Открытый урок по математике на тему "Сложение трехзначных чисел с переходом через разряды" (по системе А.В. Занковой, 3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Рассмотреть и зафиксировать частный случай сложения, когда в десятках и единицах одновременно происходит переполнение разряда.

Сценарий урока:

1. Ситуация успеха. Дети предъявляют имеющиеся знания об общем способе сложения (без перехода через разряд) трехзначных чисел.

Учитель: Проверьте задания, которые выполнили ваши сверстники из параллельного класса. Если встретятся ошибки, исправьте, постарайтесь объяснить, почему была допущена ошибка.

Дети работают в 4 группах.

Каждая получает на листе по 3 примера на сложение трехзначных чисел с ошибками.

Ошибки в суммах каждой группы отличаются.

Ошибка: не умеет записывать значение, когда в разряде переполнение.

2. После групповой работы представитель от каждой группы у доски объясняет, какие ошибки встретились и почему они были допущены.

У.: Что за примеры были даны третьеклассникам?

Дети: На сложение трехзначных чисел без переполнения в разряде и с переполнением либо в единицах, либо в десятках.

У.: Давайте обобщим, какие знания и умения необходимы для решения таких примеров, чтобы не допускать ошибок.

Дети перечисляют, учитель записывает на доске или вывешивает заранее заготовленные карточки.

На доске

  • записывать пример столбиком
  • знать разряды числа
  • видеть переполнение в разряде и правильно его записывать
  • считать в пределах 20
  • читать трехзначные числа

3. У.: Я предлагаю вам решить еще несколько примеров. Запишите их столбиком, решите и сравните с предыдущими.

Далее урок может строиться по двум направлениям.

1-й – если все дети примеры решают правильно, без ошибок, го к доске вызываются 2 сильных ученика. Они объясняют поэтапно, как считали. 2-й – если при решении допущены ошибки.

У.: Почему получились разные ответы?

К доске вызываются те учащиеся, которые допустили ошибки.

У.: Расскажите, как считали?

Идет поэтапное выполнение сложения с объяснением, исправляется ошибка.

У.: Почему такая ошибка?

– Что не учли?

– Как же нужно правильно считать?

Дальнейшее развитие событий на уроке для обоих вариантов одинаковое.

У.: Чем эти суммы отличаются от предыдущих? Есть отличия или они одинаковые?

Д.: Отличаются тем, что переполнение есть и в десятках, и в единицах одновременно.

У.: Для решения этих примеров вам понадобились новые знания или вы пользовались прежними?

Д.: Пользовались теми же знаниями.

У.: Что-то новое в таблицу вы бы дополнили к прежним знаниям и умениям?

Д.: Нужно видеть переполнение одновременно в единицах и десятках, учитывать его, и правильно записывать столбиком.

На доске в таблице появляется добавление:

  • Видеть переполнение в разрядах и правильно его записывать в единицах и десятках одновременно.

4. Придумайте модель к этим суммам. Можно объединиться в группы, можно работать индивидуально.

Представители от групп выходят к доске и записывают свою модель, не объясняя. Другие группы должны ее прочитать. Выбираются правильные модели.

Если возникают затруднения , учитель предлагает прочитать готовую модель:

А теперь придумайте свои примеры к этой модели.

5. У.: Давайте подведем итог урока.

  • Были ли трудности на уроке?
  • Когда было труднее всего?
  • Что было интересного?
  • Над чем вы бы еще хотели поработать?
  • Узнали ли вы что-то новое?
  • Как вы думаете, какова была тема урока?

6. Домашнее задание: составить шесть примеров для соседа по придуманной модели.

Дидактический материал, используемый на уроке:

  1. Отдельные листы с примерами для исправления ошибок.
  2. Маркеры для каждой группы.
  3. Тетрадь, ручка.
  4. Таблица с алгоритмом сложения.