Урок литературы по теме: "Писатели русского зарубежья. Л.Н. Андреев "Кусака".

Разделы: Литература


Цель:

  1. познакомить кратко с биографией писателя;
  2. учить понимать причины нравственно-психологического поведения литературных героев;
  3. совершенствовать умение видеть роль художественных деталей, литературного портрета;
  4. воспитывать чувство милосердия, ответственности перед теми, кого приручаем.

Оборудование:

  1. Л.Н. Андреев “Кусака”;
  2. А.П. Платонов “Юшка”;
  3. Брошюры из серии “Этика - школьникам”;
  4. П.Н. Савостенок “Высокая мера доброты”;
  5. М.А. Станчиц “Долг и совесть”;
  6. Панно “Собачья грусть”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о творчестве писателей русского Зарубежья. А пока вспомним уже известное вам..

III. Опрос.

  • Какова основная идея рассказа И Бунина “Лапти”? (Стихия не властна над силой человеческого духа. Любовь к ближнему сильнее страха смерти).
  • Победил ли Нефед в борьбе со стихией? (Да, остался жить в спасенных им).
  • Над чем задумываемся, читая рассказ А. Платонова “Юшка”? (Как жестоки бывают люди к человеку, не похожему на них. Как иногда слишком поздно замечаем человеческое благородство, самопожертвование. Как часто непривлекательная внешность скрывает человеческое сердце, пылающее любовью к людям).

IV. Новый материал.

Слово учителя.

Л.Н. Андреев родился в 1871 г. в Орле. Отец, землемер, умер, когда Л.Андреев был лишь в 6 классе гимназии. Со смертью отца семья испытывает материальные трудности. В 1891 г. окончил Орловскую гимназию. В 1897 г Московский университет, где буквально голодал.

В 1898 г. появляется рассказ “Бергамот и Гараська” В скором времени писатель знакомится с М.Горьким, это знакомство переходит в сердечную дружбу. Талант Л. Андреева признавали Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко.

В ряде рассказов Л. Андреева воплощены его жизненные наблюдения. Писатель поднимает свой голос в защиту слабых, несчастных, обездоленных. Одним из известных рассказов Л. Андреева является рассказ “Кусака”.

Проблема урока:

1.Что значит выражение: “Надо быть в ответе за тех, кого приручаешь”?
2. Краткий пересказ учащимися содержания произведения.
3. Словарная работа: (запись на доске, к которой обращаемся в течение всего урока) холод злобы; одиночество, страх, злоба; милосердие, преданность; бездушие, ложная доброта.
4. Работа с текстом.

  • Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей).
  • Какие чувства порождает в собаке эта жестокость? (Одиночество, страх, злобу).
  • Случайно ли эти слова стоят рядом в тексте? Какая между ними связь? (Собака одинока, так как чувствует страх, одиночество и страх порождают третье чувство-злобу, злобу на тех, кто обрек животное на одиночество).
  • Почему так недолговечна оказалась “доброта” пропойцы? (Личные тяготы заслоняют страдания других. Был пьян. Жестокость, обозленность были на время заглушены алкоголем. Затем хмель чуть вышел, так как собака некоторое время колебалась, подойти ли ей, человек вспомнил о реальности, сорвав зло на беззащитном существе).

Зачитать данный отрывок в классе.

5. Почему собака сторожила спящих людей? (Хотела быть необходимой, а спящие люди беспомощны и не страшны, значит она нужна им).
6. Правильно ли поступали люди, шутя по поводу ее дикости и “беспричинного” страха? (Нет! Такой сделали собаку люди, надо задуматься, прежде чем осмеять).

Чтение учащимся эпизода “Люди ласкают Кусаку”

7. Почему собаке было больно от ласк? Словно от удара? (Слишком долго она чувствовала холодную злобу людей и к людям, чтобы сразу оттаяло сердце).
8. Почему так счастлива стала Кусака? (Не стало одиночества, так как исчезли страх и злоба, стала нужна, как она считала).
9. Почему в лазах собаки “была странная мольба, которую никто не замечал”, когда люди ласкали ее, “стремясь вызвать в ней прилив любви”

Зачитать эпизод.

(Не умела выразить любовь, от этого страдала).

10. Почему V, заключительная глава, самая маленькая, отдельно расположена? (Символ того, что счастливой жизни конец, наступило продолжение одиночества, показанного в I главе, только более страшного).

Зачитать в классе V главу.

11. Почему одиночество собаки стало более страшным? (Испытала счастье, которое безжалостно вырвали. Воспоминание, тоска об утраченном будут мучить, может быть всю жизнь).

12. Напоминает ли вам Кусаку собака, изображенная на панно? (Да, печалью в глазах).

13. Правы ли дачники, так приручив бездомную собаку, что вызвали в ней безграничную любовь, преданность? Были ли они по-настоящему гуманными? (Нет, доброта людей ложная, если хочешь подарить счастье, дари его до конца).

14. Как следовало поступить людям? (Не приручать так, если знали, что не смогут взять собаку с собой, или же все-таки взять, раз не подумали о результатах своего поведения).

Обобщение:

Что же значит быть в ответе за тех, кого приручаешь? (Нужно всегда помнить, что живое существо – не игрушка, которой натешился, сломал и бросил. Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть. Дари счастье до конца).

- Что объединяет рассказы А. Платонова “Юшка” и Л.Андреева “Кусака”?

  1. мысль, что люди могут быть жестоки как к животному, так и друг к другу;
  2. противопоставление добра и зла.

- Почему гонимый всеми в городе Юшка выше сытых, благополучных дачников? (Под его драной, истертой рубашкой билось благородное, самоотверженное сердце).
- Глубже вникнуть в суть поднятых на уроке проблем сможете, познакомившись с содержанием брошюр (данных к уроку).

Итоги, домашнее задание:

Прочитать главы из произведения М. Горького “Детство”.