Урок литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование гражданской позиции, бережного отношения к природе через чтение художественной литературы.

Задачи урока:

  • Формирование представлений о жанрах литературы (стихотворение, рассказ).
  • Сравнение жанров произведений Н.Некрасова и И. Полуянова.
  • Обратить внимание на особенности национального колорита.
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения, выборочного чтения.
  • Воспитание бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу.
  • Учить определять позицию автора.
  • Учить выражать свою читательскую точку зрения.

Умения:

  • выделять слова и предложения, подтверждающие отношение автора к родной природе;
  • определить тему чтения;
  • сравнить стихотворение и рассказ;

Ход урока

Урок литературного чтения мы начнем с загадки:

Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы другого цвета.
(Заяц).

Как вы догадались, что в загадке речь идет о зайце? (меняет шубку с серой на белую)

Как вы думаете, для чего так придумано в природе? (защитная маскировка, сохранение жизни)

Но не одни только хищные звери и охотники опасны для зайцев.

Какие еще опасности подстерегают зайцев, мы узнаем из рассказа Николая Алексеевича Некрасова.

Беседа.

Портрет н.А. Некрасова.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда на Украине, где служил его отец. Когда мальчику исполнилось три года, семья переезжает в деревню Грешнево Ярославской губернии (области), что на реке Волга. Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русого языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. Одно из произведений поэта мы с вами и будем сегодня читать, называется оно "Дед Мазай и зайцы". Вы слушайте и следите по учебнику за моим чтением, после которого вы должны ответить на вопрос - "Какая еще опасность подстерегает зайцев?" (Стихийные бедствия, наводнения)

Чтение стихотворения Н. Некрасова "Дед Мазай и зайцы" - учителем.

Беседа с выборочным чтением.

Ответы на вопросы:

Скажите, ребята, от имени кого ведет повествование поэт? (от имени Мазая)

Какую историю рассказал нам Мазай? (грустную)

Кто может подтвердить это, словами из текста? (начало)

Словарная работа:

Силки - сачок, только больших размеров предназначен для вылавливания рыбы. Мазай из стихотворения Н.Некрасова применял его для вылавливания зайцев.

Багор - длинная палка с наконечником и крючком, служит для подталкивания или подтаскивания в воде бревен.

Аршин - 16 вершков

Вершок - расстояние от конца указательного пальца до его второй фаланги (4,5 см.).

Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев разведенных в разные стороны рук.

Косая сажень - расстояние между кончиками пальцев поднятой вверх правой руки и носком левой ноги.

Выборочное чтение:

"Зачитать, где Мазай обнаружил бедных зайчиков"?

Расскажите, как он спасал зайчишек?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

Найдите подходящие слова к иллюстрации и зачитайте их.

Физкультминутка.

Творческая работа в группах по заданию учителя.

Рассмотрите картин на доске.

Найдите слова в произведении, которые относятся к данной картине. (Было потехи у баб, ребятишек, как прокатил я деревней зайчишек:.)

Как понимаете слово - "потеха"?

Характеристика деда Мазая. Какой человек этот литературный герой? (Добродушный, любит природу)

Как понимаем его слова - "Ладно. Любуйся, а нам не мешай!" (Надо быстрее спасти животных).

А как дед Мазай расстается с зайчатами?

Что бы вы теперь сказали о деде Мазае? (практичный, охотник)

Внимательно вчитайтесь в текст стихотворения, постарайтесь угадать, как автор передает особенности речи старого Мазая и прочитайте тот отрывок, который вам больше понравился.

Индивидуальное чтение отрывков детьми.

Выделение главной мыли стихотворения.

Как вы думаете, что главное в этом стихотворении?

В гостях у Николая Рубцова.

А теперь прочитаем другое стихотворение нашего северного поэта Н. Рубцова, который родился в селе Емецке Архангельской области на живописном берегу реки Северной Двины.

Чтение стихотворения "Про зайца" Н. Рубцова (читает ученик).

Сравнительная характеристика со стихотворением Н. Некрасова.

Что объединяет эти два произведения? (общая тема и любовь к природе)

Эта же тема о животных прослеживается у другого северного писателя И.Д.Полуянова, который родился в Архангельске на улице Садовая. Он написал много рассказов для детей и среди них "Мазай и зайцы".

Чтение рассказа И.Полуянова "Мазай и зайцы" учителем.

Вопросы после чтения:

Что общего в рассказе И. Полуянова со стихами Н. Некрасова и Н. Рубцова? (сюжет, место действия, герои)

Почему мальчика Толю назвали Мазаем?

Кто из вас обратил внимание на речь мальчика?

Словарь поморских слов. Показ словаря "Поморское говоря"

Работа с пословицей

"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

Н. Некрасов

Вопрос:

Почему Н. Некрасов завещал такие слова потомкам? (изучать природу, наблюдать за ней беречь и любить)

Пожелание потомкам:

Играйте же, дети! Растите на воле.
На то вам и красное детство дано.
Чтоб вечно любить это скудное поле.
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
Н.Некрасов

Итог урока

С какими произведениями мы познакомились на этом уроке?

Чему учат нас эти произведения?

Рефлексия:

 

Примечание:

Наглядное пособие к уроку презентация.

( ) - предполагаемый ответ детей