Урок-конференция по химии в 9-х классах "Железный век продолжается?.."

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с характеристикой железа, как химического элемента, и как простого вещества.
  2. Раскрыть значимость изучаемой темы:
  3. A) роль железа в организме человека.
    Б) применение железа в годы В.О.В.
    B) значение железа для развития растений.

  4. Развивать творчество учащихся, умение выступать перед аудиторией, развивать познавательную активность учащихся.

План.

1. Общая характеристика элементов побочных подгрупп.

2. Железо - как химический элемент и как простое вещество.

3. Нахождение железа в природе.

4. Рудные минералы железа.

5. Применение железа.

6. Роль железа в организме человека и животных.

7. Знаете ли вы, что ...

Примечание: класс поделён на группы, пять групп по 6 человек.

на столах у учащихся разложены химические словари, атласы, коллекция "Полезные ископаемые и минералы", периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Таблица "Виды химической связи", кристаллическая решетка железа, лекарственные препараты железа.

Общая характеристика элементов побочных подгрупп

По первому вопросу выступает учитель.

Вопросы:

а) В каких периодах расположены элементы побочных подгрупп?

б) Почему элементы побочных подгрупп относятся к d элементам?

Учитель даёт подробную характеристику элементам побочных подгрупп, отличая, что характерной особенностью этих элементов является то, что заполняется электронами не внешний энергетический уровень, а предвнешний.

Примеры:

Са + 20 1s2 2s2 2p6 3s2 Зр6 3d0 4s2
Fe + 26 1s2 2s2 2p6 3s2 Зр6 3d6 4s2

У атомов d элементов структура внешнего электронного слоя примерно одинаковая (1 или 2 S е). Поэтому d элементы проявляют общие свойства. Атомы d элементов характеризуются невысокой Е ионизации. В их атомах имеются свободные валентные орбитали, поэтому при взаимодействии d элементов друг с другом возникает металлическая связь. Рядом расположенные в периоде d элементы образуют смешанные кристаллы, т.к. сходны электронные конфигурации и примерно одинаковые размеры атомов. Смешанные кристаллы - это один из видов сплавов ( Fe с N ).

Работа со словарём

Что обозначает слово Ferrum (Fe)?

Твёрдые металлы - вещества кристаллические. Их кристаллические решетки сходны с атомными решетками алмаза, но в узлах металлических решеток расположены положительно заряженные ионы, которые притягивают электроны, - связь прочная. Для металлов характерны кристаллические решётки с плотной упаковкой ионов; например, кубическая гранецентрированная (Си); гексагонального типа (Zn), и менее плотная кубическая объёмно - центрированная (Fe).

Характеристика железа как химического элемента и как простого вещества

Этот вопрос освещает первая творческая группа. Они дают подробную характеристику железу, как химическому элементу, останавливаются на строении атома, электронной и графической формуле. Поясняют, отчего железо бывает двух и трёх валентно.

При характеристике железа как простого вещества демонстрируют физические свойства.

(Доклад учащихся прилагается. Смотреть приложение №1)

Нахождение железа в природе

Выступает вторая творческая группа. В своём докладе учащиеся отразили знакомство человека с железом в давние времена. Железо в самородном состоянии встречается на земле главным образом в виде метеоритного железа. Привели много фактов о падении метеоритов на землю.

Редчайшим монументом, посвящённым веществу, является памятник метеориту. В августе 1981 г. группа учёных Москвы, Новосибирска и других городов участвовала в открытии памятника на сопке Метеоритная Красноярского края на месте падения первого "небесного камня". В 1749 г. на этом месте сибирский казак - кузнец Медведев нашёл и вывез из тайги загадочный камень - глыбу весом 42 пуда. А академик П. С. Паллас в 1775 г. передал находку в кунсткамеру. Этот метеорит и назвали "Палласово железо".

Учащиеся этой группы предложили небольшой кроссворд.

(Приложение №2)

Рудные минералы железа

По этому вопросу выступила третья творческая группа.

Учащиеся подробно охарактеризовали минералы железа, сделав таблички с названиями минералов. Все остальные учащиеся рассматривали данные минералы по коллекции.

Учащиеся данной группы предложили два кроссворда по своему вопросу.

(Смотреть приложение №3)

Применение железа

Выступает четвёртая группа учащихся. Звучит музыка "Великая Отечественная война", и учащиеся приводят интересные факты о том, Сколько железа было израсходовано в годы войны.

Учащиеся данной группы составили интересную викторину "Применение металлов побочных подгрупп IV периода в годы войны".

(Смотреть доклад учащихся и викторину - приложение №4)

Роль железа в живых организмах

Пятая творческая группа даёт интересную информацию о роли железа в организме человека и животных.

(Доклады прилагаются. Смотреть приложение №5)

Знаете ли Вы, что...

По этому вопросу выступает каждый учащийся. Учащиеся приводят много интересных фактов, связанных с железом, сплавами железа, и вообще где используется термин "железо", "железный".

Например: берёза - единственное в мире дерево с белой корой, т.к. в коре берёзы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет, а белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным... А есть берёза с тёмно-вишнёвой, тёмно-коричневой и даже с чёрной корой. Древесина у этой берёзы по прочности не уступает многим металлам. Она так и называется - железная...