Программа факультативного курса "Межкультурное общение через сеть Интернет"

Разделы: Общепедагогические технологии


 Развитие и расширение сотрудничества с другими странами во всех сферах жизни; науки, культуры, индустрии обуславливают необходимость того, чтобы современный человек владел иностранным языком.
Для развития речевых навыков учащихся одним из способов является использование сети Интернет, что предоставит широкие возможности для занятий немецким зыком. Сотрудничество и творческая работа учителей информатики и немецкого языка принесет большую пользу для реализации целей и задач обучения учащихся. Использование сети Интернет в учебном процессе даст возможность реального общения, поможет лучше овладеть немецким языком с помощью общения с зарубежными друзьями, будет способствовать взаимопроникновению двух культур.
Данная программа предполагает организацию переписки со сверстниками из немецкоязычных стран с помощью электронной почты. Программа способствует коммуникативной цели обучения, которая предполагает обучению общения на немецком языке в единстве всех функций общения, а именно познавательной, результативной, ценностно-ориентированной и этикетной, т.е.развитию коммуникативной компетенции в иностранном языке.
Умение и желание видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культурах немецкоязычных стран, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур;
Готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни, понять еще одну – иную картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему мировосприятия и мироощущения.
Все это в целом и составляет основу межкультурной компетенции учащегося.
Данная программа способствует развитию у учащихся таких личностных качеств, как самостоятельность, активность и способность к словотворчеству в осуществлении коммуникативной деятельности на немецком языке.
Согласно компьютерной компетенции письменная речь выступает в качестве целевого умения. Это прежде все написание письма.
На написании письма на изучаемом языке необходимо остановиться особо.
Уметь написать письмо – средство обучения немецкому языку в школе. Письмо как вид письменной работы является творческим по характеру, коммуникативным по существу. Написание письма можно рассматривать, как упражнение позволяющее создать стимул для актуализации приобретенных языковых знаний.
Обучение немецкому языку с помощью письма – средство познавательной деятельности, предполагает формирование и развитие умения учиться регулирует поведение личности, побуждает к тем или иным речевым действиям, к взаимодействию, повышает мотивацию учения.
Программа дает возможность всем участникам переписки применить полученные знания и умения по немецкому языку на практике. Убедить учащихся таким образом, что немецкий язык – это средство живого общения между людьми, а не только учебный предмет.
Даже если письмо будет содержать несколько предложений, само написание его организует учащегося, заставляет мобилизовать полученные знания и приобретенные навыки и умения, обратиться к пособиям, словарю, приучает к более серьезной работе над немецким языком.
Когда занятия немецкого языка ведется в классе информатики, встречаются ученики, не имеющие навыков владения компьютером, или эти навыки слабо развиты. В этом случае, как учитель немецкого языка, так и учитель информатики обучают этих детей работе с компьютером. Кроме того, одноклассники охотно помогают друг другу. Парная работа за компьютером способствует формированию умения работать в сотрудничестве с другими людьми. Успешно работают пары, в которых один ученик имеет хорошо развитые навыки владения немецким языком, а другой успешно управляет компьютером.

Основные цели программы:

  • Развить у учащихся способности использовать немецкий язык и сети Интернет, как средство общения двух культур;
  • Формирование и развитие коммуникативной компетенции и межкультурной компетенцией;

Задачи:

  • Развитие языковой культуры при описании реалий повседневной жизни нашей страны.
  • Создание языковой среды и условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения в процессе межкультурного взаимодействия
  • Обучение составлению письма по правилам речевого этикета, принятого в стране изучаемого языка.
  • Знакомство с работой электронной почты.
  • Совершенствование навыков работы с клавиатурой компьютера на иностранном языке.
  • Развитие навыков работы в сети Интернет.
  • Формирование навыков работы с поисковыми серверами для получения необходимой информации.

Содержание программы

I. Знакомство с работой электронной почтой.
II. Правила речевого этикета носителя языка.
III. Особенности структуры письма и письменной речи.

  • Формы мышления
  • Комплиментарные фразы в начале и конце письма

 ІV Орфографический аспект речи.

  • Знание знаков и правила пунктуации
  • Общеизвестные символы @, $, &, #, и т.д.
  • Правила правописания
  •  Умение соотносить знаки пунктуации с членами интонационным оформлением текста.
  • Использование молодежного сленга и идиоматическтих выражений
  • Употребление усилительных междометий;
  • Орфографические трудности (или обучение работе с текстовым редактором)
  • Лексические трудности

V Повторение наиболее трудных аспектов грамматики.

  • Имя существительное (число, падеж)
  • Местоимение
  • Имя прилагательное (склонение, степени сравнени)
  • Глагол (спряжение, время)
  • Действительный и страдательной залог (Аktiv, Рassiv)
  • Употребление предлогов

VІ Стилистика письма.
VIІ Создание сайта. Поиск партнеров. Работа с поисковым сервером.
VIIІ Написание и отправка писем с анкетными данными, обмен информацией.
Программа рассчитана на 34 ч. в год для учащихся старших классов (9-11). Особое внимание необходимо уделять особенностям структуры письма и письменной речи. При этом нужно подробно познакомиться не только с работой электронной почты, но и с работой обычной почты, сравнивая эти два вида связи и обсуждая положительные и отрицательные стороны. А также различия в оформлении обоих видов писем.
На этих занятиях учащиеся познакомятся с основными видами личных писем, правилами оформления корреспонденций. Так как личные письма пишутся в стиле разговорной речи, для них характерны особенности разговорной речи. Уделяя особое внимание стилю разговора на немецком языке
Данная программа даст возможность осознать роль и место компьютера в формировании у учащихся языковой компетенции.

  • Повысит активность учащихся
  • Способствует выработки их самооценки
  • Способствует формированию лингвистических способностей
  • Создаст условия для самостоятельной творческой работы
  • Повысит мотивацию обучения
  • Научит культуре письменной речи
  • Развитие кругозора
  • Совершенствование практических навыков работы с компьютером

Ожидаемые результаты:

 Использование современных средств, таких как информационные-технологии и Интернет-технологии, а так же обучение в сотрудничестве позволят «коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление».
Особое внимание будет уделено Интернет-технологиям на занятиях немецкого языка. Это переписка со сверстниками других стран по электронной почте, участие в различных проектах, олимпиадах и т.д.
Сотрудничество и творческая работа учителей информатики и немецкого языка принесут большую пользу для реализации целей и задач обучения учащихся. При использовании сети Интернет в учебном процессе учащиеся будут иметь возможность реального общения, лучше овладеют немецким языком с помощью межкультурного общения с друзьями.