Конспект урока по русскому языку в 4-м классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных (4 урок по теме).
  • Развивать умения применять правило.
  • Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Задачи урока – создать условия для:

  • раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже;
  • совершенствования правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
  • развития навыков орфографической зоркости (все изученные орфограммы), развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;
  • воспитания навыков самостоятельной работы, навыков работы в парах. Воспитание общечеловеческих качеств: уважение, терпение, наблюдение.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка тетрадей к работе.

Проверяют готовность и порядок на столе.
Запись числа, темы в тетрадь.

На столе: учебники, тетради, задания для самостоятельной работы, карточки, таблицы с падежными окончаниями.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Тема на доске.
– Прочитайте тему урока.

– Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

 

Целеполагание.

– Какой урок по теме?
– Где мы находимся на «лестнице знаний»?

–Четвёртый.
Учащиеся определяют уровень
своих знаний и умений.

Учитель может подтвердить знания и умения учащихся результатами самостоятельной работы.

– А что мы знаем?

– Алгоритм правописания безударных падежных имён существительных.
– Окончания в Р., Д., П. падежах.
– Окончания в В. падеже.

 

– Умеем?

– Пользоваться алгоритмом.
– Писать и доказывать окончания в Д, Р, П, В падежах.

 

– А как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

– Совершенствовать свои знания.
– Узнаем о правописании безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.

Учащиеся высказывают каждый свою задачу по теме урока.

– Какие качества понадобятся вам на уроке?

– Уважение, терпение, наблюдение и т.п.

На доске появляется запись:
Знаем:
Умеем:
Сегодня на уроке:

3. Этап усвоения новых знаний.

– Раскроем секрет правописания падежных окончаний в каком падеже?

– Т. п.

Повторение падежей, склонений.

– Что мы знаем об этом падеже?

– Вопросы: кем? чем?
Предлоги: с, за, под, над, между.
Дополнительное слово: доволен.

 

Задание.
Просклоняйте И. сущ.

 

аллея

класс

дверь

 

1

2

3

И.

аллея

класс

дверь

Р.

аллеи

класса

двери

Д.

аллее

классу

двери

В.

аллею

класс

дверь

Т.

аллеей

классом

дверью

П.

об аллее

о классе

о двери

 

Работа у доски.

– Примеры: 1-е скл. М. р., 2-е скл. С. р.

– Вывод: в Т.п. окончания
-ей, -ом, -ю.

 

– Заполним таблицу окончаний.

Дополняют таблицу:
-ой, -ём.

Таблица на доске, у каждого учащегося.

Физминутка.

 

 

 

4. Этап закрепления новых знаний.

Задание.
– Поставьте и запишите И.сущ. в Т.п.
Гараж, Даша, ландыш,
лапша, малыш, задача, хитрец, страница, Иванович, пшеница, ткач, свеча, саранча.
Создание проблемной ситуации.

 

Работа в парах.

– Какие окончания написали в словах ткачом, саранчой.
Почему?

Детям непонятно. Они делают предположение.

Учитель дарит секрет орфографии: (правило в справочнике).

– Вывод: Какие окончания необходимо помнить в Т.п.

 

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипяших и ц под ударением пишется о, а без ударения е.

5. Этап совершенствования ЗУН по теме и изученным орфограммам.

Задание.
Доказать безударные падежные окончания имён существительных.
Учебник. Стр. 21, упр. 195 или доп. упр. 128.
Задание.
Дополнительное упр. 126.

Комментирует каждый учащийся.

Работа по алгоритму

6. Этап проверки ЗУ.

– Проверим свои ЗУ по теме.

Выберите для себя задание.

– творческий, сложный.

К данным прилагательным подберите имена существительные, оканчивающиеся на шипящую или Ц.
Запишите полученные словосочетания в Т.п.
Талантливый, весёлая, храбрый, ясный, прилежная, новая.

  – усложнённый.

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в Т.п.
Выделите окончания.
Любоваться (столица), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лисица), следит (птица), свернулась (кольцо).

– простой.

Вставьте пропущенные окончания.
Определите склонение, падеж. Подпишите.
Чертеж…м, ковш…м, пляж…м, кумач…м, грач…м, страниц…й, завуч…м, медведиц…й, рысц…й, пловц…м, Петрович…м, борщ…м, гостинц…м.

Выбирают задание и выполняют.

Дифференциация по уровню сложности учебного материала.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

– Проверим, выполнили ли мы задачи урока?
– Что выяснили?
– Что можно сказать о наших знаниях и умениях?
– Поднялись ещё на одну ступеньку лестницы знаний?
Домашнее задание: стр. 26, упр. 4.

 

Работа у доски.
Оценка деятельности учащихся.