Интегрированный урок (чтение + музыка) во 2-м классе по теме "В.Хмельницкий «Дождь в лесу»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательная.

  • Сформировать у учащихся оценку (мировоззренческую, эстетическую) события, происходящего в сказке.
  • Вызвать чувство восхищения гармонией природы.
  • Уметь применять полученные знания.

2. Воспитательная.

  • Формирование интереса к литературе и музыке.
  • Воспитание доброты.
  • Формирование ответственности и развитие требовательности к себе и товарищам, умение работать в группе.

3. Развивающая.

  • Развитие аналитико - синтезирующего мышления, познавательных умений, творческих способностей.

Оборудование: Иллюстрации к сказке, маски сказочных персонажей.

Ход урока

1. Оргмомент. (Звучит мелодия песни “Сказочная страна”.)

- Слышите эти звуки? Они зовут нас в путешествие в сказку. Сегодня у нас необычный урок. Мы подружимся с новыми сказочными персонажами и поможет нам в этом – музыка. Но прежде, мы должны подготовиться к путешествию и познакомиться с нашими попутчиками.

2. Артикуляционная гимнастика. (Проводит учитель музыки.)

Скороговорка: “Волки рыщут, пищу ищут”.

Проговаривание скороговорки с движениями рук и с разной интонацией. По методу Федоренко. А затем под музыку “быстро” – “медленно”.

3. Подготовка к объяснению нового материала.

(На доске рисунки волка, бабочки, лягушки, крота, кузнечика.)

- Ребята, эти животные сегодня будут нашими попутчиками. И мы должны о них узнать побольше. Для этого дома вы приготовили загадки, пословицы, стихи об этих животных. Итак, первый волк. (Ответы детей).

- А теперь угадайте, кто это? Вот зелёная квакушка и зовут её (Дети хором: “лягушка”). Молодцы! А теперь расскажите то, что вы приготовили о лягушке? (Дополнения детей.)
- Кто из вас приготовил загадки о бабочке или кузнечике? (Ответы детей.)
- Об этом сказочном персонаже, я хотела бы поговорить подробнее. Кто это? (Крот.) Опишите его по схеме: Какой? На кого похож? Чем отличается?
- А сейчас для вас другие загадки – музыкальные.

(Звучат музыкальные темы.)

- Послушайте и ответьте, кого вы представляете? Как догадались? Как музыка помогает узнать героя? Что она передаёт, выражает?

(Характер, настроение, чувства, внутреннее состояние героя.)

4. Объяснение нового материала.

- Ребята, какие вы помните сказки, героями которых были наши попутчики? (“Дюймовочка” Г.Х. Андерсена, “Лягушка – путешественница”, “Лиса, волк и медведь” и т.д.)
- Виктор Хмельницкий написал сказку, где есть и волк, и бабочка, и кузнечик, и крот, и лягушки. Она называется “Дождь в лесу”.

(Чтение сказки “про себя”, а затем вслух – хорошо читающий ребёнок.)

- У меня к вам вопрос: каким бывает дождь? (Ответы детей)
- О каком дожде говорится в сказке? (О летнем.)
- Мы с вами знаем песенку о дожде. Давайте споём её. О каком дожде в ней говорится?
- А сейчас прочитаем сказку ещё раз и подумаем о том, каким было настроение героев вначале и в конце сказки.

(Повторное чтение.)

- Итак, у бабочки, кузнечика и волка настроение сначала было.. (грустное), а потом..(весёлое)
- А у крота? (Наоборот, сначала весёлое, а потом – грустное.)
- А у лягушек? (Весёлое.)

5. Подготовка к инсценировке сказки.

- Скажите, а могли бы мы сыграть эту сказку на сцене? (Нет, сначала нужно написать пьесу.)
- А кто пишет пьесы? (Сценарист.)

- А чем она отличается от других литературных произведений? (Пьеса – это литературное произведение для постановки на сцене. В ней перечисляются действующие герои, есть ремарки и диалоги.)

- Ну что ж, сегодня я буду сценаристом, вы – артистами, а учитель музыки – аккомпаниатором. А так как урок чтения у нас сегодня музыкальный, то и герои будут не только говорить, но и петь. Какой вы знаете музыкальный жанр, где все герои поют? (Опера, музыкальная сказка.)

6. Постановка сказки.

Дождь в лесу.
По одноимённой сказке В. Хмельницкого.
Пьеса в трёх действиях.

Действующие герои:

Сиреневая бабочка;
Зелёный кузнечик;
Крот;
Волк;
Лягушки.

Действие первое.

(Лесная поляна. Идёт дождь.)

Песенка дождя:

Дождь шумит
Стучит и бьётся
По лесным дорожкам вьётся
Зябко, холодно в лесу.

(Бабочка, Кузнечик и Волк мокнут под дождём. Им холодно.)

Бабочка:

Под листочком я сижу,
На шумящий дождь гляжу.
Мокнет Бабочкин наряд.
Замерзают все подряд.

Кузнечик:

Я зелёным был всегда,
Но кругом шумит вода.
И от холода, без дел
Здесь ещё позеленел.

Волк:

Я большой и шерсть густая,
Но и я здесь замерзаю!
Вот послушайте-ка сами,
Как я лязгаю зубами.

Действие второе.

(Крот сидит в своей норе.)

Ведущий:

И только кроту всё было нипочём.
Он предусмотрительно выкопал себе
глубокую нору и теперь наслаждался уютом,
прислушиваясь к стуку капель по крыше.

Действие третье.

(На поляну выбегают лягушки. Они весело прыгают по лужам и квакают.)

Лягушка 1: Как хорошо – ах!
Лягушка 2: Как прекрасно – ох!
Лягушка 3: Как интересно – бух!

Бабочка:

Ишь какие молодцы!
Молодцы да удальцы!
Прыг да прыг.
Скок да скок. (Кузнечику)
Выползай и ты дружок!

Кузнечик:

Ох, как весело, друзья!
Быстренько согрелся я.
Ха – ха – ха, хо – хо – хо!
Стало жарко и легко!

Волк:

Вот так песня у лягушек,
У резвящихся подружек!
В лужу – ах! В лужу – ох!
Лес от смеха не оглох?

(На лесной полянке – веселье.)

Крот:

Только я один сижу
За весельем не слежу.
Не смеюсь, не веселюсь –
Шума дождика боюсь…

7. Домашнее задание.

- Как вы думаете, эту историю можно было продолжить? (Да.) Это и будет вашим домашним заданием.

8. Итог урока.

- Что узнали нового?
- Получилась ли у нас музыкальная сказка?

Приложение 1

Приложение 2