Интегрированный подход в развитии экологической и музыкальной культуры ребенка. Конспект интегрированного занятия "У природы нет плохой погоды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш детский сад работает с приоритетным направлением по экологическому воспитанию дошкольников. Наши педагоги тесно сотрудничают друг с другом. Занятия по экологическому воспитанию проводит педагог- эколог совместно с воспитателем, но кроме специальных занятий по экологии мы часто проводим музыкально- познавательные, фольклорные, интегрированные занятия, занятия- развлечения на экологические темы, и тогда мне, как музыкальному руководителю отводится немаловажная роль. Тогда и музыка и другие виды искусства становятся целенаправленными и целесообразными.

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания. Окружающий мир многообразен, это и семья. И детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.

Воспитание музыкальной культуры детей также имеет важное значение, и не только для развития музыкального, но и общего развития ребенка. В результате развития музыкальной культуры у ребенка формируются способности ценить красоту не только в искусстве, но и в окружающей их жизни.

Одним из путей формирования культуры ребенка (экологической и музыкальной) являются интегрированные занятия. Интеграция разных видов искусств обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности (музыкальной, изобразительной, танцевальной, экспериментальной) и искусства.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую действительность, увидеть её красоту и неприглядные стороны.

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников.

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

В качестве примера вниманию коллег представляю сценарий интегрированного занятия “У природы нет плохой погоды” в подготовительной группе.

Цель: формирование знаний детей о явлениях природы в разное время года.

Задачи:

  1. Учить передавать настроение, характер музыки в пении, в танце, рисунке; создавать собственные танцевальные импровизации.
  2. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения; развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности.
  3. Через прекрасное воспитывать в детях доброе начало и бережное отношение к природе.

Оборудование и материал: аудиокассеты с записью музыкальных произведений, магнитофон; кукла (принцесса музыки) с “волшебной” палочкой в руках, ткань синяя, цветная или белая бумага для конструирования, шапочки для детей цветов и насекомых. Материалы для изобразительной деятельности: кисти, акварель, бумага.

Ход занятия

Дети под спокойную музыку заходят в музыкальный зал, становятся полукругом. Музыкальный руководитель и дети здороваются, исполняя песню-попевку “День добрый” (муз. К.Андреаса // Музыкальный руководитель.-2004.-№2.-С.18).

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла принцесса музыки, у нее есть волшебная палочка. (Показывает куклу, в руках у куклы “волшебная палочка”)

Сегодня принцесса поможет нам совершить удивительное путешествие в мир природы. Но прежде чем отправиться в путешествие, скажите, какие времена года вы знаете? А какое сейчас время года?

Дети. Осень, зима, весна, лето.
Муз. руководитель. А какое время года вам больше нравиться? (Ответы детей.)
Муз. руководитель Разная погода - в разное время года! И мы сейчас с вами отправимся в осень. Педагог берет в руки куклу, “взмахивает” волшебной палочкой и говорит “Раз, два, три! Нас в осень отнеси!

1-ый ребенок.

Осень, осень в гости просим!
Идет осень с перелетным журавлем,
С листопадом и дождем!

2-ой ребенок.

Пришла осенняя пора –
Дождик льет как из ведра!

Дети занимают места рядом с фортепиано.

Муз. руководитель. Осень бывает разная!

- Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь!
- А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Сейчас вы услышите произведение знакомого вам композитора П.И.Чайковского, которое называется “Осенняя песнь”. У Чайковского есть сборник, называется “Времена года”. В нем столько пьес, сколько месяцев в году - двенадцать. Каждая пьеса имеет название определенного месяца и подзаголовок, например: Апрель “Подснежник”, Ноябрь “На тройке”, Октябрь “Осенняя песнь”. Послушайте и скажите, о какой осени (ранней или поздней) рассказывает музыка?

Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано “Осеннюю песнь” П.И.Чайковского

Дети. Музыка рассказывает о поздней осени.
Муз. руководитель. Как вам музыка подсказала?
Дети. Музыка жалобная, тоскливая, хмурая.

Муз. руководитель. Правильно. Дует холодный ветер. И в музыки можно услышать и порывы ветра (исполняется фрагмент), и как падают листья (фрагмент), и как накрапывает дождь (исполняется фрагмент). А сейчас я вам прочту два стихотворения об осени, вы послушайте и скажите, какое из стихотворений созвучно с музыкой П. Чайковского?

1.

Задрожали листы, облетая.
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу. (А.Фет)

2.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера! (Ф.И.Тютчев)

Музыкальный руководитель второй раз исполняет “Осенняя песнь”.

Дети. С музыкой Чайковского созвучно первое стихотворение. Оно тоже унылое, грустное, тревожное.
Муз. руководитель. Когда стоят пасмурные дни, дети просят (исполняется русская народная закличка “Солнышко”):

Солнышко, солнышко
Выгляни на бревнышко.
Сядь на пенек
Разгуляй весь денек.

Муз. руководитель. И вот солнышко послушало песенку, выглянуло из-за тучки, да и позолотило деревья огненным золотом.

Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.

Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром.

Давайте, ребята мы попросим принцессу, чтобы она взмахнула своей волшебной палочкой и превратила нас в листочки! (Музыкальный руководитель берет в руки куклу, двигает её рукой, как будто кукла машет волшебной палочкой и произносит слова “Раз, два, три, ребят в листочки преврати!”)

Исполняется музыкально-хореографическая композиция “Листопад” (муз. А.Петрова “Пьеса из кинофильма “Берегись автомобиля”)

Муз. руководитель. Какие яркие танцующие листочки! Какой красивый листопад! (Принцесса музыки “превращает” “листочки” обратно в ребят, дети садятся на свои места.)

- Но вот холоднее становится. Стали дни короче, холоднее ночи. А тут уж и зима подошла.

Здравствуй русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй матушка – зима!

Музыкальный руководитель загадывает “музыкальную загадку, сыграв начало песни “Это наша русская зима”, музыка и слова Г.Гусевой. (Музыкальная палитра.-2006.-№5.-С.27. Дети отгадывают и исполняют песню)

Муз. руководитель. Ребята, а какие приметы зимы вы знаете?
Дети. Идет снег, на улице очень холодно, мороз, дни короткие, а ночи длинные и др.

Ребенок.

Зимушка – зима морозная,
Студеная вьюжная, грозная.
Зимушка колючая,
Кружит снежной тучею,
Снегом природу наряжает,
Песню игриво запевает.
Морозко скачет, всех пугает,
Да весело подпевает.

Ребенок.

Мороз велик – стоять не велит.
Мороз через дуб перерос, береги свой нос!
То ли с - под снега, то ли с неба-
Снегу насыпало.
Идем во дворы
Бабу снежную лепить!

Муз. руководитель.

А вы дети, во что зимой играете?
Какие веселые игры знаете?

Дети называют зимние развлечения: катание на санках, на коньках, на лыжах, с горки; играют в снежки, лепят снеговиков.

Исполняется песня-игра “Снег-снежок” (муз. и сл. Е.Макшанцевой // Макшенцева Е.Д. Детские забавы. - М.:Просвещение, 1991г.)

Муз. руководитель. Все рады проказам матушки зимы! Мороз румянит щеки и поднимает настроение. Но зимой бывают и такие дни, что носа на улицу показывать не хочется.

Закружила пурга да вьюга - ничего не видно в округе.
Поземка бежит по снегу, и нету следу.

В аудио записи звучит завывание метели.

Муз. руководитель. Но как зима не злится. Как всех не пугает, а весною все тает.

Тает снежок, оживает лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

Дети. Это бывает весной.
Муз. руководитель. Помоги нам, принцесса в весну попасть. Раз, два, три, в весну попади!

А весной солнышко пригревает, землю воскрешает!

Дети исполняют попевку “Солнышко”:

Солнышко снова просим:
Выйди поскорее.
Чтоб сады и луга
Вновь зазеленели.

Дети выполняют упражнения на релаксацию “Солнечный зайчик” (ребята ложатся на ковре, кругом (головами в круг, руки вытянуты вверх) В аудиозаписи звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского “Подснежник” из цикла “Времена года”. На фоне музыки музыкальный руководитель начинает говорить.)

Муз. руководитель. Высоко, высоко на небе живет солнышко (дети спокойно лежат)

И вот однажды пустило солнышко на землю солнечного зайчика.

Прыгнул зайчик ребята на носик.

- Здравствуй носик! (дети кладут пальчики себе на нос и начинают потирать его).

Понравилось солнечному зайчику на носике, мягкий носик!

Но зайчику долго не сиделось на месте, и он отправился дальше.

Прыгнул на щечки

- Здравствуйте щечки”! (дети гладят щечки).

Затем зайчик прыгнул на руки (поглаживают руки)

На грудку, на животик (поглаживают грудь и живот)

- Бр, бр, бр – сказал животик зайчику.

Но вдруг на горизонте показалась тучка. Солнечный зайчик испугался, что не успеет вернуться к солнышку, поэтому поспешил.

- До свидания животик!
- До свидания щечки!
- До свидания мягонький носик!
- До свидания лобик!

Педагог называет части тела, а дети массируют (поглаживают) их и возвращаются в исходное положение.

Затем исполняется музыкально-хореографическая зарисовка “Ручеек”, под музыку Э.Грига “Утро”. Дети изображают сначала большой сугроб. Потом сугроб начинает “таять”…И вот сугроб совсем растаял, и побежали ручейки. Сначала маленькие ручейки, затем ручейки становились все больше и больше и вот, наконец, они соединились в один большой ручей. И зажурчал и побежал большой ручеек!

Для этой зарисовки я использовала голубую, легкую ткань. Сначала дети изображали сугроб, сделав большой круг, и обхватив друг друга за пояс в полный рост. Когда сугроб “ таял” дети опускались ниже, потом еще ниже. И в итоге дети оказались в положении сидя на корточках. Я взяла ткань и стала на носочках бежать за кругом, задевая рукой ребят за плечо и расправляя ткань по всей длине. Кого из детей я задевала, брались за ткань и начинали бежать вместе со мной, и так пока все дети не зацепились за ткань. В итоге получился большой, красивый ручей. Затем мы с ребятами опустили эту ткань на пол и разложили её по все длине.

Воспитатель. Ребята, какой замечательный ручеек у вас получился! Глядя на него, я сразу вспомнила: когда я была маленькой девочкой, я любила из бумаги делать кораблики, а затем пускала их в ручейки, которые бежали по нашей улице. Давайте и мы сейчас с вами сделаем кораблики и пустим их в наш ручеек.

Дети вместе с воспитателем из бумаги конструируют кораблики, а затем “пускают” их в ручеек.

(Желательно, чтобы бумага была цветная, тогда на голубом фоне ручейка, получается красивая картинка.)

Муз. руководитель. Хорошо, когда дует теплый ветерок, когда солнышко, первая зелень, тогда и дождик лишним не бывает.

Ребенок.

Дождик, дождик пуще,
Брызни в поле гуще,
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.

Муз. руководитель. А еще весной перед дождем молнии в небе сверкают, да гром гремит, пугает. Первый гром весною – признак наступления тепла.

И вот наступает лето! Помоги нам, принцесса, мы хотим в лето попасть.

Муз. руководитель. А какие приметы нам говорят о том, что наступило лето?
Дети. Солнце светит жарко; на улице тепло и жарко; цветут цветы; бабочки летают и т.д.
Муз. руководитель. А сейчас, принцесса преврати нас в цветы и бабочки.

Детям на голову одеваются шапочки. Мальчикам шапочки цветов, а девочкам шапочки бабочек. Исполняется танцевальная импровизация “Цветы и бабочки”.

Муз. руководитель. Хорошо на лугу! Цветы цветут, бабочки летают, так и хочется на такой полянке хороводы водить.

Дети водят хоровод “Земелюшка - чернозем”

Муз. руководитель.

И снова осень, зима, весна, лето-
Каждый год повторяется это!
Всякие природные явления
Мы встречаем с разным настроением!

Мы сегодня побывали во всех временах года. И заметили, что в каждом времени года бывают разные настроения. Ребята, давайте мы сейчас с вами нарисуем разное настроение в разное время года.

Дети делятся на подгруппы по временам года (получилось четыре группы). Ложатся на ковре и рисуют (каждая подгруппа на своем листе) свое время года с разным настроением.

По окончанию работы, делается оценка выполненным рисункам и выставка работ в группе.

Муз. руководитель.

В природе все явления взаимосвязаны:

Жара не пугает,
Мороза не боимся.
В природе все бывает
И все мы веселимся.
У природы нет плохой погоды!

Прощаются с принцессой музыки, благодарят её за интересное путешествие и уходят в группу.

Список используемой литературы:

  1. Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста.- Волгоград: Учитель, 2006г.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. - М.: ЦГЛ, 2005г.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями. – 2-е изд.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006г.
  4. Зацепина М.Б. Реализация “Программы воспитания и обучения в детском саду” // Музыкальный руководитель.-2007.-№8,-С.2
  5. Мерзлякова С.И. Комплексные и интегрированные занятия./ Музыкальный руководитель.-2008.-№3.-С.2
  6. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2007г.