии?

Практические задания.

1-е задание: Ответить на вопросы, выполнить задания.

Задание для 1-й группы: В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.

Задание для 2-й группы: Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идёт речь в следующих фрагментах, обоснуйте свой ответ:

  • Коллектив педагогов и учащихся средней школы №5 г. Тюмени.
  • Процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением.
  • Психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронических больных в оздоровительно-образовательном центре.
  • Зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

Задание для 3-й группы: Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

  • Формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога.
  • Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

Задание для 4-й группы: Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

  • Педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р.Штайнера) к особенностям российской действительности?

Проверка. Обсуждение.

Рефлексия: Какие знания мы сейчас закрепили? Что не надо путать с объектом и предметом исследования?

2-е задание для всех групп: Соответствует ли объект исследования к данной теме? Обоснуйте свой ответ.

Тема: Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий искусством.

Объект: Процесс восприятия художественного образа детьми школьного возраста.

Проверка. Обсуждение.

Рефлексия: Какие знания мы увидели на данном примере? Что надо учитывать при формулировке объекта и предмета вашего исследования?

3-е задание для всех групп: К данной теме найдите соответствующий объект, предмет и цель.

Тема: Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях берестяным ремеслом.

А) Процесс пробуждения познавательного интереса учащихся к технологии традиционного вида занятий.

Б) Методика организации познавательной деятельности на интерес к традиционным занятиям.

В) Средства, способствующие эффективному развитию познавательного интереса на занятиях берестяным ремеслом.

Г) Нетрадиционные методы обучения технологии традиционного ремесла.

Д) Определить условия эффективности применения нетрадиционных методов обучения традиционным ремеслом.

Проверка. Обсуждение.

Рефлексия: Что мы сейчас закрепили? Что является объектом и предметом исследования для частных методик? С помощью каких слов формулируется цель исследования?

4-е задание: Найдите и исправьте ошибки в данном фрагменте введения выпускной квалификационной работы (курсовой работы).

Задание для 1-й группы:

Тема: Активизация мыслительной деятельности учеников при проведении опытов на уроках природоведения.

Объектом нашего исследования являются учащиеся, учебники и программы.

Предмет исследования – мыслительная деятельность учащихся через опыты, анализ программ и учебников.

Мы выдвинули гипотезу – активизация мыслительной деятельности учеников при проведении опытов на уроках природоведения, вызвать интерес к предмету. Отсюда и были определены следующие задачи:

  • Изучить теоретический материал по данной проблеме.
  • Изучить опыт работы по названной теме (теоретически и практически).
  • Проанализировать программы и учебники по вопросу места и значения опытов в формировании знаний, умений и навыков и развитие познавательной активности.
  • Поставить опыт на уроках природоведения, пронаблюдать проведение опытов детьми, провести анализ влияния опыта на познавательную активность учащихся.

Задание для 2-й группы:

Тема: Формирование познавательного интереса младших школьников через нетрадиционные формы обучения.

Цель написания работы определяется следующим образом: изучить и составить теоретическую часть по теме и адаптировать теорию в ходе прохождения преддипломной практики.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  • изучение проблемы по данной теме;
  • наблюдение опыта учителей;
  • применение нетрадиционных форм организации учебного процесса.

При написании квалификационной работы были использованы следующие методы:

  • изучение и анализ литературы;
  • беседа учителя по данной теме;
  • наблюдение за учащимися на уроках;
  • тестирование;
  • анализирование результатов эксперимента;
  • проведение уроков в нетрадиционной форме.

Гипотеза формулируется следующим образом: нестандартная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, развивает активность учащихся и познавательный интерес к предмету.

Предметом исследования является нестандартная форма обучения, а объектом – процесс обучения природоведению при помощи нестандартных уроков.

Задание для 3-й группы:

Тема: Работа с текстом-рассуждением в начальной школе.

Объектом исследования нашей работы является процесс обучения созданию текстов-рассуждений. Предметом исследования можно назвать методы и приёмы, формирующие умение создавать различные тексты-рассуждения. Цель: определить содержание работы по обучению детей создавать текст-рассуждение.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  • выявить значение текста, как основной единицы речи;
  • сравнить подходы к изучению понятия «текст» разных авторов;
  • определить значение работы с текстом в начальной школе;
  • выделить основные категории текста и типы текстов;
  • ознакомиться с особенностями текста-рассуждения;
  • выделить этапы формирования умений создавать текст-рассуждение в начальной школе;
  • разработать методические рекомендации по работе с текстом-рассуждением;
  • определить уровень сформированности умений детей строить текст-рассуждение;
  • разработать тематическое планирование для обучения детей созданию текстов-рассуждений;
  • учить детей создавать различные тексты-рассуждения;
  • выявить эффективность приёмов, способствующих обучению создавать тексты-рассуждения.

В ходе исследования были использованы следующие приёмы:

  • изучение теоретической и методической литературы;
  • анализ и оценка изученной литературы;
  • изучение опыта работы над рассуждением через анализ методических пособий и статей;
  • беседа с учителем с целью выявления знаний детей о тексте-рассуждении;
  • опрос учащихся;
  • тестирование;
  • проверка и анализ работы учащихся;
  • эксперименты (констатирующий, формирующий, контрольный).

Задание для 4-й группы:

Тема: Особенности организации коллективной работы на уроках технологии.

На сегодняшний день коллективное обучение в школе мало применимо, но в то же время она воспитывает в детях чувство ответственности, взаимопомощи, отношения к жизни, обществу, у детей складываются отношения дружбы, вырабатываются нормы и навыки общественного поведения, в связи с этим данная тема обязана быть актуальной, т.к. современному обществу нужны личности с развитыми духовными ценностями и психическими процессами.

Цель курсовой работы: особенности организации коллективных работ на уроках технологии в начальных классах.

Объект исследования: формы организации коллективных работ на уроках технологии.

Предмет исследования: учебный процесс, направленный на организацию коллективных способов обучения на уроках технологии начальных классах.

Задачи:

  • определить роль коллектива в трудовой подготовке школьников.

Проверка. Обсуждение.

Рефлексия: Какие ошибки чаще всего встречаются в студенческих исследовательских работах?

Обобщение.

  • Какие понятия мы повторили?
  • Зачем мы это сделали?

Домашнее задание.

Сформулировать актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования по своей теме курсовой работы.

Итог занятия.

Индивидуально написать о занятии:

  • одно существительное;
  • два прилагательных;
  • три глагола;
  • одно предложение;
  • слово, отражающее ваше состояние.