Организация групповой формы на уроках математики у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Групповая работа на уроках привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленные темпы работы учащихся, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроках.

Почему я стала использовать элементы технологии групповых занятий?

  1. При классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты урочного времени. Это очень мало.
  2. При условии, что все дети знают ответы, а у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
  3. Набор учащихся в классе был с разным уровнем подготовки: одни очень слабые, которым требовалась индивидуальная работа, другие средние, третьи с более высоким уровнем подготовки. А заниматься было ещё труднее, так как программа развивающая “Математика” Н. Б. Истоминой. Слабым учащимся совсем не осилить. И передо мной встал вопрос: “Как работать?” Выбрала групповую работу с дифференциацией.

Остановимся на общих моментах организации групповой работы.

Традиционно выделяю:

  • Парную работу (двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом).
  • Единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп).
  • Дифференцированную групповую работу (у каждой группы своё задание, но все они подчинены единой цели).

Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы, как самой простой, затем включать единую работу и, наконец, дифференцированную групповую.

Работу в парах можно начинать на любых уроках. Главное – первые задания для парной работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.

В группах провожу дифференциацию заданий:

1) По уровню трудности.

Например: Найдите значения выражений

1 группа 2 группа 3 группа
28:2+3 28:2+56:8 28:2+(50+6):8
45-7*3 5*9-7*3 (35-30)*9-7*3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении правил о порядке действий.

2) Дифференциация по характеру помощи учащимся.

  • Помощь в виде “подсказок” (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)

Учащимся 3-й группе и 2-й группе (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й группы оказывается помощь различного уровня.

Например: карточки-помощницы выдаются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается.

Карточки-помощницы: показ способа решения, таблица длин, массы, план, краткая запись задачи, схемы, рисунки, начало решения, план решения задачи.

Учащиеся 3 группы проверяют карточки самостоятельно, 2 группа – проверяет консультант.

У кого решение правильное выбирают открытки с сюрпризом, на них написаны слова: “Умница”, “Молодец”, “Так держать”, “Ура”, “Хорошо” и так далее.

3) По степени дифференциации самостоятельности учащихся.

Здесь не предлагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся.

3 группа – выполняют задание самостоятельно, в парах сменного состава или “ручеек”. На столах учащихся лежат пронумерованные карточки, каждый ученик работает с этой карточкой. Решил-проверил. Кто решил – встает и ждет последнего учащегося. По сигналу руководителя групп по звуковому сигналу со словами “переход” группы переходят. Меняются до тех пор, пока каждый ученик не будет на своем месте.

Схема работы в парах сменного состава (“ручеек”).

В зависимости от уровня подготовки детей объем учебного материала может быть сокращен или увеличен.

Деление класса на группы проводим по способности учащихся.

Для того чтобы группы сработались, нужны минимум 5-6 занятий.

Вырабатываются правила работы в группах:

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Саша, ты не сказал, что …”.

У группы должна быть ориентация на мыслительную работу. “Мы группа, значит, мы способны действовать” - говорят дети, соединив руки перед началом работы. Группы различают

по цвету кружков, 1-й,2-й и т. д. Экипаж, по названию зверей – белки, зайцы, лисички и т.д.

Какие роли могут быть в группе?

  1. организатор – отвечает за работу группы в целом;
  2. секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  3. контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Важно, чтобы каждый член группы побывал в этих ролях.

Чего не стоит делать при организации групповой работы.

  • Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);
  • Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;
  • Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.

Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава:

  • чёткий инструктаж учителя;
  • начало и конец работы по определенному сигналу;
  • подведение итога самостоятельной работы;
  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.

Пройдя этап апробирования работы по технологии “Групповые формы”, не находят своего места на уроках у многих учителей. Думаю, что причина этой неудачи кроется, прежде всего, в том, что использование этой формы работы требует от учителя более тщательной подготовки к урокам.

Судите сами. К каждому такому уроку нужно изготовить дидактические материалы, причем, не просто для всех, а индивидуально для каждого, проанализировав уровень усвоения той или иной темы. Необходимо продумывать этапы урока таким образом, чтобы каждый ученик был включён в учебный процесс, чтобы максимально обеспечить условия успешности учения каждого ребенка посредством сочетания различных организационных форм обучения.

К каким выводам я пришла, апробируя групповую работу на уроке?

  1. Важно использовать работу в парах сменного состава в системе. Вот тогда организация таких уроков эффективна при любых образовательных программах.
  2. Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
  3. В парной работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
  4. В классе меняются отношения между учителем и учениками. Мы – партнёры.
  5. Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, и в самоконтроле.
  6. Решает проблему подтягивания более слабого ученика, учащихся пропустивших занятия по болезни.
  7. Учащиеся в группах оценивают себя. Оценка может быть в виде “звездочки”, “сердечка”, “рожиц” и т. д. Для оценки работы в классе используется оценочная шкала.

На выпуске из 4-го класса все учащиеся справились с предложенными административными работами по математике. Сейчас эти ребята в 6-ом классе: из 24 чел. 17 чел по математике имеют оценки 4 и 5.

Значит, уровень программы все усвоили. И самое главное, детям нравилось работать в таких группах, как в них создавалась ситуация успешности, что очень важно для младших школьников.

Используемая литература:

  1. Гиниятуллина Опыт организации групповой работы на уроках.// Начальная школа. – 2004 - № 1
  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении.-М.: Педагогика,1991
  3. Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников.// Начальная школа. - 1997-№12
  4. Мктчян М. А. Общие методики учебных занятий. - Красноярск, 1992