Индивидуальная программа для учащихся 3-го класса "Как составить индивидуальную программу"

Разделы: Начальная школа


I. Пояснительная записка.

Основная задача уроков русского языка - развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Систематический учет знаний, умений и навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится с целью проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоенных знаний и прочности формирования навыков.

По теме "Окончания имен существительных единственного числа" был проведен диктант, результаты которого показали, что пятеро учащихся не справились. Исходя из индивидуальных особенностей детей, после соответствующих теме системе упражнений, устной работы, мною был проведен зачет. Задания подобраны так, что, при единой познавательной цели и общим содержанием, они отличаются разной степенью трудности, т.е. к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. После зачета и анализа ошибок трое учащихся не справились с заданиями. (Левитин Влад, Калюшик Никита, Доржиев Арсалан).

В силу того, что дети по своим индивидуальным особенностям, не смогли справиться с диктантом и зачетом, я составила для них индивидуальную программу обучения по данной теме. Эти дети не посещали дошкольного учреждения , были не готовы к школе (плохо ориентировались в различных ситуациях, не знали букв, цифр и т. д.), замкнутые, речь не развита (особенно у Симонова Стаса, мальчик пошел поздно в школу, разговаривать начал в 4 года, ребенок с дефектом речи, ему рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом). Учитывая вышесказанное, предлагаю программу по теме "Окончания имен существительных единственного числа", с помощью которой дети будут формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных.

II. Программа

/6 часов/

Тематическое планирование

 

№ п/п Тема. Цель. К-во час. Содержание Методы, формы, средства
1. Имя существительное как часть речи Цель: умение обнаруживать в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? что? 20

мин.

- формирование понятия "имя существительное"

Вопросы кто? что? Грамматическое значение существительных:

  • предметы;
  • явления природы;
  • события, процессы, действия;
  • абстрактные понятия.
М: -словесный (беседа, объяснение, работа с книгой);

-практический (упражнения)

Ф: -групповая, индивидуальная.

С: -карточки с заданиями, дидактический материал

2. Род имен существительных.

Цель: умение классифицировать имена существительные по родам.

40 мин. - формирование понятий "мужской, женский и средний род имен существительных".

Окончание как показатель рода. Слова - подсказки ОН, МОЙ, ОНА, МОЯ, ОНО, МОЕ, для определения рода. Согласование имен прилагательных.

М: -словесный

-наглядный

-практический

Ф: групповая, индивидуальная

С: -дидактический материал;

-карточки;

-игра

3. Роль имен существительных в предложении. 30 мин. Вопросы, на которые отвечает имя существительное как в форме именительного падежа, так и в формах косвенных падежей. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее - существительное только в форме именительного падежа. М: -словесный

-наглядный

-практический

Ф: групповая, индивидуальная

С: -дидактический материал;

-карточки;

-игра

4. Склонения имен существительных.

Цель: умение классифицировать существительные по типу склонения.

30 мин. Склонение имен существительных. М: -словесный (беседа, объяснение, работа с книгой);

-практический (упражнения)

Ф: -групповая, индивидуальная.

С: -карточки с заданиями, дидактический материал

5. Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений.

Цель: закрепить знания учащихся о способах проверки безударных падежных окончаний; развитие умения выполнять орфографический разбор имен существительных с безударными окончаниями.

40 мин Способы проверки безударных падежных окончаний. Орфографический разбор имен существительных с безударными окончаниями. М:

-словесный;

-практический;

Ф:

-групповая;

-индивидуальная

С: карточка

6. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.

-совершенствовать умения обозначать мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.

20

мин

- обобщение и систематизация знаний;

- отработка навыка правописания слов с мягким знаком после шипящих на конце имен существительных;

- уметь обобщать слова на изученное правило;

- уметь видеть орфограмму;

Ь - показатель рода существительных.

М:

-словесный;

-практический;

Ф:

-групповая;

-индивидуальная

7. Контрольное списывание

Цель: проверить навык списывания текста без ошибок, сличать с текстом; обнаруживать изученную орфограмму.

40 мин -списывание текста с карточки (: "без ошибок")

-обнаруживать слова с ь после шипящих на конце

-уметь сличать текст с написанным;

М:

-практический;

Ф:

-индивидуальная

С: карточка

5.

Примерный план работы по программе.

Занятие 1.

  1. Повторение теоретического материала: понятие "часть речи - имя существительное"
  2. Выполнение упражнения в приложении №1(зад.1(1,2,3))

Занятие 2.

  1. Повторение теоретического материала: Род имен существительных.
  2. Приложение №1 (зад. 2 (1,2,3))

Занятия 3.

  1. Повторение теоретического материала. Роль имен существительных в предложении.
  2. Приложение №1 (зад. 3 (1,2,3)

Занятие 4-5.

  1. Повторение теоретического материала. Склонение имен существительных и падежные окончания имен существительных.
  2. Приложение №1 (задание 4 (1,2,3), задание 5 (1,2,3).

Занятие 6.

  1. Контрольное списывание. Приложение №2.
  2. Самопроверка.
  3. Работа над ошибками.

III. Требования к ЗУНам.

К концу изучения темы "Часть речи - имя существительное"

ЗНАТЬ:

  1. Что такое имя существительное.
  2. Как изменяется эта часть речи?
  3. Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению.
  4. Какую роль выполняют имена существительные в предложении.

Уметь:

  1. Находить имена существительные в тексте.
  2. Определять склонение, число, род, падеж существительных.
  3. Правильно писать падежные окончания существительных.
  4. Склонять существительные.
  5. Определять роль существительных в предложении.

IV. Литература.

  1. "Стандарты начального образования".
  2. Программа общеобразовательных учебных заведений в РФ. Начальные классы.
  3. Полякова А.В. Русский язык, 1 класс./Метод. рекомендации
  4. Полякова А.В. Русский язык /Учебник.
  5. Ахременкова Л.А. "К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором"М.: Просвещение,2003г.
  6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. "Секреты орфографии",Часть 1.М.: Просвещение, 1991г.
  7. Матвеева А.Н. "Контрольные работы в начальной школе" М.:Дрофа,1999
  8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. "Справочное пособие по русскому языку"/1 класс. Уроки русского языка/ ЗАО "Премьера",1999г.
  9. Журнал "Начальная школа".
  10. Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. Том 1. М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2001г.
  11. Методическое пособие для родителей уч-ся 2 класса. Сост. Н.Г. Кувашова. Волгоград,изд. "Учитель".1998
  12. Перекатьева О.В., Подгорна С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку.1-2 классы, 3-4 классы. Ростов н/Д Феникс,2002.

Приложение.