Урок изобразительного искусства по теме "Автопортрет в стиле русской матрешки"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели урока:

Способствовать развитию художественных способностей учеников. Расширить представления учащихся об истории возникновения русской матрешки. Научить внимательному отношению к изображаемому объекту и представлению его в стилизованном виде.

Материалы и принадлежности:

  1. Макеты “Контур матрешки” и “Стандартные пропорции человеческого лица”. (Готовит педагог.)
  2. Плотная бумага (акварельная или чертежная), простые карандаши, ластик, акварельные или гуашевые краски, палитра, баночка для воды, кисти, промокательная бумага, зеркальца – по одному каждому ученику. (Приносят ученики.)
  3. Цветные картинки с изображениями русских матрешек – как старинных, так и современных.

План урока:

  1. Подготовка к работе.
  2. Теоретическая часть. Пропорции человеческого лица. Русская матрешка – история и современность.
  3. Объяснение практического задания.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов урока.

Такой урок может проводиться в любом классе общеобразовательной школы. В данном случае предлагается урок для учеников начальной школы. Начинается он с организационной части. Поскольку предстоит работать с красками, необходимо приготовить все исходные материалы и принадлежности. Учитель, сообщив ученикам тему занятия, переходит к объяснению теоретического материала.

Учитель: Ребята! Кто из вас знает – что такое автопортрет?

Ученики: Это портрет, на котором человек изображает сам себя.

Учитель: Правильно! Сегодня мы с вами займемся рисованием автопортрета. Для этого я попросила вас принести зеркала.

Ученики: Но мы же не художники! У нас не получится нарисовать себя, чтобы было похоже!

Учитель: Да, сделать это непросто. Но я вам помогу: прежде чем мы приступим к рисованию, расскажу, как правильно изобразить человеческое лицо. Ваши автопортреты будут необычными: мы их нарисуем в стиле матрешки. Кто из вас видел матрешку?

Ученики: Все! Это такая детская игрушка! Матрешки вставляются одна в другую.

Учитель: Совершенно верно! Матрёшка – это пустая деревянная ярко раскрашенная игрушка, в которую вставляются другие такие же игрушки меньшего размера. Далее учитель рассказывает об истории возникновения русской матрешки. (Приложение 1)

Учитель: Матрешка рисуется стилизованно. Это значит, что передаются самые важные, самые запоминающиеся черты лица и всей фигуры.

Как я и обещала, прежде чем вы приступите к рисованию, давайте посмотрим, как же правильно изобразить лицо. Возьмите, пожалуйста, макет, который называется “Стандартные пропорции лица человека”. Что такое стандартные? Это значит такие, которые встречаются у большинства людей. Но вы понимаете, что все люди разные, поэтому у каждого человека будут свои пропорции. А что такое пропорции? Знаете?

Ученики: Нет!

Учитель: Пропорции – это соотношения частей между собой. Что шире – нос, рот или глаз? А, может быть, они одинаковые? (Показывает на макете или на своем лице). Где находится средняя точка лица? Насколько высота лица больше ширины? Все это и есть пропорции. Теперь понятно?

Ученики: Да!

Учитель: На нашем макете – лицо взрослого человека. (Рис. 2)

Рис. 2. Пропорции лица взрослого человека.

Оказывается, длина глаза и расстояние между глазами равны (отрезок а на Рис. 3). Видите? А еще расстояние между верхней границей лба и линией бровей равно расстоянию от этой линии бровей до нижней точки носа и оно же равно расстоянию от нижней точки носа до края подбородка. То есть если мы лицо взрослого человека разделим по высоте на три равные части, мы как раз и найдем эти точки. А давайте посмотрим, где находится центральная точка лица?

Ученики: Наверное, в середине носа.

Учитель: Нет, эта точка находится на переносице (показывает). А теперь сравните лицо на макете и лицо соседа по парте. Чем они отличаются?

Ученики: У детей выше лоб, шире глаза, меньше нос и лицо более круглое.

Учитель: Совершенно верно! Надо сказать, что различаются пропорции лиц не только у взрослых и детей, а еще у пожилых людей и даже есть различия между пропорциями в лицах мужчины и женщины. Домашнее задание: посмотрите внимательно на лица взрослых мужчины и женщины, пожилых людей и малышей. На следующем занятии мы с вами обсудим, как пропорции их лиц отличаются друг от друга и от нашего макета. Для этого задания макет после урока вы заберете домой.

Далее учитель переходит к объяснению практического задания.

Учитель: Прежде чем вы будете рисовать матрешку, возьмите зеркальце и внимательно посмотрите на свое лицо. Оно отличается от макета?

Ученики: Да!

Учитель: Тогда мы берем карандаш и прямо на макет вносим исправления. Внимательно посмотрите на форму ваших глаз. Подняты или опущены уголки? Какое расстояние между глазами и бровями? Какая форма бровей? Нос шире глаза, уже или такой же? Какой формы ваши губы? Каких размеров рот и как он соотносится с носом? Прежде чем рисовать, изучите свое лицо повнимательнее.

Даю вам несколько минут исправить макет, чтобы на нем появилось ваше лицо. Не бойтесь рисовать смело, изображение должно быть хорошо видно. Конечно, вы понимаете, что приятнее будет видеть улыбающуюся матрешку, поэтому можете изучать в зеркале свою улыбку.

Учитель ходит по рядам и проверяет, как ведется работа. Это задание совсем не сложное, но у учеников может вызвать неуверенность в своих силах на начальном этапе. Здесь главное – не делать рисунок вместо ученика, а позволить ему внимательно изучить себя в зеркало, задавая наводящие вопросы, и правильно отобразить увиденное на макете.

А теперь возьмите макет “Контур матрешки” (Рис. 3), чистый лист и нарисуйте на этом листе матрешку. Она должна быть округлой, ровной, не должна падать в стороны. Приступаем.

Рис. 3. Контур матрешки.

Следующий этап работы – перенесение с исправленного макета лица на получившуюся матрешку. Постарайтесь черты лица делать очень просто, как у тех матрешек, что мы с вами видели на цветных картинках. Но форму и пропорции вы должны передать те, что есть на ваших макетах.

Далее оформляем остальную часть матрешки: волосы, туловище, руки, ноги. Ученики могут изобразить себя в реальной одежде, а могут придумать сказочную – яркую или цветастую. Могут показать реальную прическу или спрятать ее под шапкой или платком. Все зависит от фантазии ребенка. Часто возникает вопрос: как лучше изобразить руки? Обычно у матрешек рисуют кисти рук с пальцами вместе, как варежку, это упрощает задачу. Есть много вариантов: дать в руки цветы, портфель, котенка или игрушку; поместить руки за спину или в карманы и так далее.

Педагог должен внимательно отнестись к этапу обобщения и стилизации изображения. Сама игрушка задает стиль рисования, поэтому желательно, чтобы рисунки были графичными, без полутонов. Для этого можно еще раз предложить ученикам посмотреть работы мастеров народных промыслов. Если занятие проходит в 1-м или 2-м классе, можно мелом на доске нарисовать примеры формы глаз, носа и рта, чтобы дети лучше понимали, что такое стилизация.

Оформление работы производится акварельными или гуашевыми красками. Лицо можно прорисовать остро заточенным карандашом, потому что в начальной школе ученикам еще пока трудно работать тонкой кистью.

Урок завершается подведением итогов. Еще раз обобщаются полученные знания и творчески оцениваются результаты работы. Ребята с большим интересом наблюдают за тем, чья матрешка больше похожа на ее автора, чья – меньше. Обычно это весело и занятно. Работа хороша еще и тем, что, с одной стороны, дает неограниченные возможности для фантазии, с другой – тем, что работа учит внимательному отношению к изображаемому объекту и к окружающему миру в целом. После такого урока дети непременно захотят рассказать о полученных знаниях друзьям и родителям и, возможно, дома проверить теорию на практике и даже изобразить в виде матрешек всю семью. (Рис.4)

Рис. 4. Итоги урока.

Если есть возможность провести несколько уроков на эту тему, то можно более подробно остановиться не только на истории рождения матрешки, но и на промыслах: рассказать, чем различаются сергиево-посадская, семеновская, полохов-майданская и другие матрешки, поговорить о технологии и т.д. Материала на эту тему достаточно. Но поскольку в данной работе речь идет об одном уроке, подробно говорить о промыслах не стоит, иначе может не хватить времени на основную работу. Матрешки, если они делаются в канун Нового Года, могут стать елочными игрушками. Для этого их надо наклеить на плотный картон и вырезать по контуру, приделав сверху петлю из нитки. Если такая матрешка рисуется накануне 8 Марта, ее можно наклеить на цветной фон – будет замечательная открытка для мамы и так далее. А еще такими матрешками можно украсить класс.