Урок математики по теме "Устное сложение и вычитание в пределах 100". 2-й класс, автор М.И. Маро

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Закрепить навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20.
  2. формирование умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100 изученных видов (36±2, 36±20, 26+4, 30-7, 60-24, 26+7, 35-7).
  3. Закреплять умения решать задачи изученных видов, читать и записывать числовые выражения; вычислять периметр многоугольника; вести подготовку к знакомству с уравнением.
  4. Развивать память, внимание, находчивость. Воспитывать аккуратность при выполнении задания, взаимопомощь, прививать любовь к предмету.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с цифрами, рисунки сказочных героев, учебник: «Математика 2 класс» авт. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Батюкова..

Ход урока

I. Организация урока. Проверка готовности к уроку; приветствие гостей.

II. Воспитательная беседа.

Уч. Ребята, сегодня урок математики у нас будет необычным, сказочным. Я предлагаю вам стать героями сказки «Колобок».

В русской народной сказке хитрая лиса съела колобка, нам всем его было жалко, а у нас всё будет по-другому. Но, чтобы лиса не съела колобка, мы должны будем помочь ему выполнить математические задания.

III. Сообщение темы урока.

Для этого нам предстоит выполнить ряд заданий – это и повторить навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20, чтобы решать примеры на сложение и вычитание изученных видов в пределах 100, нам предстоит на уроке решить ряд задач, проявить математическую смекалку, быть внимательными на уроке, помогать друг другу.

— Действие нашей сказки происходит зимой. Итак (открываю доску), жили-были старик со старухой. Испекла старуха к Новому году колобок румяный и положила его старуха на подоконник.

А за окном в это время весело играли дети: катались на санках, лепили снеговика. И колобку захотелось на улицу. Скатился он с подоконника и отправился в путь.

По тропинке в лесок
Покатился колобок
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку,
Да плутовку–лису.
Отвечай-ка скорей!
Сколько встретил колобок зверей?

Уч. Правильно.

Д. (Четверых).

IV. Дети пишут число, кл.р., чистописание.

V. Основная часть.

Уч. А кого из зверей колобок встретил первым? (выставляю зайца) Зайчик бежал на урок математики, а задание у него не выполнено оказалось. И он предложил колобку выполнить эти задания.

Уч. Давайте, ребята, поможем колобку.

1. Посчитайте устно.

На доске написан ряд чисел

15, 18, 21, 3, 24, 27 – Какое лишнее? Почему? (Д. 3).

Уч. Посмотрите внимательно. Установите закономерность и продолжите этот ряд чисел до 40. Какая закономерность? Почему вы так считаете?

Д. Каждое следующее число получали прибавлением 3.

2. 27 – это число представьте в виде суммы разрядных слагаемых, а число 18 – в виде суммы удобных слагаемых: 27 = 20+7

17 и 1, 16 и 2, 15 и 3, 14 и 4, 9 и 9, 13 и 5, 12 и 6.

Уч. В числе 18 сколько десятков и сколько единиц содержится?

Уч. Уменьшите число 15 на 9 (6), а число 27 увеличьте на 6 (33).

Уч. Что значит уменьшить на несколько единиц?

Д. Вычесть!

Уч. Увеличить на несколько единиц?

Д. Прибавить.

3. На альбомном листе чертеж к задаче.

А) Красный отрезок 14 см, а зеленый на 2 см длиннее. Какой длины зеленый отрезок?

Уч. Какая перед вами задача?

— Какой тип задачи?

Д. Простая, на увеличение на 2 единицы.

Уч. Как решаются такие задачи?

Д. Сложением!

б)

а в 3-ей коробке столько же, сколько в 1-ой и 2-ой вместе.

Уч. Какая задача?

Д. Простая.

Уч. Какой тип задачи?

Д. На сложение двух слагаемых.

Уч. Так сколько карандашей в 3-ей коробке?

6+4 = 10 (карандашей).

Геометрический м-л.

4. На карточке

Найти периметр треугольника. Как его найти?

5+3+4=12 (см)

5. (Три ученика решают на досках примеры).

1 уч.

26+4

2 уч.

20+14

3 уч.

26+7

 

30-7

 

60-24

 

35-7

(Четко объяснить все приемы сложения и вычитания).

Уч. Молодцы! Выполнили задания зайца. И покатился колобок дальше, только заяц его и видел. Катится колобок, а навстречу ему волк.

Говорит волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Не ешь меня, серый волк, просит колобок. Я выполню любое твое задание.

6. Решите примеры №6 стр.60: 1 строчка – 1 вар-т; 2 строчка – 2 вариант.

Проверка с/р трех учащихся.

Наши ребята помогут нам вспомнить все случаи сложения и вычитания, которые мы изучали на предыдущих уроках математики.

Теперь нам предстоит выполнить самостоятельную работу.

Проверка с/р

Проверяем 1 вар-т.

Уч. Назовите выражение, значение которого равно 48.

Д. (78-30).

Уч. Назовите выражение, значением которого является число, которое > 29 на 1.

Д. (6+24)

Уч. Назовите выражение, значением которого является число, которое при счете следует за числом 94.

Д. (100-5).

Уч. И последнее… назовите выражение, значением которого является число, в котором 2 дес. 4 ед.

Д. (40-16).

А 2 вар-т проверяем с помощью специальных карточек. Читаю я.

(При проверке 1 вар-та, 2-й вар-т следит по учебнику, а 2-й вар-т за 1-м).

Учитель. 40 уменьшили на 6. Что получили? (Д. 34).

Уменьшаем 70, вычитаем 38, чему равна разность (Д. 32).

Уч. Чему равна сумма чисел 75 и 5?

Чему равна разность чисел 100 и 15 (Д. 85).

Уч. Молодцы! Мы помогли колобку справиться с заданиями волка. И покатился колобок дальше. А навстречу ему:

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Кто это?

Ребята, а почему этот медведь не спит? Как вы думаете? (его разбудили охотники). Это медведь-шатун. Он очень опасен.). Нашему колобку грозит опасность. Но медведь соглашается не есть колобка, если он выполнит его задания.

Давайте поможем колобку. Медведь дает следующие задания.

7. Придумай для меня игру и поиграй вместе со мной.

1, 2 – выше голова!
3, 4 – руки шире! Физминутка (Карусели…)
5, 6 – тихо сесть!
7, 8 – лень отбросим!

8. Решить задачу №10 стр.62.

Читают задачу вполголоса.

Читает ученик вслух.

Уч. Что известно в задаче?

Уч. Что надо узнать? (Д. Сколько кур у хозяйки?)

Уч. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Д. Нет!)

Уч. Почему? (Д. Нам неизвестно сколько гусей).

Уч. Какая перед вами задача?

Д. Составная.

Уч. Из каких простых задач она состоит?

Д. на уменьшение числа на 2 ед.

Уч. Как решаем? (Д. Вычитанием.)

А 2-е задание? На нахождение суммы двух слагаемых.

Уч. Как решаем такую задачу?

Д. Мы решаем прибавлением.

Уч. Запишите решение задачи самостоятельно.

Проверка с/р.

Сколько гусей было у хозяйки? (6).

А как узнал (а)? 8-2=6 (г.)

Сколько кур было у хозяйки? (14).

Как ты узнал? 8+6=14 (к.).

Отпустил медведь колобка. И покатился он дальше, а навстречу ему лиса.

Колобок, колобок, куда катишься, - спрашивает его лиса.

Качусь к ребятам на новогодний праздник, - отвечает колобок.

А ты знаешь, спрашивает лиса, что на празднике ребята не только поют и танцуют, но и отгадывают загадки, выполняют различные задания. На празднике надо проявить сообразительность и смекалку.

Я готов, - отвечает колобок.

А вот я сейчас проверю, не унимается лиса и дает колобку следующие задания.

Помоги найти пропавшее число. «стр.63 1 столб. – 1 вар-т; 2 столб. – 2 вар-т.

Проверка.

Уч. Как вы отыскали I число?

Д. Мне неизвестно I слагаемое, а чтобы его найти, нужно из суммы вычесть известное.

20-15=5 1 вар-т.

Уч. Как отыскали II число?

Д. Мне неизвестно вычитаемое. Нужно из уменьшаемого вычесть разность.

15-8=7

2 вар-т.

Уч. Как отыскали I число?

Д. Мне неизвестно уменьшаемое. Нужно к разности прибавить вычитаемое.

7+9=16

Уч. Как отыскали II число?

Д. Мне неизвестно II слагаемое. Нужно из суммы вычесть I слагаемое.

100-90=10

Уч. Докажите, это «квадрат магический» или нет.

Доказательство. Нужно сложить числа по строкам, по столбцам и с угла на угол. Если суммы равны, то такой квадрат называется магическим.

Не хочет лиса отпускать колобка на праздник и спрашивает: «А приглашение у тебя есть?»

Ты его получишь если выполнишь мое последнее задание.

Какая фигура лишняя?

Задание на смекалку.

По какому признаку лишняя? (По форме – круг, а по цвету – пятиугольник).

Уч. Ребята! Колобок с вашей помощью выполнил все задания, получил приглашение на елку. А пока он в пути на наш праздник, расшифруйте волшебное слово, которое составил для вас колобок.

Если вычисления будут верные, то вы прочитаете это волшебное слово.

20-19= (с)
13-9= (с)
11-9= (п)
11-6= (и)
12-9= (а)
14-8= (б)
12-5= (о)

«Спасибо» вам говорит колобок, за помощь, которую вы ему оказали.

А я вам говорю: «Спасибо за урок!»