Урок по литературному краеведению в 3-м классе на тему "Северный край в творчестве поэтов Ямала"

Разделы: Начальная школа


Оборудование урока:

1. Иллюстрации из жизни народов Севера.
2. Иллюстрации к национальному празднику “День оленевода”.
3. Видеокассета, посвященная празднику “День оленевода”.
4. Выставка книг, посвященных творчеству поэтов Ямала.
5. “Журнал”, сделанный к уроку с фотографиями этапов нашего урока:

- природа;
- праздник “День оленевода”
- люди, работающие на Севере (профессии);
- животные, обитающие на Ямале
- фотографии нашего города Губкинского.

6. Магнитофон.
7. Видеомагнитофон.
8. Предметы, воссоздающие быт народов Севера: предметы национальной одежды.

Ход урока

Учитель. Скажите, ребята, сколько в этом году исполнилось лет нашему краю – Ямалу? (78 лет). Правильно. Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово “Ямал”. В старину называли эти места “краем крещённого света”. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих здесь. Но силён человек! В нашем крае живут, учатся и работают, строят новые города и пишут стихи. И вот сегодня наш урок будет посвящён творчеству поэтов нашего Севера – места, где мы живём, который для многих стал Родиной.

Ненецкий поэт Леонид Лапцуй писал:

Суров мой Север лишь на первый взгляд
Пусть ветры завывают за станою,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.

Надеюсь, что доброту, щедрость, теплоту полярного края ощутите и вы на нашем сегодняшнем уроке.

Мы уже читали много сказок и рассказов писателей нашего края Какие из них вы помните?

(Ответы детей)

Как я уже сказала, сегодня мы познакомимся с поэтами Севера, с их произведениями, которые посвящены людям, живущим на Ямальской земле, природе, животным, обитающим в бескрайних просторах тундры. Мы поделимся друг с другом впечатлениями, чем же для нас является наш северный край, какие стихи, написанные о нём, дороги и близки каждому из нас.

Поэтому этот урок мы назовем "Северный край в творчестве поэтов Ямала", и пройдет он в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи и поэтические сказки, музыкальные странички. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять величественность нашего края, творчество поэтов, влюблённых в него, насладиться их стихами.

Итак, первая глава нашего журнала посвящена вашим любимым стихотворениям, тем стихам, которые вы выбрали для того, чтобы прочитать перед классом.

(Авторы этой главы - 6 учеников - садятся на стулья перед классом - зрителями.)

Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых поэты рисуют чудесные картины Ямальской природы. Пусть они и откроют наш журнал.

1-й ученик. Я хочу прочитать стихотворение "Ранний снег", где поэтесса Лычак Нила Петровна описывает приход зимы. Она передает грусть раннего прихода зимы в наши края, и одновременно радость от встречи с первым снегом . Такое же настроение испытывала и я, когда однажды поутру увидела, что черная мрачная земля покрылась белоснежным ковром.

РАННИЙ СНЕГ

Падал, падал, падал
Невесомый снег.
Он ничем не пахнет,
Как неслышный смех.
То ль простынка снегом,
Снег ли пахнет днем
В доме так приятно
Свеженьким бельем?
Опускался мягко
Тысячами пчелок.
Лиственницы зябнут
Без своих иголок.
Ранний снег мохнатый
Ковриком лежал.
Падал, снова падал
Пух для одеял.

2-й ученик. А я хочу прочитать всем стихотворение, которое я узнала в третьем классе. В нем наш Ямальский поэт Пётр Борисович Салтыков говорит о том, что хоть м суров наш край, но он всё равно очень дорог поэту, да и всем нам.

Читая эти строчки строчки, я как будто вижу перед собой картины замечательной Северной природы.

СЕВЕР

Озера, озера,
Озера без края –
Ковши голубые,
Вода голубая,
Да заросли редкие
Ивняка
Курчавятся всполохом
Ветерка.
Пусть беден ты, Север,
Травой и листвой,
Пусть взял ты в подруги
Метели и вьюги
Земли снеговой, –
И все же, и все же
Ты самый любимый:
Товарищ суровый,
Отец мой родимый!

3-й ученик. Мне очень нравится стихотворение "Полярная ночь", которое написал Леонид Лапцуй. Это стихотворение о наступившей полярной ночи, о том, как редко всходит солнце днём, как переживают суровую Северную зиму и люди, и животные. И всё же любовь к родному краю чувствуется в каждой строке этого поэта.

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

Ночь северная в звездном одеянье.
Снегов голубоватое сиянье.
Колеблющийся в сумраке Ямал,
Морозный пар, незримой стужи вал –
То океана мощное дыханье.
Мелькнет совой короткий зимний день
Там, за холмами, и в сугробы канет,
Оттуда солнце краем глаза глянет
И спрячется опять в ночную тень.
Ему зимой подняться в небо лень.
Прекрасна эта краткая заря,
Она — как всплеск блестящей, мокрой щуки!
И тихо все.
Смолкают в тундре звуки.
Таинственна ночная жизнь зверья.
Сидит лисица у норы песцовой.
Спит куропатка под кустом в снегу.
Следы мышей во мраке ищут совы.
Крадется волк, согнувшийся в дугу.
Движенье в стаде.
Возглас пастуха. И гром ружья.
Взволнованы олени.
А тундра вновь таинственно тиха,
Лишь по снегам перебегают тени.
И, как о свете дня воспоминанье,
Вдруг северное вспыхнуло сиянье.

Учитель. Ребята прочли три стихотворения разных поэтов Ямала; я думаю, что их объединяет одно чувство - именно то, о котором говорил Артём, - это любовь к суровой и величественной природе Северного края.

Это чувство проходит через все без исключения стихи Ямальских поэтов, которые живут вместе с нами рядом и на этой небольшой выставке фотографий вы можете видеть, как на самом деле прекрасен наш край, какие замечательные и мужественные люди живeт в нём.

(Выставка фотографий на классной доске, показывающие жизнь Ямальцев)

4-й ученик. Я прочитаю стихотворение "Весеннее", которое написал ещё один замечательный поэт Матюшенко Евгений Петрович. Он, как и все жители Севера, дождавшиеся наконец прихода долгожданной весны, радуется её наступлению.

ВЕСЕННЕЕ

С долгой спячки или с голодухи
На таежной реке ледоход
Учиняет скандал и разруху
И на берег облезший ползет.
Друг о друга ломаются льдины,
Устремляясь в открытый проем,
Чтоб оттуда громадной лавиной,
Словно грудью, идти напролом.
Вылез плот деревянный лениво,
Ствол кедровый с обрыва снесен,
Стонет лес, обнаженно красивый,
Погруженный до этого в сон.
Ветер носится, как в преисподней,
Песню скверную гнусно поет.
А навстречу по воле господней
Час весенний с улыбкой идет.

И еще я хочу добавить. Это стихотворение как бы даёт нам силы. Мы знаем, что настанет новый день, новое лето, зима закончится и природа одарит нас своими богатствами.

Учитель. Да, действительно, как поётся в популярной песне: “Крепитесь, люди, скоро лето!”. А летом наш край по-особенному прекрасен и своими природными богатствами делится с людьми.

Чтобы завершить тему, связанную с природой, хочу обратить ваше внимание на то, что коренные жители Ямала встречают приход весны праздников, который называется “День оленевода”, может быть, кто-то из вас уже побывал на нём? Считается, что этим праздником, по традиции, заканчивается долгая Северная зима и люди, ожидающие прихода долгожданной весны, встречают её весельем, забавами. И одна из таких забав – это гонки на оленях.

Вторая наша страничка – отрывок видеофильма, который познакомит нас с этом праздником.

(Учитель демонстрирует видеоматериал.)

Замечательный, весёлый праздник, не правда ли? Люди принимают участие в состязаниях, меряются ловкостью, силой и делятся весельем со всеми окружающими и мы верим, что весна действительно вступает в свои права.

Вначале урока мы читали стихи о природе нашего края, а сейчас откроем новую страницу журнала. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики. Наша новая страничка посвящена людям, которые живут в нашем крае.

(Предоставляется право еще одному ученику показать свою страничку.)

5-й ученик. Мое стихотворение посвящено всем, кто живёт и работает на Севере, оно так и называется “Ямальцы”. Может быть, потому, что я и сама живу в этом удивительном крае, мне дороги люди разных профессий, которые живут рядом. Стихотворение написал Матюшенко Евгений Петрович.

ЯМАЛЬЦЫ

Здесь край мерзлоты и болот комариных,
Зима здесь почти круглый год.
О крае ямальском слагают былины,
Живет здесь особый народ.
Народ-исполин и народ-испытатель,
Его ни морозы, ни норды не гнут,
Порой романтичный, порою мечтатель,
Он нефтью и газом снабжает страну.
Бывают нередко задержки с зарплатой,
Порою подолгу ее не дают,
И ярость за сердце берет, но ребята
На вахту по графику точно встают.
Живут как живется, работают споро,
Порою встречают немало преград.
Но сколько в глазах их огня и задора,
Они побеждают не ради наград.

Учитель. Спасибо. Ты помогла нам увидеть прекрасных людей - тружеников, которые не боятся ни зимней стужи, ни нелёгкой работы. Наш Ямал много лет осваивается людьми разных профессий, которые не побоялись суровости здешнего края и приехали сюда на работу. Но здесь живут и коренные народы, которые с давних времён поселились здесь- ненцы, ханты, селькупы.

На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, мускуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов, ягод. В лесном крае живут “лесные люди” - селькупы.

Чем они занимаются, коренные народы Севера?

(Рыболовством, пасут оленей, охотой).

Какие же животные обитают на севере? (ученики перечисляют: лисы, песцы, бурые медведи, олени и т.д.). А можно ли увидеть у нас белых медведей? (Нет, они живут севернее). Правильно, бурый медведь в белым не могут встретиться.

Настал черед другой странички.

Послушайте забавную сказку о двух медведях, написал которую Юрий Шестопалов по мотивам народной ненецкой сказки “Чёрный и белый”.

Инсценировка.

Дейтствующие лица: Белый медведь, Бурый медведь, Куропатка, Автор.

Декорации: Сцена условно разделена на две половины: с одной стороны “море”, “волны”, вдали – “кораблик”. С другой стороны – “кустики”, вдали “чум”

Автор:

Белый мишка жил на море,
(появляется Бурый)
Бурый брат явился вскоре.
Разгорелся тут сыр-бор
Очень грубый разговор.

Белый:

Кто тебя сюда позвал?
Отвечай же мне, нахал.
Здесь у моря я живу,
Тебя в гости не зову!

Бурый:

Приглашенья я не ждал,
Взял и просто прибежал.
Я у моря посижу,
Свежим ветром подышу.
(Медведи начинают толкать друг с другом)

Автор:

Разговор не получался,
Между ними бой начался:
Друг на друга налетели,
Клочья шерсти полетели,
Отдуваются, пыхтят,
Только косточки трещат
Куропатка прилетала,
Крылышками замахала.

Куропатка:

Перестаньте, братья, злиться,
Вам бы надо помириться!
Море большое! Много земли!
Здесь разместиться все мы смогли
Ссориться, братья, вовсе не нужно
Жить всем нам надо в мире и дружбе
Дайте друг другу косматые лапы!
И ты подавай, и ты, косолапый!

Белый:

Ох, мой милый бурый брат,
Отдохнуть бы был я рад:
Тяжко по земле шагать,
Лучше б с льдины понырять!
Море Карское качает,
Успокоит, приласкает.
Лучше мне у моря жить,
К тебе же в гости приходить.
Бурый: Воды мне нечего бояться,
Ведь тоже надо умываться.
Тебе – рыба, мне – грибы.
Вот и награда за труды

Вместе:

Мы с тобой навек друзья.
Ссориться не станем зря.
И землю нечего делить,
Надо просто дружно жить!

Учитель. То, что вспомнили о животных, обитающих в наших краях, замечательно. Новая страничка нашего журнала – загадки о северных животных, некоторые из них авторские, а некоторые – народные. Их вам приготовили наши ученики.

Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примите активное участие в викторине. (Учитель приглашает авторов викторины занять места у доски перед классом.)

6-й ученик.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться нам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
Посмотри, какой он рябенький
И задиристый на вид,
И уже на ножках слабеньких
Хоть качаясь, но стоит! КТО?

(Олень).

7-й ученик.

Когда на лыжах я в тайгу
Иду под снегопадом,
Четыре лапы на снегу
Со мною мчатся рядом
Когда врага почует вдруг,
Рычит огрызается.
А если к ней подходит друг,
Глазами улыбается.
Другу верному верна.
Угадай-ка: КТО ОНА?

(Собака)

8-й ученик.

Кто зимою в белой шубке,
Летом в серой бегать любит?
Всеми признанный трусишка,
Но любимчик наш – КТО?

(Зайчишка)

9-й ученик.

В наших северных лесах
Есть красавица в мехах,
Черно – серебристая
Шубонька пушистая,
Пышный хвост – её краса,
Чернобурая…КТО?

(Лиса)

10-й ученик.

Она в речной глуби живёт,
Покоя рыбам не даёт,
Зелёная, зубастая,
Такая нападастая!

(Щука)

Учитель. Давайте выучим одну загадку наизусть, её вы сможете загадать дома родителям, знакомым. Откройте книгу “Мифология, фольклор и литература Ямала”, страница 7 (Изд-во ИПОС СО РАН, 2002 г.)

Решётчатый дом
В воде сидит.
Рыба в дом войдёт,
А из дома не выйдет.

(Сеть для рыбной ловли (морда)

(Учим наизусть четверостишье)

Учитель. Настало время музыкальной страницы. Многие стихи и поэмы коренных народов Ямала легли в основу музыкальных произведений. И нам не хватило бы и всего урока только перечислить их.

У народов севера своя культура, язык их очень музыкален, ведь вы знаете, что песня – это тоже стихи, положенные на музыку. Сейчас вы услышите песню на языке ненцев, её исполнит Лопатюк Татьяна Ивановна (преподаватель “Культуры Ямала”)

Исполняется песня “Родная сторона”.

Учитель. Что почувствовали, когда слушали песню?

Мужество, сила, благородство людей Севера звучали в этом произведении.

Учитель. Настал черёд и моей странички. Своё восприятие поэзии я выражу через любовь к своему северному городу, где трудятся и живут замечательные люди, которые приехали из разных краёв России и которым суровый северный край стал Родиной, где родились и выросли наши дети, где согревает нас тепло наших сердец, поэтому мы не замечаем долгой и холодной зимы. Написал это стихотворение замечательный житель нашего города Богдан Федорив и называется оно:

ГУБКИНСКИЙ ВАЛЬС

Мы, как птицы, на юг улетаем,
В суматохе не помня о том,
Что душою уже прикипаем
К тем местам, на которых живем.

Отпустивши на севере бороду,
Ты шагаешь дорогой прямой.
Ты шагаешь по юному городу –
Это Губкинский — город родной.

Как на Марсе, ни яблок, ни клевера.
Бесконечна таежная даль,
Но с Москвы и до Крайнего Севера
К нам стальная ведет магистраль.

Рек не счесть, и в озера таежные
Величаво смотрит луна.
Новостройки стоят молодежные,
Станут песнями их имена.

И откуда б мы ни были родом,
Мы построили город любя.
Хорошей и красуйся все годы,
Пусть Господь сохраняет тебя.

А в преддверии десятилетия
Я желаю безоблачных дней,
Устоять тебе тысячелетия
Нам для радости и для детей.

Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим: "До скорого свидания".

Вас ждет еще много прекрасных встреч с поэтами и писателями Ямала. Вы прочтете их стихи о дружбе, о свободе, о любви к Родине.

Я вас всех благодарю за участие в нашем разговоре о поэзии Северного края. Мне с вами было легко и радостно.