Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" (урок-викторина)

Разделы: Литература


Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства,
без чопорности. А местами какая поэзия!
Какая чувствительность!
А.С. Пушкин

Цель:

  • обобщить изученное о Н. В. Гоголе и его творчество;
  • учиться отвечать на вопросы быстро и четко;
  • уметь логически обосновать ответы;
  • выступать перед аудиторией;
  • формирование у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к ее роли в идейно - образной его структуре.

Оборудование: портрет, картины, иллюстрации, ф/х, выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы урока. Целевая установка. Представление жюри.

Викторинна состоит из трех агонов /"агон" в переводе с греческого означает "соревновение", "состязание"/, в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

Судит состязание Высокой ареопаг /греч. высший орган судебной и политической власти /в древних Афинах/:

  1. Никонова Т. П. -завуч школы
  2. Петрова М. А. - учитель русского языка и литературы
  3. Сивцева А. Ю. - библиотекарь

Агонисты выбирают дорожку:

I. Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник игры д. ответить всего лишь на 2 вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску. Он не имеет права на ошибку.

2. На желтой дорожке участника викторины ожидают 3 вопроса: зато здесь допустима одна неточность в ответе.

3. Зеленая дорожка длиннее предыдущих ведущий задает агонисту 4 вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.

Итак, мы начинаем игру. Желаю вам успехов.

Первый агон

Приглашаются агонисты:

Розыгрыш дорожек:

  1. исполнить колядку.
  2. Ответьте на вопрос: Когда исполняли кол.
  3. В каком произведении встречается с колядованием

Участники игры поочередно исполняют колядки и отвечают на вопросы.

Ареопаг определяет победителей. Победитель имеет право выбора дорожки.

Зеленая дорожка:

1. Согласно авторской речи , вы кузнец, силач и детина хоть куда, в досужее от дел время занимаетесь малеванием и слывете лучшим живописцем во всем околодке. Вы себя узнали?

Вакула, "Ночь пред Рождеством"/

2. Восстановит авторский текст.

Толпы распевающих рождественские песни, юноши особо, девушки особо, спешили из одной улицы в другую. Но кузнец шел и ничего не видел и не участвовал в тех веселостях, которые когда-то любил более всего /Колядуюших, парубки/

3. Какие отношения сложились у тебя с нечистой силой? Почему черт поклялся мстить тебе? /Кузнец писал часто образа святых, на стене церковной изобразил святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа/

4. Сколько времени провел в Петербурге и для чего? /Один день, что - бы достать черевики для Оксаны/.

Желтая дорожа:

1. Bы являетесь предметом восхищения, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканъки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про тебя. Парубки гуртом провозгласили, - что лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе. И так вы:

/Оксана/

2. Восстановить текст:

Э, Оксана, - сказала веселая красавица, оборотившись в одной из девушек у тебя новые туфельки, которые могла бы я надеть на свою ногу. Ах, какие хорошие! и с золотом! /Одарка, черевички/

З. Чем же закончилась ваша история с Вакулой. Расскажите конец повести. / Красивая женщина с дитятей, новая ата, размалеванная Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос, нарисовал черта в аду /.

Красная дорожка :

1. Тебе от роду не больше сорока лет. Ни хороша, ни дурна собою. Расчетливая и хитрая, ловко управляющаяся со своими многочисленными обожателями. /Солоха/

2. Восстановить текст:

Кучи девушек с мешками вломились в дом Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. . . /Выгружал мешки и хвастались небольшим хлебом, колбасами, варениками. /Хата, паляница/ Высокий ареопаг объявляет финалиста.

Второй агон

Розыгрыш дорожек :

Вспомните, как Оксана принаряживалась и жеманилась перед зеркалом и не могла налюбоваться собою.

Сыграйте сцену "Оксана перед зеркалом "

Ареопаг определяет места агонистов.

Зеленая дорожка:

1. Какая двойная фамилия была у отца писателя? /Гоголь-Яновский/

2. Вы, молодой чернобровый человек, поете и играете на бандуре, влюблены в ясноокую красавицу, сын головы. Кто вы? Из какой повести? /Левко. Майская ночь или утопленница/

З. "0н управляется у нас, как будто гетьман какой. Мало того, что помыкает, как своими хлопьями, еще и подъезжает к девчатам нашим. Мы, слава богу, вольные казаки! Покажем ему, хлопцы, что мы вольные казаки!" О ком это вы говорите?

/Голова - глупый, никчемный старик/

4. Все было тихо, в глубокой чаше леса слышались только раскаты соловья. Непреодолимый сон быстро стал смыкать тебе зеницы. Что тебе приснилось? /Приснилось, что освобождает Панночку - утопленницу от пагубной власти ее мачехи.

Желтая дорожка :

1. В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему одну из своих повестей ? Назовите ее.

/Великие Сорочницы. "Сорочинская ярмарка" /

2. Вы важное лицо на селе, все село завидевши вас, берется за шапки, а девушки, самые молоденькие, отдают добродень. Вы угрюмы, суровы с виду и не любите много говорить, одноглазы, терпеть не можете щегольства, носите всегда свитку черного домашнего сукна.

/Голова /

З. Писатель берет один лишь штрих из вашей биографии. И с той самой поры, еще голова выучился разумно и важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья. И с той поры голова об чем ни заговорили с ним, всегда умеет поворотить речь на то, как. . . И так о чем вы любите вспоминать? Как вез царицу и сидел на козлах царской кареты/

Красная дорожка: ,

1. на каком хуторе прошло детство Гоголя? /На хуторе Васильевке/.

2. Вы гость головы, присланный строить винокурню. Низенький, толстенький человечек с маленькими, вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил свою коротенькую люльку. Под носом торчат у вас коротенькие ж густые усы. Кто вы и что случилось с вашей покойной тешей? /Винокур. Теща подумала про гостя-обжору, когда тот съел все галушки: "чтоб ты подавился этими галушками - как тот поперхнулся и упал - удавился. С того времени покою не было теще. Чуть только ночь, мертвец и тащится. Сядет верхом на трубу и галушку держит в зубах/.

Третий агон.

Розыгрыш дорожек.

Представьте себе зимнюю, ясную ночь. Глянули звезды, месяц величаво поднялся на небо. Вдруг с другой стороны, показалось другое пятнышко. Покажите, как черт крадет месяц.

Зеленая дорожка:

Где учился юный Гоголь? / Нежинская гимназия высших наук/

Послушайте запись. Из какого произведения этот отрывок?

"Страшная месть"

Главный герой повести- смелый, бесстрашны защитник родной земли жестоко бился с польской шляхтой, с турками и всегда готов к новым сражениям с врагами отчизны.

/Данило Бурульбаш "Странная месть"/

Куда попал дед в повести "Заколдованное место"? Как будто все знакомо: с одной стороны голубятня, что у попа в огороде, с другой стороны, гумно волостного писаря. А вернулся сюда днем и не мог найти это место. /Заколдованная точка /.

Желтая дорожка:

1. О каких трех призваниях мечтал юный гимназист? /Стать адвокатом, стать художником, стать актером/.

2. Прослушайте отрывок. Из какого произведения? /Ночь перед Рождеством/. 3. Изменник Родины, заслуженную расплату он должен понести за тайное предательство, за сговоры с врагами. Он способен на любые самые страшные и гнусные злодеяния.

/Отец Катерины, старый Колдун/. 21 год пропадал без вести. Вернулся недобрым гостем, мрачным, нелюдимым, злобным. Не казацкое сердце в нем, не болеет оно печалями народными. Самая тяжкая вина измена отчизне.

Красная дорожка:

1. Из какого произведения этот отрывок - фонохрестоматия

/"Майская ночь"/

2. Желая воспользоваться всем достоянием, один из братьев сталкивает другого вместе с сыном - в пропасть. Но проклятье легло на весь род Петра, на всех его потомков. Последний в роде стал злодеем, какого еще не бывало на свете. Из какого это произведения?

/Эпилог. "Странная месть" Злодей колдун/ Кто это?

Финал

В финал выходят победители трех агонов.

Розыгрыш дорожек:

1. Какие роли Гоголь играл в гимназических спектаклях особенно успешно? /Комические, женские роли няни Василисы, госпожи Простак.

2. С какими персонажами народного творчества мы встречаемся в "Вечерах на хуторе близ Диканьки ?

/черт, колдуны, ведьмы, русалки/

3. Что означает слово "пивкопи" - 25 копеек

Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу, дала пивкопи.

Зеленая дорожка:

1. Как называлось и как было подписано первое опубликованное гоголевское произведение?

/"Ганц Кюхельгартен" В. Алов/

2. Удивительно разнообразны и многолики созданные воображением Гоголя фантастические мотивы и образы в "Вечерах. . " Из каких повестей взяты следующие отрывки: "Что-то тяжкое застонало и стон перенеся через поле в лес. Из-за леса поднялись тощие, сухие руки с длинными когтями, затряслись и пропали. . . Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов от Киева, и от земли галичской и от Карпат, как две капли схожих лицом на него. /"Страшная месть"/

3. Для кого любовь важнее всего в жизни, а любимая заменила и мать, и отца. "Я ее так, люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить. Что мне до матери? Ты у меня мать и отец и все, что есть дорогого на свете. /Вакула/

4. Как вы понимаете выражение: "Боже ты мой, сколько тут панства!" Кем они были сказаны и по какому поводу ?

/Вакула в Петербурге увидел много богатых чиновников. Этот непрерывный чуждый мир враждебен ему. Безразличные ко всему богатые люди, невежественность/

Желтая дорожка:

1. Первые повести Гоголя, принесшие ему успех, появились от имени вымышленного рассказчика, как незадолго до этого - пушкинские. Как звали того и другого?

/Пасечник Рудый Панько, помещик Иван Петрович Белкин/

2. Глядь краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, двинется и становится все больше, больше и краснеет, как горящий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около" себя. /'Вечер накануне Ивана Купали"/

3. Нет, этот,- подумал Вакула, - еще ленивее Чуба. Кого Вакула имел в виду? Что вы еще можете сказать об этом герое?

/Пацюк, знахарь, когда - то был запорожцем/

Красная дорожка:

1. Что означает имя и фамилия вымышленного издателя "Вечеров:"

/Рудый - красный, Панько Панас Афанасий, бессмертный/ .

2. "Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадет снегу. Разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского трепака" Из какого произведения?

/"Пропавшая грамота"/

Высокий ареопаг называет победителя викторины.

Награждение

3. Еще раз обратить внимание учащихся на эпиграф урока.

Неподдельная любовь к человеку из народа, умение раскрыть поэзию его жизни составляет глазную ценность сборника Гоголя. В повестях Гоголя много смешных и забавных сиен, которые чередуются с высокопоэтическими лирическими описаниями, много комических фигур. Смех Гоголя - светлый и здоровый смех человека,- который любит все прекрасное, презирает пошлое и злобу, ненавидит насилие и верит, что хорошее победит дурное, что правда и счастье восторжествует. Недаром А. С. Пушкин писал: "'Вот истинная веселость, искренняя, не припущенная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая - чувствительность!"