Неделя математики в школе как средство развития познавательного интереса обучающихся

Разделы: Математика


Цели:

  • Расширение и закрепление знаний по математике;
  • Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине “математика”;
  • Создание условий для формирования умения работать в группе.

Правила игры:

  • Правила сходны с правилами одноименной телевизионной игры.
  • В игре принимают участие три команды.
  • Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднял руку.
  • При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее количество баллов. При неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.

В игре встречаются следующие сектора:

  • “Счастливый случай”. Команда получает число баллов, указанных в данном вопросе.
  • “Несчастный случай”. Команда штрафуется на указанное число баллов.
  • “Своя игра”. Команда имеет право увеличить число баллов за вопрос.

*В последнем раунде команды записывают свои версии ответа на листках и сдают ведущему.
*Сумма баллов выбранного вопроса стирается из таблицы. Две таблицы для синего и красного раунда готовятся заранее на переносной доске.

Участники игры:

  • Команды (в составе 5-6 человек) из трех классов. Одновременно могут быть учащиеся из 7 и 8 классов. Участники команд придумывают название команды, рисуют эмблему заранее.
  • Жюри – учитель математики, старшеклассники, классные руководители, могут быть родители (не более 6человек).
  • Болельщики – на игре присутствуют учителя, одноклассники.

Ход игры

*Ведущий объявляет состав жюри и представляет команды.

Синий раунд

Уравнения 10 20 30 40 50
Задачи 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50
Разное 10 20 30 40 50

(В скобках указаны правильные ответы)

Тема: “Уравнения”. Вопросы:

10 баллов. Решить уравнение: 2х+3 =3х – 2. (5)
20 баллов. Решить уравнение: . (0,4)
30 баллов. “Счастливый случай”
40 баллов. Решить уравнение: . (
50 баллов. Решить уравнение. . (-5 и 9)

Тема: “ Задачи”. Вопросы:

10 баллов. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось это число? (11)
20 баллов. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина книги, если в ней 240 страниц? (2 см)
30 баллов. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? (48 яиц)
40 баллов. Бревно длиной 5 м нужно распилить на метровые чурки. Каждый распил занимает 1,5 мин. За сколько минут распилят бревно? (6)
50 баллов. Трое играли в шашки. Всего сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)

Тема: “Загадки”. Вопросы.

10 баллов. Сговорились две ноги делать дуги и круги. (циркуль)
20 баллов. “Несчастный случай”
30 баллов. В 12 часов дня часовая и минутная стрелки совпадают. Через какое наименьшее количество времени они совпадут снова? (через 65 мин)
40 баллов. Когда отцу было 30 лет, сыну было 5 лет, а теперь отец старше сына вдвое. Сколько лет сыну и сколько лет отцу? (25 и 50)
50 баллов. Что бывает раз в секунду, раз в месяц, раз в день, два раза в неделю, но ни одного раза в год? (буква е)

Тема: “Разное”. Вопросы.

10 баллов. Наименьшее натуральное число. (1)
20 баллов. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)
30 баллов. Что меньше: 0,7 или 4/5? (0,7)
40 баллов. Самая большая хорда окружности? (диаметр)
50 баллов. Как из пяти единиц сделать 100? (111-11)

Красный раунд

Площади 10 20 30 40 50
Треугольники 10 20 30 40 50
Углы 10 20 30 40 50
Определения 10 20 30 40 50

Тема: “Площади”. Вопросы.

10 баллов. Чему равна площадь квадрата со стороной 1 м? (1м)
20 баллов. Площадь прямоугольника равна … (S=ab)
30 баллов. “Счастливый случай”
40 баллов. Чему равно число = (3,14)
50 баллов. Чему равна площадь квадрата со стороной а ? (

Тема: “Треугольники”. Вопросы.

10 баллов. Чему равна сумма углов в треугольнике?
20 баллов. Сформулировать первый признак равенства треугольников.
30 баллов. Правда ли, что трапеция в переводе с греческого – “столик”. (да)
40 баллов. “Несчастный случай”.
50 баллов. Какой треугольник называется равнобедренным?

Тема: “Углы”. Вопросы.

10 баллов. Правда ли, что если в треугольнике один из углов равен 120, а другой 60. (нет)
20 баллов. Как называется луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам? (биссектриса)
30 баллов. Как называется фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки? (угол)
40 баллов. Назовите древнейшую единицу измерения углов. (градус)
50 баллов. “Своя игра”. Два в квадрате равно четырем, а чему равен угол в квадрате? (90)

Тема: “Определения”. Вопросы.

10 баллов. Алгоритм – это определенный порядок или беспорядок? (порядок)
20 баллов. “Своя игра”. Параллельные прямые – это прямые, которые …
30 баллов. Какие углы называются смежными?
40 баллов. График линейной функции – это … (прямая)
50 баллов. Сумма углов равна 180. Смежные ли это углы? (не всегда)

Своя игра

Задача.

Снежная королева дала Каю 24 кристалла в трех хрустальных шкатулках: в одной – 11, а в другой – 7 и в третьей – 6 кристаллов. Перекладывая кристаллы из шкатулки в шкатулку, он должен разложить их по 8 штук в каждой. Но сделать это непросто: можно добавлять в шкатулку столько кристаллов, сколько в ней уже есть (если лежит 3 кристалла, то и добавить тоже можно только 3). Кай решил эту задачу в три хода. А вы?

Схема решения:

Количество кристаллов в шкатулках 1-й ход 2 – й ход 3- й ход
11 11- 7 = 4 4 4 +4 = 8
7 7+7 = 14 14 - 6 = 8 8
6 6 6 + 6 = 12 12 - 4 = 8

Литература:

1. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1971.
2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
3. Нечаев М.П., Т.В. Гурина. Как подготовить и провести неделю математики. Математика в школе. №7, 2006.