Урок алгебры в 9-м классе "Решение задач различными способами при итоговом повторении"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Рассмотреть различные способы решения задач при итоговой подготовке к письменному экзамену по алгебре за курс основной школы.
  2. Развивать внимание, математическое мышление, память.
  3. Воспитывать честность, ответственность, порядочность.

Оборудование урока.

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Карточки с заданиями и таблицы для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент-2 мин.

Вступительное слово учителя о том, что на предыдущих уроках мы начали решать задачи из сборника для экзаменов нескольким способами. Сегодня эту работу продолжим. Сначала проверим домашнюю работу, потом решим одну задачу коллективно, одну задачу, работая в группах, и одну задачу работая в парах. Каждый этап работы оценим и в конце урока получим общую оценку за урок.

II. Проверка домашнего задания- 5 мин.

а) Консультанты до начала урока проверили у каждого ученика наличие домашней работы и ее правильность, выставили в тетрадь учета всем оценки.
б) Сначала с помощью мультимедийного проектора разбирается решение всех задач всеми способами (комментируют ученики-консультанты).
в) Затем к доске приглашаются три ученика и решают уравнения и систему уравнений, решения которых остаются на досках до конца урока.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

I уровень.

1. Решить 2 способами задачу.

В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и кроликов.

2. Решить уравнение

II уровень.

1. Решить 2 способами задачу.

Найти катеты прямоугольного треугольника, если известно, что один из них на 7 см больше другого, а площадь этого треугольника равна 30 см?.

2. Решить уравнение:

III уровень.

1. Решить 2 способами задачу.

Первая бригада может выполнить некоторую работу на 10 дней быстрее, чем вторая, а работая вместе они могли бы выполнить ту же работу за 12 дней. За сколько дней каждая бригада могла бы выполнить ту же работу?

2. Решить систему уравнений:

III. Решение задач на составление рационального уравнения или системы уравнений, содержащих рациональное уравнение.

- На столах у каждого ученика лежат списки задач и пустые таблицы, которые будут заполняться по мере обсуждения условий каждой задачи (первой -коллективно, второй - в группах, третьей - в парах) и составления соответствующих решений.

3.1. Решить двумя способами задачу №1.

Задача №1

Катер прошел 120 км по озеру и 120 км по реке, вытекающей из озера. Скорость течения реки 3 км/ч. Найти скорость катера по озеру, если на путь по реке катер затратил на 2 часа меньше, чем на путь по озеру.

  1. Условие задачи читает учитель вслух.
  2. Условие задачи ученики читают “про себя”
  3. Условие задачи пересказывает один ученик.
  4. Заполняется таблица Iа, обсуждается, какое получилось уравнение. (№1А или 1Б)
  5. Заполняется таблица IIб, обсуждается, какая может получиться система уравнений.

3.2. Решить двумя способами задачу №2.

  1. Учащиеся работают в группах по 4 человека, обсуждают и записывают условия под руководством бригадира.
  2. Затем 2 ученика защищают свое решение.

Задача №2.

Требовалось на станке изготовить 240 деталей. Сначала работал ученик мастера, он сделал половину деталей, затем остальные детали сделал мастер. Мастер делал на 3 детали в час больше, чем ученик, поэтому он на 2 часа раньше закончил работу. Сколько деталей в час делал ученик?

При решении задачи возможны два уравнения и две системы уравнений. Если у кого-то система IIб, то решают ее самостоятельно.

Каждый ученик выставляет в свою тетрадь оценку, которую ему выставил бригадир.

3.3. Решить 2 способами задачу №3.

Задача №3

На 240 рублей купили тетради с печатной основой для первоклассников по письму и по математике. Тетрадь по письму на 3 рубля дороже тетради по математике. Сколько стоит одна тетрадь по математике, если денег на тетради по письму и по математике истратили поровну.

1. Учащиеся работают в парах. Обсуждают совместно свое решение двумя способами. Заполняют таблицы №3а, б.

2. Проверяют свое решение с тем решением, которое получено у доски той парой, которая заполняет таблицу на “крыльях” доски. Выставляют друг другу оценки по 5 балльной системе

IV. Итог урока.

Каждый ученик получил оценку за домашнюю работу, работу устно, в группе и в паре, тетради и таблицы сдаются учителю.

Учитель выставляет общую оценку за урок Оценки “5”-4; “4”-10; “3”-9; “2”-0

V. Домашнее задание.

См. сборник экзаменационных материалов.

I уровень № 238 (1)-II ч.
II уровень №238 (2)-II ч.
III уровень №238(1)-II ч.

Всем придумать задачу, которую можно было бы решить тем же самым способом, что и данную.

Спасибо за урок.

Заключение.

Подводя итоги проведённого урока можно отметить, что применение на уроке мультимедийного проектора позволило учащимся быстро проверить правильность решения своей задачи и познакомиться с решением двух других, решенных разными способами.

Ученики-консультанты выступали в роли учителя, комментировали решение, отвечали на вопросы. С интересом восприняли учащиеся задание, где было предложено придумать другую по содержанию задачу, которая решалась бы тем же самым аппаратом алгебры.

На данном уроке 6чел. выступали в роли “бригадиров”, которым честно и объективно пришлось в группах выставлять одноклассникам оценки. Третью задачу в парах верно решили 50% уч-ся. Готовые таблицы помогли эффективно использовать время на уроке. Окончательные итоги урока (после проверки тетрадей учителем) следующие:

“5” – 4 чел.,
“4” – 10 чел.,
“3” – 9 чел.
“2” – нет.

Результаты положительные.

Урок достиг своей цели.